Российская армия в арктике. Как и зачем Россия создаёт арктическую группировку войск

Российские владения в Арктике. История и проблемы международно-правового статуса

Российская армия в арктике. Как и зачем Россия создаёт арктическую группировку войск

ТАСС-ДОСЬЕ. 9 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге в “Экспофоруме” начал работу V Международный арктический форум “Арктика – территория диалога”.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о российских владения в Арктике.

История

Впервые Россия заявила о своих правах на арктические территории в 1916 году. Министерство иностранных дел направило зарубежным государствам ноту о включении в состав своей территории всех земель, “расположенных к северу от азиатского побережья Российской Империи”.

СССР в меморандуме Народного комиссариата иностранных дел от 4 ноября 1924 года, направленном всем государствам, подтвердил положения ноты 1916 года о принадлежности РСФСР всех земель и островов, составляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья.

Вопрос о границах советской арктической зоны был урегулирован в постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года. “Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане”.

Документ гласил, что “территорией Союза ССР являются все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом 320 градусов 4 мин.

35 сек. восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом 168 градусов 49 мин. 30 сек.

западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе”.

Постановление делало исключение для земель и островов, принадлежность которых иностранным государствам была ранее признана советским правительством (имелись в виду архипелаг Шпицберген и остров Медвежий, владение которыми Норвегией закреплено Парижским договором от 9 февраля 1920 года).

В 1979 году СССР уточнил восточные границы своих полярных владений с “168 градусов 49 мин. 30 сек.” на “168 градусов 58 мин. 49,4 сек.”.

Арктическая зона РФ

2 мая 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал указ “О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации”.

Согласно этому документу, российская часть Арктики включает Мурманскую, Архангельскую области; Республику Коми и Якутию; Красноярский край; Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Беломорский, Кемский и Лоухский районы Карелии, а также “земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане и некоторые улусы Якутии, которые были объявлены территорией СССР постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года”. С российской арктической зоной граничат территории четырех государств: США, Канады, Норвегии и Дании, которая владеет Гренландией.

Общая площадь арктических владений России составляет порядка 3 млн кв. км (18% всей территории РФ), в том числе 2,2 млн кв. км суши, где проживает около 2,4 млн человек. Это менее 2% населения России и около 40% от общего населения всей Арктики.

По словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, Арктика обеспечивает 11% национального дохода России, здесь создается 22% объема общероссийского экспорта.

Проблемы международно-правового статуса

На данный момент международно-правовой статус Арктики окончательно не урегулирован. В отличие от сухопутных участков побережья и островов, арктический шельф, простирающийся до Северного полюса, не принадлежит ни одному из государств. На него претендуют Россия, Норвегия, Дания, Канада и США.

Существует два конкурирующих подхода к определению статуса арктических территорий. С одной стороны, они могут рассматриваться как открытое море. С другой – как особый вид государственной территории прилегающих стран, в связи с тем, что Северный Ледовитый океан в своей значительной части представляет ледяную поверхность.

Согласно второй точке зрения, приарктические государства в силу своего географического положения и исторических причин заявляют особые, преимущественные права на так называемые арктические сектора.

Под этим термином понимают пространство, основанием которого служит побережье страны, а боковыми линиями – меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства.

Площадь арктического сектора РФ, определяемого согласно данному подходу, составляет около 9 млн кв. км, из которых 6,8 кв. км – морская акватория Северного Ледовитого океана.

Действующее международное законодательство, однако, не признает особых прав приарктических стран. Согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982 год; ратифицирована РФ в 1997 году), полный суверенитет прибрежного государства охватывает только 12-мильную зону прибрежных территориальных вод.

Частичный суверенитет распространяется на 200-мильную исключительную экономическую зону, где государство имеет суверенное право разрабатывать природные ресурсы. В случае отказа от утверждения секторального разделения Арктики Россия теряет суверенные права на 1,7 млн кв.

км своего арктического сектора.

Согласно ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежные государства также имеют суверенные права (в частности, на разработку природных ресурсов) в области своего континентального шельфа.

При этом согласно ст.

76, континентальный шельф прибрежного государства включает морское дно и недра “на всем протяжении естественного продолжения” под водой сухопутной территории государства, вплоть до внешней границы окраины материка.

Российская заявка в ООН

В 2001 году Россия впервые направила в Комиссию ООН по границам континентального шельфа представление о расширении своих внешних границ по арктическому шельфу.

