Примеры случаев когда деепричастие не выделяется запятыми. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов

Обособление деепричастий: когда нужны запятые при деепричастии. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов

Примеры случаев когда деепричастие не выделяется запятыми. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов

Еще со школьной скамьи у многих сохранилось представление, что, в отличие от причастий, деепричастия выделяются запятыми всегда, вне зависимости от наличия зависимых слов и места в предложении.

На самом деле это представление не вполне верно — обособление деепричастий и деепричастных оборотов имеет свои особенности. В рамках данной статьи рассмотрим обособление (и не обособление) одиночных деепричастий.

Об читайте в соответствующей статье.

Общее правило таково — одиночные деепричастия обособляются (выделяются с обеих сторон запятыми), если выражают дополнительное действие, и не обособляются, если выражают оттенок основного действия. Например:

* «Она открыла дверь, засмеявшись» (два действия — «когда она открыла дверь, она засмеялась»).

* «Он шел по дороге не спеша и слушал пение птиц» («не спеша» — оттенок основного действия).

В первую очередь такими оттенками становятся деепричастия, которые в принципе практически утратили глагольное значение и воспринимаются скорее как наречия — «молча», «не спеша». Сложнее ситуация с теми деепричастиями, которые обособляются или не обособляются в зависимости от контекста.

Например, «Она открыла дверь смеясь». Это деепричастие можно рассматривать как оттенок действия (как именно она открыла дверь?) или как самостоятельное действие (когда она открыла дверь, она смеялась).

Соответственно запятая будет или не будет ставиться в зависимости от того смысла, который автор вкладывает в предложение.

Своеобразной подсказкой при принятии решения о постановке запятой может послужить следующее: как правило, оттенки действия выражаются деепричастиями, идущими сразу после глагола. При этом их можно заменить наречием или существительным с предлогом.

Например «не останавливаясь» — «без остановок», «не спеша» — «без спешки», «улыбаясь» — «с улыбкой».

Некоторые источники также указывают, что деепричастия, заканчивающиеся на «-а» и «-о» чаще являются оттенками, в то время как с «-в» и «-вш» — дополнительными действиями.

Оторванные от глагола деепричастия зачастую обособляются.

Сравните:

* «Она поздоровалась улыбаясь».

* «Она поздоровалась, улыбнувшись».

* «Улыбаясь, девочка в красивом платье протянула ему шарик».

Теперь обратим внимание на некоторые тонкости, касающиеся постановки запятых при обособляемых деепричастиях. В частности, если два однородных (то есть относящихся к одному и тому же глаголу) одиночных деепричастия соединены союзом «и» (а также «либо», «или» и пр.

), то вокруг данного союза запятые не ставятся — по аналогии с однородными членами предложения. Например, «Бегая и подтягиваясь, она быстро привела себя в форму». То же самое касается обособления деепричастного оборота и одиночного деепричастия.

Обособляясь по отношению ко всей фразе, между собой эти члены предложения являются однородными (для этого деепричастия непременно должны относиться к одному глаголу).

Также запятые не ставятся, если союзом «и» соединены наречие и деепричастие, относящиеся к одному и тому же глаголу — такие члены предложения также считаются однородными (плюс к тому такие деепричастия часто выражают оттенки действия).

Например, «Он ответил быстро и не задумываясь».

При этом (по аналогии с однородными членами предложения) если соединительного союза нет или стоит союз «а» или «но», то между наречием и деепричастием стоит поставить запятую: «Он ответил быстро, не задумываясь».

Если деепричастие начинает придаточное предложение и имеет в качестве зависимого слово «который», то данное деепричастие не обособляется. Это же справедливо, если у деепричастия есть и другие зависимые слова. «Я мечтаю о таком платье, найдя которое буду чувствовать себя королевой».

Как многие знают, деепричастный оборот имеет значение добавочного сказуемого, поэтому обособляется, выделяется запятыми. Обычно это не вызывает сложностей у учащихся. Однако есть случаи, когда деепричастный оборот в обособлении не нуждается. Эти случаи мы сейчас и рассмотрим подробнее.

1. Деепричастный оборот (чаще всего это оборот со значением обстоятельства образа действия) обозначает не добавочное действие, а наоборот, будучи тесно связанным со сказуемым, сам становится смысловым центром высказывания. В таком случае его нельзя убрать или переместить без искажения либо потери смысла предложения.

Он стоял чуть вытянув шею, печальный и задумчивый (главное, что он не просто стоял, а стоял чуть вытянув шею).

Читала она обычно наклонив голову и высунув кончик языка (смысл в том, как именно она читала, а не в том, что она читала вообще).

Это упражнение делают обязательно сидя на полу (смысл в том, каким именно образом выполняют данное упражнение).

2. Деепричастный оборот является фразеологизмом.

Мальчик спешил сломя голову, чтобы позвать на помощь спасателей.

Печатник трудились не покладая рук.

