Сделать доспехи из бумаги руками. Как сделать ламеллярный доспех своими руками. Чтобы сделать доспехи вам понадобятся материалы

Доспехи своими руками из металла

Сделать доспехи из бумаги руками. Как сделать ламеллярный доспех своими руками. Чтобы сделать доспехи вам понадобятся материалы

В этом разделе нашей Оружейной вы сможете купить доспехи рыцарей и русских воинов, щиты и шлемы, кольчуги, а также другую средневековую защиту в точном реконструкционном исполнении.

При желании Мастеру можно заказать нанесение на них обережных рунных ставов и надписей, а также выразить все предпочтения по размерным и другим характеристикам изделия.

Для их изготовления используются только самые качественные материалы: сталь, древесина, кожа и только собственные руки, опыт и умение.

О средневековых воинских щитах

Боевые воинские щиты считают одним из первых видов защит в сражении и подразделяют на древние и средневековые, малые, большие и обычные. Их носят на руке и в руке, они могут изготавливаться из дерева и из стали.

Боевые щиты использовали и римские легионеры, и храбрые викинги, и русские витязи – в качестве защиты от холодного метательного оружия и мечей с палицами им нет равных по надежности.

На таких щитах могла быть вязь или надпись, герб государства или же изображение тотемного животного.

Вообще символизм боевого средневекового щита в культуре, геральдике и вере очень широк: укрыть щитом, дать щит от врагов, подставить щит под тяжелый удар – все эти выражения прочно укрепились в языке всех народов и мира и сознании каждого человека.

Как делается средневековая кольчуга

Самая первая кольчуга была найдена археологами при исторических раскопках скифских поселений и датирована пятым веком до нашей эры. Сама же кольчуга являлась самой распространенной средневековой защитой рыцарей, богатырей, витязей и воинов других стран. Изготавливалась и изготавливается кольчуга путем плетения из колец крупкой стальной проволоки.

Разумеется, это требует сноровки и огромного количества времени. Именно поэтому кольчуга была одним из самых дорогих видов средневековых доспехов, купить которые можно было у кузнецов или оружейников, но при этом и самой удобной в отличие от кованых лат, самой практичной – ведь можно было быстро отремонтировать нанесенные пробои и восстановить плетение доспехов.

В зависимости от предназначения и территории использования, формы, длины и других характеристик кольчуги подразделялись на множество видов и активно использовались в боях по всему миру.

Что входит в состав настоящих средневековых доспехов и их виды

В состав настоящих средневековых доспехов входит защита тела, головы, рук и ног, а также щиты – то есть все то, что делало воина неуязвимым на поле боя. Интересен материал изготовления доспехов. Если брать и сортировать их виды по возрасту возникновения и странам применения, то можно выделить несколько основных видов доспехов:

  • Первые античные доспехи из шкур животных накинутых на плечи или обернутых вокруг груди. С такими доспехами изображены герои античной древности, с ними же ходили римляне на галлов.
  • Бумажные доспехи из плиссированной, прессованной в толстые слои бумаги. Такие доспехи делали и использовали древние китайцы еще в девятом веке до нашей эры, и они настолько послужили им, что те смогли основать крепкую империю.
  • Матерчатые доспехи из нескольких слоев ткани и ваты, простеганных согласно анатомическим потребностям воина. Древние русские же доспехи имели форуму простеганного кафтана, набивавшегося пенькой и конским волосом, и весил тот порой до восьми килограмм.
  • Кожаные доспехи из нескольких слоев кожи буйвола или верблюда с длительным вывариванием в масле для скрепления слоев и получения крепости при гарантии невозникновения задубения при использовании.
  • Ламеллярные доспехи из металлической чешуи. Такие средневековые доспехи были весьма надежными и гибкими, однако имели большой вес, что затрудняло маневренность воина в бою. Чешуйчатые доспехи использовали и русские витязи, и ассирийцы, и другие народы. Такую защиту сложно было пробить даже пулей.
  • Кольчужные доспехи из колец проволоки, ковавшиеся согласно потребности закрыть те или иные части тела. Популярная ныне и покупаемая бармица также относится к кольчужному виды доспехов.
  • Пластинчатые доспехи, названные так по виду крепления – местного назначения: на грудь, плечи и для защиты других жизненно важных и уязвимых частей тел. При этом сами пластинчатые доспехи могли быть изготовления ламмелярным, чешуйчатым и кольчужным методами.
  • Латные доспехи, средневековые латы – цельнокованые доспехи для рыцарей, надевание которых уже было сложной задачей из-за их сложной конструкции и весьма тяжелого веса. Латно-бригантинные доспехи же являются усовершенствованием рыцарских латных доспехов и добавлением пластин в защиту для большей подвижности.

Кольчуги и доспехи русских богатырей или рыцарские воинские доспехи, шлемы и щиты: что купите вы?

Каждому Мастеру оружейного дела очень интересно: что же привлекает современников из видов средневековой защиты, насколько востребован будет рыцарский шлем, боевой щит, кольчуги и доспехи, что же купят сегодня в этом каталоге или на что сделают индивидуальный заказ.

Ведь это не просто работа – это очень ответственное предназначение нести в Мир и возрождать былые Традиции, восстанавливать русские и другие средневековые доспехи, шлемы и щиты по историческим образцам и делать своими руками точные реконструкционные копии.

Именно благодаря пониманию всей важности вверенного Сварогом дара нашими Мастерами каталог Оружейной этого славянского сайта пользуется популярностью, и здесь ежедневно покупают славянские и рыцарские доспехи, щиты, шлемы, кольчуги для личных коллекций, реконструкций боев и даже использования в съемках исторических, приключенческих и документальных фильмов.