Основанием послужили исследования рельефа морского дна, в ходе которых выяснилось, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, проходящие по дну Северного Ледовитого океана, являются продолжением Сибирской континентальной платформы.

Первая заявка была отклонена, однако в августе 2015 года была подана новая, дополненная результатами последних исследований. Ее презентация в ООН состоялась 9 февраля 2016 года. Процесс рассмотрения заявки может занять до пяти лет. В случае ее одобрения, площадь российского континентального шельфа увеличится на 1,2 млн кв.

км (в настоящее время – 4,1 млн кв. км). 3 апреля 2019 года подкомиссия ООН приняла промежуточное решение, признав геологическую принадлежность части территорий Арктики к континентальному шельфу России. Рассмотрение вопроса в ООН продолжается.

Законодательная база, ведомства, курирующие развитие Арктики

Главным документом в области российской арктической политики являются “Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу”, утвержденные президентом РФ Дмитрием Медведевым 19 сентября 2008 года.

В феврале 2015 года для реализации “Основ…” и координации деятельности органов власти на всех уровнях при решении задач по развитию российской Арктической зоны создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

26 февраля 2019 года указом президента РФ Владимира Путина Министерство РФ по развитию Дальнего Востока было переименовано в Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Расширение полномочий ведомства было произведено в целях повышения эффективности госуправления в сфере развития Арктической зоны.

Военная сфера

Во времена СССР Арктика рассматривалась как граница с основным потенциальным противником – США, поэтому в регионе были обустроены аэродромы стратегической авиации, развернута группировка средств ПВО, на Чукотке размещалась 14-я десантная армия Дальневосточного военного округа.

В 1990-е годы большинство российских военных объектов в Арктике было заброшено, в настоящее время ведется работа по восстановлению постоянного военного присутствия в регионе.

Согласно “Основам государственной политики РФ в Арктике”, Россия создает в регионе группировку войск (сил) общего назначения, “способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки”.

С 1 декабря 2014 года на базе Северного флота действует объединенное стратегическое командование “Север”, задачей которого стало обеспечение защиты национальных интересов России в арктической зоне.

31 декабря 2014 года в составе береговых войск СФ была образована 80-я отдельная арктическая мотострелковая бригада, базирующаяся в пос. Алакуртти (Мурманская обл.).

Сформированы группировки войск на островных территориях РФ в Арктике, в том числе на Новой Земле, Земле Франца-Иосифа, Новосибирских островах, на острове Врангеля и мысе Шмидта.

Природные ископаемые

Добываемые в пределах Арктики полезные ископаемые, их разведанные запасы и прогнозные ресурсы составляют основную часть минерально-сырьевой базы РФ. По словам президента РФ Владимира Путина, разведанные запасы газа промышленных категорий арктической зоны составляют 80% общероссийских.

“По оценкам Российской академии наук, в арктической зоне сосредоточена подавляющая доля общероссийских и общемировых запасов, в том числе золота – 40%, нефти – 60%, газа – от 60 до 90%, хрома и марганца – 90%, платиновых металлов – 47%, коренных алмазов – 100% и так далее”, – отметил глава государства.

Стоимость минерального сырья арктических недр превышает 30 трлн долларов США, причем две трети из них – это стоимость энергетических ресурсов.

В настоящее время в Арктической зоне РФ добывается 100% алмазов, сурьмы, апатита, редкоземельных металлов, 95% газа, 90% никеля и кобальта, 60% меди и нефти, а общая стоимость разведанных запасов минерального сырья арктических недр составляет примерно $1,5-2 трлн. 

Транспорт

Главным морским транспортным коридором в Арктике является Северный морской путь. В 2018 году объем грузоперевозок по нему составил 20,2 млн т (в 2017 году – в 10,7 млн т, в 2016 году – 7,5 млн т).

Туризм

В арктической зоне действует национальный парк “Русская Арктика” (северная часть архипелага Новая Земля, создан в 2009 году). В 2016 году в его состав включена территория природного заказника федерального значения “Земля Франца-Иосифа” (создан в 1994 году).

Кроме того, на острове Врангеля действует государственный заповедник, включенный в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В Арктику в летние месяцы ежегодно осуществляется 10-20 круизных туров, в частности, на российском атомном ледоколе “50 лет Победы”.

Общее число туристов составляет около 2 тыс. человек.