Доспехи русского князя, железный шлем русского витязя, славянские и рыцарские боевые щиты и доспехи средневекового рыцаря – наши Мастера способны сделать все это настолько искусно и с учетом ваших пожеланий, что при получении их в руки слышно сердцем и душой: эта защита готова служить вам верой и правдой, охранять вас, ваших потомков и нашу общую Родину.

Выполняем работы по созданию любых типов шлемов и доспеха. Рим, Греция, Европа (все периоды), Русь (все периоды).

Источник: https://veles.bz/catalog/dospehi-shlemy-schity

Ламеллярный доспех: дощатая броня дружин | ЛЮДОТА

Говорят, что история доспехов началась в тот момент, когда человек взял в руки палку.
Скорее всего, так оно и было.

Поэтому ко дню, когда человек сменил палку на мушкет, было придумано великое множество разных доспехов. Это и кольчуга, и латы, и разнообразные брони из металлических пластинок.

Сегодня я расскажу об одном из таких доспехов. Он называется «ламеллярный» — то есть, в переводе с латыни, «пластинчатый».

Фото Ильи Киселева (Новокуйбышевск)

Еще с библейских времен ламеллярный доспех был широко распространен, уступая первенство лишь кольчуге. В ламеллярах сражались кочевники, вожди германских племен и солдаты византийских императоров. Сохранились ламеллярные доспехи чукчей и коряков — кстати, весьма свирепых и неистовых воинов.

И потому, чтобы наш рассказ о ламеллярах вышел не слишком обзорным, сузим тему до Руси 13-14 веков. Это была эпоха монгольского вторжения, время Александра Невского и Дмитрия Донского .

В те времена самый распространенный доспех средневековья – кольчуга (ее называли «броня»), постепенно сдавал свои позиции. Росла популярность пластинчатого доспеха, «брони дощатой».

Ценность воинского снаряжения была высока, и потому им запросто могли рассчитаться «по бартеру». Вот пример. 1287 год. Галицкий князь Владимир Василькович купил село Березовичи, отдав за него «50 гривен кун (денег серебром), 5 локтей скорлата  (дорогого сукна) да брони дощатые».

Источник: https://respect-kovka.com/dospehi-svoimi-rukami-iz-metalla/

Как сделать доспехи викинга своими руками часть 1

Сделать доспехи из бумаги руками. Как сделать ламеллярный доспех своими руками. Чтобы сделать доспехи вам понадобятся материалы

Перевёл alexlevchenko для mozgochiny.ru

Эта статья ознакомит вас с процессом создания своимируками лёгкой и прочной брони из материала под названием Wonderflex.

Wonderflex очень универсальный материал, но есть определенные ограничения на его применение.

В приведенных выше изображениях, все части брони, за исключением шлема, были сделаны из комбинации Wonderflex и Apoxie.

Шаг 1: Что такое Wonderflex?

Wonderflex представляет собой легкоплавкий термопластик (температура «активации» 150 ° -170 ° F), с тканой волокнистой подложкой на одной стороне. При нагревании материал может растягиваться, повторять форму заготовки.

Листы Wonderflex можно соединять вместе. Чем больше вы нагреете материал, тем сильнее будет связь. Для нагрева рекомендую использовать тепловые пушки, но вы также можете прогревать в микроволновой печи более мелкие куски.

Шаг 2: Рекомендованные инструменты

Возьмем «по условию», что у большинства людей дома есть: маркеры, линейки, хорошо освещенные рабочие места. Хотелось бы предложить набор инструментов для работы с Wonderflex:

  • Тепловая пушка;
  • Травматологические ножницы (у них есть зазубренный край, который позволяет резать 3 слоя Wonderflex довольно легко);
  • Ручной пробойник (Wonderflex довольно плохо сверлить. Для чистых отверстий, пробойник лучше всего);
  • Ролик — для склеивания листов вместе;
  • Заготовки для формовки элементов брони;
  • Шлифовальные губки — для сглаживания текстуры материала;
  • Полиэстерный наполнитель и грунтовка;
  • Паяльник;
  • Респиратор, перчатки и защитные очки;

Для объемных деталей будем использовать материал под названием Apoxie Sculpt (глина), что твердеет в течение ночи, сохнет, почти без усадки и легко поддаётся шлифовке. При работе с Apoxie могут пригодиться некоторые инструменты для работы с глиной.

Шаг 3: Создаём шаблоны брони

Любой проект всегда начинается с чертежей. Есть множество способов, как их получить. В первую очередь, если изображение желаемой реплики находится в видеоигре, опытный мастер сможет извлечь файлы в виде 3D модели, с которыми можно проводить манипуляции.

У меня был манекен, который соответствовал размерам моего туловища. После распечатки набора шаблонов брони, соединим липкой лентой части вместе, чтобы визуализировать форму брони. Если куски не соответствуют друг другу и нужна дополнительная корректировка, внесите необходимые изменения в шаблон, а затем распечатайте новый кусок.

Бумага является хорошим аналогом для Wonderflex. Потратьте время на подгонку шаблонов. Если вы сможете настроить все элементы надлежащим образом, то в дальнейшем сможете сэкономить много времени и избежать больших разочарований, при попытках формовки Wonderflex.

Шаг 4: Увеличиваем толщину листов

После того, как шаблоны отсортированы, пришло время перевести их на Wonderflex.

Толщина одного слоя на самом деле довольно небольшая и материал не будет держать заданную форму при каком-либо воздействии на него. Кроме того, при формировании частей только из одного слоя, материал будет морщится вдоль тех областей, которые растягиваются. Для решения данной проблемы соединим вместе несколько листов, прежде чем формировать из них части костюма.