2 апреля 2019 года Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект, который позволяет высаживать на берег иностранных туристов в ряде портов Арктики и Дальнего Востока для осмотра достопримечательностей. По словам замминистра экономического развития РФ Сергея Галкина, эта мера позволит увеличить турпоток в российской части Арктики в два-три раза. 

Источник: https://tass.ru/info/6312329

Как и зачем Россия создаёт арктическую группировку войск

Российская армия в арктике. Как и зачем Россия создаёт арктическую группировку войск

Россия сделала ещё один важнейший шаг на пути к возобновлению своего военного присутствия в Арктике и созданию арктической группировки войск. На острове Котельный архипелага Анжу начинается воссоздание аэродрома «Темп» и подготовка к появлению других объектов военного назначения.

Как это делается

3 сентября отряд боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота вышел из Североморска для второго масштабного похода в Арктику. Так же как и в предыдущем походе, отряд возглавляет флагман Северного флота атомный крейсер «Пётр Великий».

В прошлом году крейсер прошёл по Северному морскому пути (СМП), дойдя до Восточно-Сибирского моря, отрабатывая различные боевые задачи, в том числе и обеспечение высадки десанта на остров Котельный.

За поход крейсер был удостоен ордена Нахимова — такие дальние арктические походы боевых кораблей до этого почти не совершались.

В этом году в Арктике задействован весь атомный надводный флот России — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и четыре атомных ледокола: «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр».

Ледоколы и большие десантные корабли (БДК) «Кондопога» и «Оленегорский горняк» доставили на остров Котельный строительную и инженерную технику, личный состав, жилые и технические блоки новой арктической базы, 46 тонн горюче-смазочных материалов и 43 тонны продовольствия.

Расчистку и разметку фарватера, а так же другие гидротехнические работы осуществляют килекторные суда «КИЛ-164» и «Александр Пушкин».

Немного истории. Аэродром «Темп» на острове Котельном начал работать в 1949 году. Сначала он был удобной промежуточной базой высокоширотных воздушных экспедиций «Север». А с 60-х годов работал для обеспечения военных объектов, расположенных на архипелаге.

В начале 90-х аэродром был законсервирован, а все поселения опустели. В 2011 году, в ходе экспедиции «Новосибирские острова-2011», было проведено рекогносцировочное обследование островов Ляховских и Котельного с целью размещения на архипелаге базового полевого лагеря.

Тогда было определено, что взлётно-посадочная полоса (ВПП) за 20 лет почти не разрушена и вполне подлежит восстановлению.

Теперь в короткий срок аэродром будет подготовлен для приёма транспортных самолётов Ан-72, Ан-74 и Ан-26. Работы будут вестись с высоким темпом. Очистку взлётно-посадочной полосы, установку радио- и светотехническое оборудования необходимо завершить в кратчайшие сроки, пока в Арктику не пришла непогода. Первые самолёты аэродром сможет принять уже в октябре.

В дальнейшем ВПП будет расширена и удлинена, чтобы «Темп» смог принимать тяжёлые самолёты Ан-22 и Ил-76, а в перспективе использовать его для действий стратегической авиации.

Заместитель министра обороныАркадий Бахин сказал, что «авиасообщение будет регулярным, круглогодичным и всепогодным.

Мы должны восстановить полностью полярную авиацию и её инфраструктуру. И мы это сделаем».

Следует сказать, что географическое положение архипелага Анжу является стратегически важным для обеспечения безопасности России на северном направлении. Он расположен восточнее полуострова Таймыр, разделяя море Лаптевых и Восточно-Сибирское море.

Архипелаг «прикрывает» собой восточную часть Северного морского пути и позволяет действующей с него авиации контролировать обширную прилегающую зону, расположенную восточнее Таймыра и западнее Чукотки.

На архипелаге в ближайшее время будут размещены пункты береговой и противовоздушной обороны, технической разведки, материального обеспечения, метеорологических исследований, экстренного спасения, обеспечения судоходства, а так же контингент охраны объектов.

Кроме архипелага Анжу, подобные военные базы будут в ближайшее время созданы в районе Земли Франца-Иосифа и Новой Земли. Сейчас там работает экспедиционный отряд в составе гидрографического судна Северного флота «Горизонт» и морского буксира «МБ-56».

Главком ВМФ Виктор Чирков сообщил, что в задачи отряда входит оценка навигационно-гидрографической обстановки, уточнение карт и морских лоций, гидрометеорологические наблюдения, обследование геодезических пунктов, изучение возможностей плавания не ледокольных судов.