Для больших площадей, таких как грудь и спина, было решено использовать три слоя. Нагреем их тепловой пушкой, после чего прокатаем  с помощью валика.

Для того, чтобы предварительно скрепить листы вместе и они не сдвинулись во время прокатки, можете воспользоваться булавкой или аналогичным предметом.

Однако рекомендую предварительно убедится в том, что нагретый Wonderflex не будет прилипать к поверхности валика. Мой ролик имеет силиконовый барабан, так что это не было проблемой.

Для других частей, которые не так интенсивно подвержены износу (плечи и бедра), используем по 2 листа, чтобы сделать предварительную основу для элементов брони.

Шаг 5: Основные составные части

После того, как листы уплотнены, пришло время вырезать заготовки.

Гораздо легче вырезать форму из заранее сформированного куска. Ведь если резать кусок, а затем растягивать его по форме, то в конечном итоге результат будет «кривоват».

На первой картинке показана «пустая» панель. Эта часть была выполнена из 2 слоёв Wonderflex. Воспользуемся старой пластиковой трубой (можно взять любой непористый и термостойкий материал) для достижение желаемой кривизны.

Можете использовать крупные переходники из ПВХ труб —  строгие линии и высокая термостойкость сделает их отличным инструментом для формовки Wonderflex.

Для того, чтобы предотвратить прилипание, покроем часть листа металлизированным скотчем.

Для охлаждения простых форм воспользуемся ведром с холодной водой.

После нагрева листа, придаем ему нужную форму, затем погружаем его в воду. Для полного остывания достаточно около 5 минут (на воздухе), но с помощью метода «ведра» процесс занимает секунды.

После того, как получили нужную форму, возьмём выкройку и обведём её на заготовке. Используем небольшие зажимы, чтобы зафиксировать шаблон, во время прорисовки.

После перенесение контуров шаблона, просто вырежем нужную форму. Как писал раньше, для резки Wonderflex использовал травматологические ножницы. Хотя канцелярский нож, также отлично работает.

Шаг 6: Греем, формируем, выгибаем, повторяем…

Есть некоторые части брони, которые нельзя получить вышеописанным способом.

В отличие от предыдущего этапа, предварительно нужно перенести рисунок и только после этого постепенно формировать элемент костюма.

Начиная с голени, формировал основные детали используя ногу манекена. В то время, как это позволило мне добиться довольно точных основных форм, оставались мелкие морщинки и  волнистые края. В этом случае, чтобы разгладить их необходимо сконцентрироваться на одной области, нагреть её, сформировать изгибы, а затем замочить  в ведре с ледяной водой.

Шаг 7:

На рисунке 2 можете увидеть метод формирования секций спины и груди. Поскольку эти детали слишком большие, чтобы вместиться в ведре с ледяной водой, начинать процесс нагрева стоит с размещения сверху листа влажного полотенца. После завершения заготовка покрывается вторым полотенцем, смоченным в ледяной воде.

Этот процесс повторяем несколько раз, до тех пор, пока не достигнем желаемой формы. Потребовалось несколько проходов и растяжек по углам и краям, чтобы добраться до этой «точки».

На рисунке, можете видеть переднюю нагрудную пластину после формовки. Сделаем небольшие разрезы вдоль рук и шеи для того, чтобы растянуть форму  вдоль краёв и увеличить кривизну. Затем покроем их тонкими полосками Wonderflex для укрепления швов. Если броня должна быть гладкой в этих областях, можете закрыть эти разрезы с обратной стороны, чтобы отделка имела плавный вид.

После того, как части сформированы, хорошей идеей будет примерить их на манекене, чтобы убедиться в том, что все швы совпадают.

Шаг 8: Добавляем накладываемые детали

Wonderflex отлично работает с большими поверхностями и широкими формами, но для более определенных областей и чётких деталей, вы должны будете использовать другой материал.

Предпочитаю использовать 2-х компонентную эпоксидную глину «Apoxie Sculpt». Все объемные детали, за исключением деталей наплечников, были вылеплены из неё.

Хотелось бы отметить, размещение дополнительных деталей (на голени) позволит скрыть линию шва между двумя половинами Wonderflex и сделает поверхность элемента брони единым целым. Apoxie довольно хорошо обрабатывается абразивом.

Для изготовления заклепок для брони, воспользуемся мебельными гвоздями. Предварительно просверлим отверстие, отрежем заостренный конец и суперклеем приклеим их на место.

Шаг 9: Шлифуем и сглаживаем поверхность

Предварительно не забудьте надеть респиратор. Все работы следует проводить на улице или в хорошо проветриваемом помещении.

Первым шагом будет обработка грубой наждачной бумагой сформированных деталей брони. В зависимости от того, насколько хорошо вы вылепили формы процесс может быть или очень коротким или очень длительным.

После того, как поверхность глины будет выровнена, покроем части автомобильной грунтовкой в три слоя. Все маленькие шишки и рябь нужно будет сгладить. Для небольших дефектов будем использовать замазку в качестве наполнителя. На детали, которые будут подвержены сгибам, важно наносить небольшие слои шпаклевки,  потому что она может ломаться во время перегибов.

Для груди и спины, которые имеют много небольших вмятин используем метод шлифования губкой.

Если у вас есть области с глубокими дефектам или крупными вмятинами, можете использовать полиэфирный наполнитель. Данный наполнитель может немного гнутся, что позволяет Wonderflex не полностью становиться жестким.

После нанесения наполнителя, нанесём ещё пару слоев грунтовки. Если вы собираетесь состаривать поверхность брони, то можете оставить немного внешних дефектов.

Шлифуя Wonderflex вы можете получить края, с которых торчат волокна. Быстрый проход горячим ножом или паяльником исправить эту проблему.

ЧАСТЬ 2

(A-z Source)

Источник: http://mozgochiny.ru/igrushki-podarki/kak-sdelat-dospehi-vikinga-svoimi-rukami-chast-1/

Что проще сделать – кольчугу или пластинчатую броню?

Сделать доспехи из бумаги руками. Как сделать ламеллярный доспех своими руками. Чтобы сделать доспехи вам понадобятся материалы

Периодически в кругу людей, интересующихся военной историей, доспешным делом и т.п.

, кто-нибудь обязательно задает вопрос – почему кольчуга? В том смысле – почему оружейники древности предпочитали делать кольчуги, почему пластинчатый доспех так и не смог ее вытеснить полностью, почему латные панцири не распространились по всей планете, так, в общем-то, и оставшись специфическим доспехом Европы?

Современная кольчуга из очень крупных колец, простого плетения. На Руси такие назывались “байдана”

Толика абсурда… А абсурда ли?

Для современного человека это кажется глупостью – плести “железную рубашку” из отдельных колечек. Зачем, если, вроде бы, можно взять кусок металла и отковать нагрудник или наспинник целиком? Плести кольчугу – это ж адова работа, долгая, кропотливая, а результат не особенно-то и впечатляет своей прочностью. Поэтому – почему кольчуга?

А я вам напомню общемировую тенденцию…)

Из всех видов железных доспехов кольчужный – самый древний. В античном мире, уже умея делать корпусные пластинчатые доспехи из меди или бронзы, из железа предпочитали мастерить именно кольчуги. Пластинчатые доспехи распространились в Риме в эпоху его расцвета, но как только империя стала клониться к закату – опять сменились в легионах кольчужными.

Обратите внимания: кольчуга железная, а шлем бронзовый. Это вполне характерно для эпохи железа в Античности в целом.

Ну не могли еще шлем из железных пластин отковать, не умели!

Когда Западная Римская империя рухнула, и на ее останках начали возникать королевства “варваров” – готов, галлов (франков), даков, белгов и прочих, несть им числа, пластинчатые доспехи в Европе перестали делать ВООБЩЕ.

Только кольчуги, и то в небольших количествах. Крестоносцы впервые “познакомились” с чешуйчатой броней – броней из небольших стальных пластинок – пообщавшись с византийцами, которые это умение сохранили.

В 1204 году Константинополь пал. Нет, это были не тюрки-османы, те пришли на пару столетий позже.

В начале тринадцатого века столицу Ромейской империи захватили крестоносцы – и именно с тринадцатого века по Западной Европе начал массово распространяться пластинчатый доспех. Мастеров и технологии вывезли из Константинополя.

Ну, монголы еще, считается, “одарили” Европу идеей хатанги, т.е. бригантины, но вряд ли монголы были склонны делиться технологиями…)

О чем это говорит? Да о том, что для древних делать доспехи из железных пластин было намного сложнее, чем плести рубашки из колец!

Один вопрос – почему?

Человек, задающий этот вопрос, забывает о том, что современные металлургические технологии, даже в деле ручной ковки, превосходят древние на много порядков.

Что нужно сделать для изготовления кольчуги?

Взять произвольное количество кусков металла.

Расплющить до состояния листа либо вытянуть из них проволоку.

Нарубить из листа энное количество сплошных колец либо нарезать проволоку и накрутить из нее колечки. Все. Кузнечная работа почти закончена – сиди, плети, только разомкнутые кольца нужно заклепывать, и все. Да, долго. Кропотливо. Нужна пропасть терпения и железный зад. Но технически – не слишком сложно.

А что нужно для того, чтобы делать пластинчатые доспехи?

Мелкопластинчатые доспехи византийского образца

В первую очередь – большие куски качественного железа или стали.

Дело в том, что очень долгое время изготовить стальной лист большого формата, пригодный для того, чтобы сделать из него деталь латного доспеха, для оружейников было проблемой. Кустарное производство – здесь перекалил, тут недокалил, здесь молотком слишком сильно ударил и загубил заготовку… Металл должен быть равномерной толщины и одинаковых свойств по всей площади листа.

Здесь есть аксиома: чем больше площадь элемента пластинчатого доспеха, тем сложнее средневековому оружейнику было его изготовить.

Особенно – латные доспехи, которые делались из сплошных кусков металла, повторяющих формы человеческого тела. То есть, грубо говоря, кираса – это не просто стальной лист, кое-как вогнутый. Она должна повторять, пусть условно, форму груди, живота и спины, иначе носить ее будет невозможно.

Именно поэтому доспехи долгое, очень долгое время набирались из пластинок шириной в два-три пальца, которые приклепывались к кожаной или тканевой основе. Так гораздо проще посадить броню по фигуре.

Готическая кираса с ребрами усиления. Очень высокий уровень оружейного мастерства

Тайна латных доспехов

Латные доспехи и бригантины из крупных пластин в Европе появились только тогда, когда появились технологии, позволяющие выштамповку крупных кусков металла – и ни годиком ранее.

Фактически – когда появились первые мануфактуры, что-то, напоминающее заводы, фабрики и вообще организованную промышленность.

Если вы, паче чаяния оказавшись попаданцем в XII веке, вздумаете заказать себе латный доспех, то самый лучший кузнец вам скажет только одно:

-Ну, барин, ты задачи ставишь…

Он не сможет. У него для этого ни знаний, ни даже нужных инструментов нет. Тут ведь одним горном, кувалдой и щипцами не обойдешься, тут нужны заводские прессы, штампы, а главное – нужен очень качественный металл. С ним тоже была проблема.