Иными словами — полный спектр подготовительной работы. Отряд моряков работает на острове Рудольфа (самый северный остров Земли Франца-Иосифа).

Кроме островных баз, вдоль СМП создаются и новые материковые: в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Тикси, Певеке, бухте Провидения и Анадыре.

Зачем всё это делается

Теперь несколько слов о том, для чего всё это. Необходимость постоянного военного присутствия в Арктике вызвана двумя причинами.

Во-первых, по соображениям стратегической безопасности. На северном направлении Россия довольно слабо защищена от различных средств нападения, как воздушного, так и морского базирования. И это положение необходимо исправлять. Особенно учитывая усиление присутствия в Арктике иностранной военной силы.

США расширяют и модернизируют приарктические военные базы, американские ВМС учатся действовать в арктических условиях не только подводными, но и надводными силами. Это становится возможным благодаря значительному освобождению Арктики ото льдов и увеличению периода навигации.

В планах имеется даже размещение элементов ПРО корабельного базирования в Баренцевом море.

В Военно-морском колледже США (NWC, Ньюпорт, штат Род-Айленд), с 26 июля начала работу Группа арктических региональных исследований, задачей которой является помощь ВМС в подготовке к оперативным и стратегическим действиям в Арктике. Первый директор Группы, профессор Уолтер Бербрик так обозначил свои задачи:

«В ряде прогнозов утверждается, что Арктика будет полностью открыта для судоходства в летний период уже с 2023 года. Это предъявляет новые требования к военно-морским силам США, которые должные поддерживать присутствие и необходимый уровень боеготовности в суровых условиях Арктики».

Во-вторых, необходимость российского военного присутствия нужна для отстаивания национальных интересов в этом важнейшем районе.

Северный морской путь начинает эксплуатироваться всё активней, что сделает его в обозримой перспективе одним из важнейших мировых транспортных коридоров.

Для России СМП станет более важен ещё и потому, что он позволит активно разрабатывать арктические материковые и шельфовые месторождения полезных ископаемых. Сегодня их добыча во многом осложнена трудностью освоения месторождений и трудностью транспортировки добытых природных ресурсов.

Однако без поддержки военной силы реализовать свои экономические интересы невозможно нигде. Мы уже рассматривали причины усиления военного присутствия американцев в Арктике и необходимость ответных мер с нашей стороны.

Достаточно вспомнить, что США считают вызовом своим национальным интересам сам факт усиления хозяйственной деятельности других стран (прежде всего России) в этом регионе.

А одной из главных задач своих ВМС считают обеспечение международного (читай, своего) управления Арктикой, её транспортной функцией и природными ресурсами.

США открыто заявляют о готовности противодействовать попыткам использовать Арктику в сугубо национальных интересах какого-либо государства, подразумевая, естественно, освоение Арктики Россией.

Ставку американцы делают на Арктический совет — международную организацию, которую стараются сделать управляющей региональной силой.

А в качестве обоснования превосходства международного права в Арктике над национальным используют заботу о «защите общих интересов благосостояния всех приарктических государств», а также необходимость «охраны окружающей среды» (смотри текст Национальной стратегии США по Арктическому региону, принятой в мае этого года).

Заботу американцев о доступе к нашей Арктике можно понять. Иллюстрация из уже ведомственной арктической стратегии Береговой охраны США (USCG) наглядно демонстрирует две вещи:— во-первых, американская береговая охрана изучает наши северные ресурсы;

— во-вторых, изменение климата, произошедшее за последние 20 лет, открыло мало новых экономических возможностей для США и очень много для России.

Источник: https://army-news.ru/2013/09/kak-i-zachem-rossiya-sozdayot-arkticheskuyu-gruppirovku-vojsk/

Северный рубеж: как развивается арктическая группировка российских войск

Российская армия в арктике. Как и зачем Россия создаёт арктическую группировку войск

Три года назад было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север» со штабом в Североморске.

Главной задачей формирования является защита экономических интересов России в Арктическом регионе — от Мурманска до Анадыря.

Минобороны РФ сосредоточило усилия на обновлении корабельной группировки, восстановлении сети военных аэродромов и усилении войск ПВО. Результаты и перспективы развития ОСК «Север» — в материале RT.

Три года назад, 1 декабря 2014 года, было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север». 

Президент России Владимир Путин в апреле 2014 года поручил Минобороны создать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу, а также образовать новый государственный орган для реализации политики РФ в этом стратегически важном регионе.