Именно поэтому кираса вплоть до семнадцатого столетия (приблизительно) стоила гораздо дороже кольчуги. Кольчугу делать было долго и муторно, но технически несложно.

А вот кираса требовала при изготовлении высокого уровня профессионализма и инструментария, который не во всякой кузне найдется.

А еще учтите, что она должна быть прокована и прокалена максимально равномерно, чтобы стрелу или пулю хотя бы на излете выдерживать…

То же касается и шлемов. Шлемы в раннем Средневековье в основном собирали из нескольких пластин на заклепках либо кузнечной сварке. Есть, конечно, отличия – “вендельский” шлем, к примеру, хоть и был большей частью железным, но собирался на бронзовом (!) каркасе.

Вендельский шлем

Стоил даже простенький шлем-колпак очень дорого. А вот что-то сложное, вроде топхельма… Небольшую деревеньку на него купить можно было. И заметьте: топхельм, хоть и набран из нескольких склепанных между собой пластин, ни хрена не эргономичной формы!

Поэтому, например, в захоронениях викингов шлемов найдено очень немного, знаменитый “шлем из Гьермундбю” – чуть ли не единственный. Слишком сложно было для древних делать такие штуки…

В принципе, именно по этим причинам в России латный доспех толком и не распространился. Обходились юшманами, бахтерцами и т.п. Их было проще делать, а уровень защиты они давалиприемлемый. Из латных элементов наши предки до XVII века ковали в основном наручи и поножи. Это гораздо проще, чем нагрудники, наспинники, набедренники…

Русские солдаты “полков иноземного строя”, XVII век.

И в семнадцатом столетии латный доспех вроде вот такого, как на картинке выше, в Московском царстве, насколько я в курсе, производился в ограниченном количестве. В основном такая броня ввозилась из-за границы.

А уже в XVIII веке от доспеха на войне отказались.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5afc75f957906adae97b61f0/5b8e69843d023700a98d2171

Ламеллярный доспех: дощатая броня дружин

Сделать доспехи из бумаги руками. Как сделать ламеллярный доспех своими руками. Чтобы сделать доспехи вам понадобятся материалы

Говорят, что история доспехов началась в тот момент, когда человек взял в руки палку.
Скорее всего, так оно и было.

Поэтому ко дню, когда человек сменил палку на мушкет, было придумано великое множество разных доспехов. Это и кольчуга, и латы, и разнообразные брони из металлических пластинок.

Сегодня я расскажу об одном из таких доспехов. Он называется «ламеллярный» — то есть, в переводе с латыни, «пластинчатый».

Фото Ильи Киселева (Новокуйбышевск)

Еще с библейских времен ламеллярный доспех был широко распространен, уступая первенство лишь кольчуге. В ламеллярах сражались кочевники, вожди германских племен и солдаты византийских императоров. Сохранились ламеллярные доспехи чукчей и коряков — кстати, весьма свирепых и неистовых воинов.

И потому, чтобы наш рассказ о ламеллярах вышел не слишком обзорным, сузим тему до Руси 13-14 веков. Это была эпоха монгольского вторжения, время Александра Невского и Дмитрия Донского .

В те времена самый распространенный доспех средневековья – кольчуга (ее называли «броня»), постепенно сдавал свои позиции. Росла популярность пластинчатого доспеха, «брони дощатой».

Ценность воинского снаряжения была высока, и потому им запросто могли рассчитаться «по бартеру». Вот пример. 1287 год. Галицкий князь Владимир Василькович купил село Березовичи, отдав за него «50 гривен кун (денег серебром), 5 локтей скорлата  (дорогого сукна) да брони дощатые».

Части ламеллярного целого

До середины прошлого века считалось, что в Древней Руси не было пластинчатых доспехов. Только кольчуги. Многочисленные изображения ламелляров на иконах и миниатюрах, фресках и каменной резьбе считались условными. Игнорировалось даже упоминание «броней дощатых» летописцами. Находили кольчуги — значит, только они и  были.

Прорыв случился уже после Великой Отечественной войны, когда археологам стали попадаться не только отдельные пластинки, но и спекшиеся временем куски ламеллярного набора. В одном только Новгороде в 1948-1958 годах были обнаружены более 500 доспешных пластинок, датируемых разными веками.

И хотя сейчас найдена уже масса разных пластин, ни одного целого ламеллярного доспеха не обнаружено. Оно и понятно — дощатая броня была большой ценностью, ее берегли как зеницу ока. Если дружинник погибал, его доспех всегда находил нового хозяина.

Летопись рассказывает, что когда в 1315 году тверской князь Михаил разбил новгородцев у Торжка, то «кони их и доспехи пойма»

Другое дело, случайно потерянные пластинки. Например, был у дружинника набор запасных пластинок для доспеха. Но случился пожар и его дом сгорел. Людей и кое-какое имущество спасли, а запасной комплект остался в огне. Вполне бытовая ситуация.

Вот почему все современные реконструкции ламелляров — это лишь версии. Формула проста: точная копия найденных пластин + внешний вид с древнего изображения.

Миниатюра Симоно-Хлудовской Псалтири (Русь, 1270 г.)

Основа доспеха, как мы видим, корпусная «маечка», вроде современных бронежилетов. Ее длина — чуть ниже пупка, чтобы не мешала сидеть — в седле и на лавке. Длиннее нельзя — доспех при посадке в седло поднимается и упирается шейным вырезом прямо в кадык. Приятного мало.

К корпусному доспеху крепится защита рук — набицепсники, и бедер — набедренники. Ни те ни другие до нас тоже не дошли.

Можно предположить, что набицепсник выглядел как труба, длина которой  доходила до локтя. Рука продевалась в него, а затем набицепсник пристегивался к плечу корпусного доспеха. Примерно как на фото.

Набицепсник из длинных полос, расположенных встык, встречается на некоторых древних изображениях

Набедренники одевались поверх корпусного доспеха и, вероятно, кроились как два прямоугольника, либо трапеции.

От трех до тринадцати

Точных указаний, чем надобно вязать ламелляры, наши предки тоже не оставили. Ясно только, что это органический материал, который со временем гниет и распадается в прах.

Одни мои друзья-реконструкторы носят ламелляры, связанные кожаными шнурками. Другие, да и я в их числе, льняным шнуром. Шнур не простой, вощеный. Это делает его крепче и устойчивей к перетиранию.

Впрочем, случается оно нечасто. Если же владелец ламелляра только и занимается тем, что меняет шнуровку, пора задуматься. Что-то здесь не так.

Поясню на примере. Свой ламелляр я связал летом 2009 года, то есть два с половиной года назад. За это время я менял перетертые шнурки только локально и не больше четырех-пяти раз. Считаю, что это отличный запас прочности для боевого снаряжения!

И вот что еще надо иметь в виду. Пластины моего доспеха делались современными средствами. Отверстия в них сверлили на станке, а не пробивали зубилом на горячую. Те же, кто пробивал, рассказывают, что отверстия у них получались с развальцованными краями, а это еще лучше бережет шнуровку.

Бок корпусного доспеха из 13-дырочных гомельских пластин. Реконструкцию доспеха из трехдырочных пластин вы можете увидеть на следующей фотографии.

На Гомельщине найдены доспешные пластины размером семь сантиметров на полтора. Они имеют аж 13 отверстий!

И есть пластины, почти такого же размера, вязавшиеся через три отверстия!

Однако  в обоих случаях удалось реконструировать отличные по защите и удобству ламелляры.

Понятно, что пластинчатые доспехи не имели ГОСТа, но их главный принцип всегда оставался незыблем.

Каждая пластина слегка заходит на соседнюю, а каждый ряд — на следующий.

Благодаря взаимоперекрытию с четырех сторон, крепкий и надежный ламелляр получается из пластин, толщиной меньше милиметра.

Я не оговорился.

Пластины ламеллярного доспеха легко гнуться руками. Но вы же знаете притчу про веник, прутья которого легко переломать по-отдельности?

Кроме того, при взаимной шнуровке пластин достигается эффект круговой поруки. Одна пластина держится сразу тремя-четырьмя разными шнурками. И потому если один из них лопнет, доспех не рассыпется.

Личный опыт

О доспешных пластинах, найденных на территории Руси, можно говорить бесконечно. Как правило, все они слегка выгнуты, для большей крепости.

Есть пластины с волнистым краем, а есть с миниатюрными выпуклостями в виде полусферы — «умбончиками». Для чего кузнец выколачивал их на каждой пластине точно не ясно.

Ряд специалистов считает, что умбончики играли туже роль, что и ребро жесткости, компенсируя неважное качество металла.

С практической стороны мне лучше всего известны гомельские стреловидные пластины, из которых и состоит мой ламелляр. Они показаны на последней иллюстрации этого текста (IV отдел).  Немного о них — поделюсь, так сказать, личным опытом.

На мой взгляд, главная особенность стреловидных пластин из Гомеля в том, что их шнуровка спрятана под пластины.

А значит, не мешает, время от времени, чистить доспех наждачкой.

Впрочем, наждачка это крайняя мера.

Основное противоядие от ржавчины — периодическая смазка ламелляра жиром или маслом. Чтоб вода как с гуся!

Для ламеллярной брони самые опасные сражения — зимние.

Снег налипает на пластины и забивается в щели между ними. Приходится сперва очистить доспех щеткой, затем протереть сухой тряпкой и обязательно положить на просушку возле печи.

Другая беда ламелляров — ржавчина с изнанки доспеха.

Дело понятное. Ты сражаешься и потеешь, твоя рубаха соответственно мокнет, а надетый на нее доспех ржавеет.

Рецепт тот же — масло, сушка, наждачка, масло…

Сожженая мастерская

Не так часто, как хотелось бы, но все же археологам попадаются мастерские по сбору  доспехов. Крупнейшую из них, сожженую монголами в 1239 году, нашли четверть века назад на Гомельщине. Под ее рухнувшими стенами оказалось более 1600 разных предметов!

Часть из них уже не удастся определить, однако есть и вполне понятные предметы. Например, перекрестия и навершия, еще не одетые на клинки 12 мечей и сабель. Если бы не атака монголов, они были бы закончены.

Кроме оружия, в гомельской мастерской собирали кольчуги и ламеллярные доспехи. Пластины более двадцати видов, с самым разным количеством и расположением отверстий, были рассыпаны по мастерской или лежали аккуратными кучками.

Пластины, которые были найдены в Гомельской мастерской

Судя по тому, что на некоторых пластинах удалось распознать следы истлевшей ткани, восемь веков назад они лежали в мешках.

Нашлись среди всего обилия пластин и заготовки — еще без отверстий и изгиба, с заусенцами на краях. Археологам попалось несколько бракованных пластин, треснувших, когда мастер пробивал в них отверстия.

Естественно, без находок инструментов это была бы не мастерская, а склад. Удалось раскопать оселки, шлифовальный камень и точильный круг. Рядом лежали напильник, спиральное сверло и длинное шило.