Помимо корабельной группировки в новую структуру были включены части морской авиации, сухопутных сил, ВКС и ПВО. В СМИ ОСК «Север» принято называть арктической группировкой. С апреля 2016 года командует ОСК «Север» и Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов.

Президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков пояснил RT, что ОСК было сформировано на базе Северного флота и сил нескольких военных округов. Территория, за которую несёт ответственность «Север», простирается от Мурманска до Анадыря. Штаб ОСК находится в Североморске — там же, где и штаб Северного флота.

  • Командующий Северным флотом и ОСК «Север» Николай Евменов
  • РИА Новости

По словам Сивкова, специфика «Севера» заключается в том, что он де-факто осуществляет государственную политику по освоению Заполярья. Цель арктической группировки — надёжная защита природных богатств этого региона и обеспечение безопасности Северного морского пути (СМП).

Военное присутствие

До конца 2018 года вблизи Мурманска должно завершиться строительство радиолокационной станции «Воронеж», которая заменит советскую РЛС «Днепр». Новая станция станет северным форпостом национальной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

Также по теме

Холодный расчёт: как Россия обходит Запад в военном освоении Арктики

Два года назад, 1 декабря 2014-го, к выполнению боевых задач приступило Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север». Эта…

Одним из вызовов для «Севера» является грядущее усиление в регионе боевой авиации стран— членов НАТО. До 2024 года норвежские ВВС полностью завершат перевооружение на истребители пятого поколения F-35. В общей сложности Осло получит 52 самолёта, которые по ударным возможностям будут превосходить F-16.

Канада способна развернуть в Арктике более 70 истребителей F-18 и планирует пополнить эскадрильи беспилотными аппаратами. США намерены после 2020 года обновить авиапарк 11-й воздушной армии, дислоцированной на Аляске. Все F-16 на базе Эйельсон будут заменены на F-35.

В планах России — восстановить к 2020 году 13 военных аэродромов, которые использовались в советский период. В ближайшее время должны завершиться работы по реконструкции и последующей модернизации 10 объектов. Все аэродромы расположены за полярным кругом.

На аэродромах разместятся бомбардировщики Су-24, истребители-бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолёты различного типа. Ожидается, что восстановленными взлётно-посадочными полосами будут пользоваться для дозаправки стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160.

Также по теме

Зачем России арктические войска: чем отличается новая военная доктрина страны от предыдущей

Военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский считает, что военная доктрина Российской Федерации, опубликованная сегодня на…

Прикрытием авиации и защитой неба над просторами Арктики займётся новая дивизия ПВО, которая будет развёрнута в 2018 году на архипелаге Новая Земля, в посёлках Тикси и Диксон. К 2019 году Минобороны РФ рассчитывает завершить формирование щита противовоздушной обороны от Новой Земли до Чукотки.

Активное освоение Заполярья начали с уборки мусора, накопившегося ещё в советское время. Основную часть отходов в Арктике составляют 200-литровые бочки из-под нефтепродуктов. Экологические взводы Северного флота прессуют цистерны, погружают их в транспортные контейнеры и отправляют на материк для утилизации. За три года из Арктики вывезли свыше 10 тыс. тонн металлолома.

В течение 2017 года запланировано вывезти с бывших советских баз и передать на утилизацию около 600 тонн металлолома. На данный момент уборка мусора осуществляется на островах Кильдин и Котельный, где в скором времени должна разместиться 99-я тактическая бригада Северного флота.

Титаны флота

«Север» располагает самой многочисленной и мощной корабельной группировкой. Северный флот насчитывает 41 подводную лодку и 38 надводных кораблей, включая тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В состав СФ входят 8 субмарин с баллистическими ракетами.

Северный флот обладает самой большой подлодкой в мире — крейсером «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула». Длина атомохода — 172 м, ширина — 23,3 м, осадка в надводном положении — около 11 м, подводное водоизмещение — 49,8 тыс. тонн.

  • Подводная лодка «Дмитрий Донской»
  • РИА Новости

«Дмитрий Донской» был спроектирован и построен в 1980 году для вооружения 20 баллистическими ракетами Р-39, но с 2002 года субмарина участвует в испытаниях баллистических ракет «Булава». Подлодку планируется сохранить в составе Северного флота как минимум до 2020 года.