А вот кузнечного горна не нашлось ни в самой мастерской, ни вблизи нее. Значит, в ее стенах велись только сборочные и подгонные работы, а ковали все где-то в другом месте…

А вот о том, где и как ковали — я расскажу в одном из следуюших постов. Может быть даже скоро))))

Литература:

А. Н. Кирпичников «Древнерусское оружие»

А.Ф. Медведев  «К истории пластинчатого доспеха на Руси»

О.Л. Макушников и  Ю.М. Лупиненко  «Ламеллярный доспех восточнославянского ратника начала XIII века (по материалам раскопок в Гомеле)».

Только лучшие материалы и новости науки

Источник: https://proshloe.com/lamellyarnyj-dospeh.html

Как сделать ламеллярный доспех своими руками

Сделать доспехи из бумаги руками. Как сделать ламеллярный доспех своими руками. Чтобы сделать доспехи вам понадобятся материалы

Ламеллярный доспех считается одним из самых эффективных видов древней брони. Первые упоминания о нем относятся к библейским временам. Известно, что данная броня по своей эффективности превзошла латы.

Она заняла второе место после кольчуги, которая постепенно начала сдавать свои позиции.

В 13-14 веках ламеллярный доспех заменил ее полностью и стал широко использоваться кочевниками, византийскими солдатами, чукчами, коряками и германскими племенами.

История названия

Свое название “ламеллярный” доспех получил благодаря своеобразной конструкции, состоящей из множества металлических пластинок (лат. lamella – “пластинка”, “чешуйка”).

Данные стальные элементы соединяются между собой при помощи шнура. Ламеллярный доспех в каждом государстве имел свои отличительные особенности.

Но принцип соединения пластинок шнуром был общим для устройства всех древних доспехов.

Броня из бронзы

В Палестине, Египте и Месопотамии для изготовления лямелляров использовалась бронза. Широкое применение данный металл получил на востоке и в центре Азии. Здесь ламмелярными доспехами оснащались воины до девятнадцатого века.

Какая была броня в Древней Руси?

До середины двадцатого века среди ученых, исследовавших древнерусское вооружение, бытовало мнение, что наши предки пользовались только кольчугами. Данное утверждение оставалось долгое время неизменным, несмотря на то, что на фресках, иконах, каменной резьбе и миниатюрах был изображен ламеллярный доспех. Дощатая броня считалась условной, и всякое упоминание о ней игнорировалось.

После окончания Великой Отечественной войны советскими археологами на территории Новгорода было обнаружено свыше 500 обгоревших ламеллярных пластинок. Находка дает основания утверждать, что древнерусичами также широко использовался ламеллярный доспех.

Русь. Годы монгольского вторжения

В результате археологических раскопок на территории Гомеля ученые обнаружили самую крупную мастерскую по изготовлению доспехов. Она была сожжена монголами в 1239 году. Под завалами археологи обнаружили мечи, сабли и свыше двадцати видов уже готовых ламеллярных пластинок.

В отдельном помещении были найдены бракованные чешуйчатые изделия и заготовки: они не имели отверстий и изгибов, а края пластин содержали заусенцы.

Факт нахождения длинного шила, напильника, спирального сверла, точильного и шлифовального кругов поначалу подтолкнул ученых к мысли о том, что именно здесь изготавливался, собирался и подгонялся ламеллярный доспех. Изготовление брони между тем возможно только при наличии кузнечного горна.

Но данное оборудование не было обнаружено ни в помещении мастерской, ни поблизости. Исследователи пришли к выводу, что в Гомеле был обнаружен древний оружейный склад, сам же производственный процесс по изготовлению доспехов осуществлялся в другом месте.

Что собой представляет ламеллярная броня?

Посредством соединения небольших металлических пластин при помощи шнурков собираются ленты, из которых состоит ламеллярный доспех. Фото внизу представляет особенности сочетания стальных чешуек в изделии.

Работа по сборке должна происходить таким образом, чтобы каждая пластинка одним своим краем перекрывала соседнюю.

После проведения исследований реконструированной брони разных стран ученые пришли к выводу, что пластины, из которых состоял ламеллярный доспех Византии, не перекрывались, а плотно прилегали друг к другу и крепились к коже.

Ленты связывались между собой сначала горизонтально, а затем – вертикально. Ковка металлических пластин была занятием трудоемким. Сам же процесс сборки доспехов особой сложности не представлял.

Описание

Вес доспеха из пластин толщиной 1,5 мм составлял от 14 до 16 кг. Ламеллярный доспех с расположенными внакладку пластинками по эффективности превзошел кольчугу.

Кираса, созданная по ламеллярному образцу, способна надежно защитить от колющего оружия и стрел. Вес данного изделия не превышает пяти килограмм.

Сила удара оружия противника рассеивается по поверхности брони, не причиняя при этом никакого вреда воину, облаченному в доспехи.

Способы крепления

С целью предотвратить повреждения доспеха пластинки в нем связывались двумя специальными шнурами так, чтобы их длина с тыльной стороны была незначительной. Если один шнур разрывался, стальные элементы в доспехе удерживались вторым.

Это давало возможность воину при необходимости самостоятельно заменять поврежденные пластинки. Такой метод крепления был основным, но не единственным. Также можно было использовать металлическую проволоку или заклепки. Такие конструкции отличались высокой прочностью.

Недостатком второго метода является малая подвижность доспеха.

Сначала для соединения стальных пластин применялись ремни. Со временем эта практика была прекращена. Обусловлено это было тем, что при рубящих ударах меча ламеллярный доспех часто повреждался. Броня, в которой использовались заклепки и проволока, способна была выдержать удары различных типов оружия.

Форма

Составные элементы доспеха представляют собой прямоугольные стальные изделия с равномерно распределенными по всей поверхности парными отверстиями. Некоторые пластинки в нем содержат выпуклости. Они необходимы для того, чтобы лучше отражать или ослаблять удары стрел, копья и другого оружия.

Где встречается пластинчатая броня?

При воспроизведении исторических событий Средневековья в художественных фильмах герои часто используют ламеллярный доспех. «Скайрим» – одна из популярных компьютерных игр, где также теме пластинчатой брони уделяется много внимания. Согласно условиям, данные доспехи носят наемники, мародеры и главари бандитов.

По игре данная тяжелая броня становится доступной после прохождения восемнадцатого уровня, когда у героя появляется необходимость в более серьезном уровне защиты. Ее способен обеспечить усовершенствованный стальной пластинчатый доспех, который по своим характеристикам существенно превосходит обычный комплект из стали.

Как сделать ламеллярный доспех?

Стать обладателем этой тяжелой брони можно двумя способами:

  • Воспользоваться услугами мастерских, занимающихся изготовлением таких доспехов.
  • Обзавестись необходимыми чертежами, схемами и материалами, после чего начать изготавливать ламеллярный доспех своими руками. Осуществлять работу можно с привязкой к какому-либо историческому событию. Или же просто изготовить пластинчатую броню по понравившемуся рисунку.

Что понадобится для работы?

  • Стальные пластинки. Они являются самым важным элементом в доспехе и обязательно должны иметь соответствующую схеме сборки форму. Толщина пластин, прошедших закалку, не должна превышать 1 мм. Намного эффектнее будет выглядеть ламеллярный доспех из выпуклых пластинок, которые, в отличие от плоских, стоят дорого.

    Учитывая размеры корпуса человека, можно предположить, что на броню понадобится не менее 350–400 пластинок размером 3х9 мм.

  • Кожаные ремни. Они необходимы для связывания между собой металлических пластин. Оптимальная толщина поясов должна составлять 2 мм. Опытные пользователи рекомендуют не приобретать уже готовые ремни.

    Лучше обзавестись листами кожи нужной толщины, а пояса нарезать самостоятельно. Это позволит правильно рассчитать необходимую длину шнуров. Рекомендуется нарезать ремни шириной 0,5 см. Они идеально подойдут для отверстий, диаметр которых составляет 0,3 см. Для работы понадобится 80 м шнура. Для изготовления ремней можно использовать сыромятную кожу или шелковый шнур.

    Полосы должны разрезаться вдоль таким образом, чтобы они с трудом могли проходить сквозь отверстия в пластинках.

Как происходит процесс?

  • Приготовленные стальные пластинки должны иметь парные отверстия. Они выполняются сверлом. Каждое отверстие прошивается капроновыми нитками. Перед тем как приступить к прошивке, каждую пластинку следует отшлифовать, после чего толщина ее может несколько уменьшиться.

    Несмотря на то, что уменьшение толщины особо не заметно, поскольку пластинки ложатся внахлест друг к другу, изначально рекомендуется их толщина не менее 1 мм. При тестировании лямеллярного доспеха с пластинами в 1 мм четыре стрелы, выпущенные с расстояния 20 м при натяжении лука весом в 25 кг, не нанесли серьезных повреждений броне.

  • Отбивка пластин.

    Процедура необходима для формирования выпуклостей на изделиях. Выполняется данная работа на деревянной основе при помощи трехсотграммового молотка со скругленным бойком.

  • Покраска пластин. Для воронения изделия можно использовать растительное масло. Перед работой изделие подлежит термическому воздействию. Обрабатываются поверхности пластинок с двух сторон.

    Рекомендуется внутреннюю часть покрывать специальным лаком по металлу, а наружную – просто отполировать, а при необходимости пролудить и покрыть позолотой.

  • Обработка ремней. Перед тем как пропускать шнур через отверстия в пластинах, куски кожи, из которой он изготавливается, должны быть обработаны. Для этого шнуром несколько раз проводят по куску твердого воска.

    Если ремень полотняный, то он подлежит процедуре вощения. Время от времени ремни рекомендуется протирать тряпкой, смоченной в растительном масле. Это защитит их от возможного пересыхания. Стальные пластинки также рекомендуется обрабатывать маслом. Для окантовки рекомендован исключительно кожаный ремень.

  • Для работы рекомендуется использовать ремни из кожи.

    Они лучше, чем изделия из шелковой нити, так как способны растягиваться. Это качество особенно важно при создании лямеллярных доспехов, поскольку броня, огибая корпус, изначально должна быть очень тугой, растягиваться спустя некоторое время.

  • На концах пластин в парные отверстия пропускаются ленты, которые в дальнейшем связываются.

    Необходимо следить за тем, чтобы связывание происходило свободно. Это даст стальным пластинкам возможность двигаться друг над другом по типу сегментной брони.

  • Чтобы на пластинках не образовывалась ржавчина, их нужно обрабатывать при помощи ортофосфорной кислоты. Тусклый металлик – такой цвет приобретает лямеллярный доспех после обработки кислотой.

  • Для изготовления самодельного лямеллярного доспеха можно использовать пластинки из мягкой оцинкованной жести.

Кустарная броня, выполненная в домашних условиях, преимущественно предназначается для красоты, а не для защиты. В основном она используется как сувенир.

Источник: https://FB.ru/article/265009/kak-sdelat-lamellyarnyiy-dospeh-svoimi-rukami

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.