В 1980-е годы конструкторское бюро «Рубин» начало разрабатывать атомные подводные лодки проекта 955 «Борей», которые должны прийти на смену «Акулам». Первый крейсер — «Юрий Долгорукий» — СФ получил в 2013 году. Вторым атомоходом проекта 955 стал «Князь Владимир», который был спущен на воду 17 ноября 2017 года.

До 2020 года Северный флот должен пополниться двумя крейсерами «Князь Олег» и «Князь Пожарский». «Бореи» отличаются улучшенной бесшумностью и манёвренностью хода по сравнению с проектами третьего поколения. Субмарина вооружена 16 баллистическими ракетами «Булава», а также торпедами и крылатыми ракетами «Калибр» и «Оникс».  

В декабре 2017 года Северному флоту планируется передать большой десантный корабль (БДК) «Иван Грен» проекта 11711. Корабль предназначен для перевозки и десантирования усиленного батальона морской пехоты. Он может совершать 30-дневные рейды дальностью до 3500 миль, перевозить до 200 морских пехотинцев, 36 бронетранспортёров или 13 танков.

  • Большой десантный корабль «Иван Грен»
  • РИА Новости

Водоизмещение «Ивана Грена» — 5 тыс. тонн, экипаж — 100 человек. БДК способен обеспечивать неконтактную выгрузку десанта и техники на необорудованное побережье с помощью понтонов.

Корабль будет вооружён двумя системами залпового огня «Град-М», 76-мм артиллерийской установкой и АК-176М, а также двумя 30-мм шестиствольными автоматическими орудиями АК-630. На борту может базироваться два транспортно-десантных вертолёта Ка-29.

Также по теме

Морская доктрина — 2030: какие задачи поставил президент России перед ВМФ

Накануне дня ВМФ, который отмечается в последнее воскресенье июля, Владимир Путин подписал указ об основах государственной политики в…

До конца 2017 года Северному флоту планируется передать ракетный фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Это будет головной корабль проекта 22350. 29 сентября 2017 года Северный флот начал финальный этап испытаний.

Длина фрегата — 135 м, ширина — 16 м, осадка — 4,5 м, водоизмещение — 4,5 тыс. тонн. Фрегат может совершать автономное плавание длительностью до 30 суток и дальностью до 4,5 тыс. миль. Экипаж корабля — от 180 до 210 человек.

На вооружении фрегата будут стоять 130-мм орудие А-192 «Армат», два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш», а также комплекс «Полимент-Редут».

«Адмирал Горшков» может нести до 16 противокорабельных ракет «Оникс» или крылатых ракет «Калибр-НК». На палубе «Адмирала Горшкова» располагается площадка противолодочного вертолёта Ка-27ПЛ.

В 2018 году Северному флоту планируется передать второй корабль проекта 22350 — «Адмирал Касатонов».

Стратегически важный регион

В Государственной программе вооружений на 2018—2027 годы основной упор сделан на сухопутные войска и ядерные силы. Доля флота в финансировании Вооружённых сил будет урезана. Однако основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев не считает, что это кардинальным образом повлияет на программу военного освоения Арктического региона.

«У России уже есть материально-технический задел для освоения Арктики и укрепления своих северных рубежей. В дальнейшем будет постепенное наращивание количественных показателей техники и вооружений всех родов войск — не только флота, но и ПВО и сухопутной составляющей ОСК», — сказал в беседе с RT Корнев.

Эксперт полагает, что ключевой задачей ОСК «Север» является охрана природных ресурсов Заполярья. По разным оценкам, в регионе сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. Первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic oil) была отгружена в апреле 2014 года, а в сентябре 2014 года на нефтяной платформе «Приразломная» был добыт миллионный баррель нефти.

«В интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны идёт строительство атомных глубоководных станций и системы автономных эхолотов и гидролокаторов.

Разумеется, экономически важный регион должен быть под надёжной охраной, поэтому и подчёркивается особая роль ОСК в защите Арктики, тем более что некоторые территории региона являются спорными и на них претендуют скандинавские страны, США и Канада», — отметил Корнев.

Источник: https://russian.rt.com/russia/article/455340-strategicheskoe-komandovanie-sever

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Российская армия в арктике. Как и зачем Россия создаёт арктическую группировку войск

Россия сделала ещё один важнейший шаг на пути к возобновлению своего военного присутствия в Арктике и созданию арктической группировки войск. На острове Котельный архипелага Анжу начинается воссоздание аэродрома «Темп» и подготовка к появлению других объектов военного назначения.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.