После полученного известия девушка провела ночь не смыкая глаз.

Вот некоторые из таких фразеологизмов: спустя рукава, едва переводя дыхание, кричать не переводя духа, мчаться высунув язык, лежать уставясь в потолок, сидеть затаив дыхание, работать засучив рукава, метаться не помня себя, слушать развесив уши др.

Некоторые деепричастные фразеологические сочетания выступают в роли вводных, тогда они обособляются.

По совести говоря, выполнить упражнение можно было гораздо качественнее.

Судя по всему, можно уже отправляться в путь.

3. Когда перед деепричастным оборотом находится усилительная частица И.

Можно было об это сообщить и не начиная ссориться.

Скромный человек остается скромным и победив сильного врага.

Ты можешь идти домой и не дожидаясь результата экзамена.

4. Если деепричастный оборот разрывается словом, входящим в состав придаточного предложения либо в состав простого предложения. Обычно это касается придаточных определительных предложений с союзным словом который. Также подобные случаи можно найти в некоторых стихотворных текстах.

Налево была дверь, выйдя через которую возможно было попасть в гримерную.

Вчера вышел на экран новый фильм Джима Джармуша, посмотрев который нетрудно понять его творческий рост.

На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, да призадумалась… (И. А. Крылов).

Но рабскую верность Шибанов храня, своего отдает воеводе коня(А. К. Толстой).

5. Деепричастие может утрачивать свое глагольное значение, тогда оно не выделяется запятыми. Обычно в таких случаях его можно опустить без ущерба для смысла предложения.

Почтамт находится не доходя площади Восстания.

Вузы принимают абитуриентов по новым правилам начиная с конца прошлого года

К заданию можете приступать начиная с завтрашнего дня (слово начиная можно опустить, структура и смысл предложения не изменятся).

Однако если оборот со словом начинаяне связан с понятием времени или служит для уточнения, пояснения, то он обособляется.

Все казалось нам подозрительным, начиная с его интонации

Капитан, начиная с Крымской войны, участвовал во всех военных операциях, кроме японской (слово начиная нельзя опустить, структура и смысл предложения изменятся).

Обороты исходя изи смотря по в большинстве случаев не входят в деепричастную конструкцию и не обособляются.

Задание составлено исходя из ваших пожеланий.

Будем поступать смотря по обстоятельствам.

6. Деепричастный оборот выступает вместе с обычным необособленным обстоятельством и они являются однородными. В этом случае деепричастный оборот не выделяется запятыми.

Мы научим вас решать примеры и задачи с легкостью и не прибегая к справочникам.

Мальчишка побежал быстро и не оглядываясь.

Подпоручик отвечал по-военному и не смущаясь.

Однако в данном случае обособление возможно, если автор хочет поставить смысловой акцент или дать попутное объяснение.

Немного виновато и всхлипывая, мать попрощалась с Алешей.

В темном небе, устало и не сверкая, появились желтенькие капельки звезд(М. Горький).

Как видите, не все просто со знаками препинания при деепричастном обороте, но надеемся, Вам помогли наши объяснения. Если же что-то осталось не совсем понятным, Вы всегда найдете помощь у наших репетиторов!

Удачи Вам и красивого, грамотного, понятного русского языка!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В речевой конструкции деепричастный оборот может находиться в начале, в середине или в конце. При этом он обязательно должен выделяться знаками препинания. Однако из этого правила есть исключения, которые подробно описаны в этой статье.

Как выделяется деепричастный оборот на письме?

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. В предложении обычно обособляется с двух сторон, может употребляться в начале, в середине или в конце речевой конструкции. Запятыми выделяют деепричастный оборот не зависимо от того, в какой позиции по отношению к сказуемому он находится.

Примеры: Перепрыгнув через лужу, мальчик пошел дальше. Школьники, решив задачу, сдали тетрадки. Мы обсуждали планы, гуляя по парку.

Когда деепричастный оборот не выделяется запятыми?

Существуют случаи, когда деепричастный оборот не обособляется (не выделяется запятыми):

  • Если деепричастный оборот является фразеологическим выражением.Примеры: Мужчины сделали работу спустя рукава. Они согласились помочь скрепя сердце.
  • Если деепричастный оборот является однородным членом предложения с другим необособленным обстоятельством (выраженным наречием) и употребляется после наречия и союза и.Примеры: Он быстро и иногда глотая окончания слов рассказывал эту историю. Женщина аккуратно и придерживая рукой несла цветок.
  • Если перед деепричастным оборотом употребляется частица и.Примеры: Можно работать и не уставая так сильно. Можно пересказать сюжет и не вдаваясь в детали.
  • Если деепричастие имеет зависимое слово который (которая, которое, которые).Примеры: Учительница дала задание, сделав которое мы могли уйти раньше. Ваня задал другу вопрос, отвечая на который мальчик задумался.
  • Если деепричастие перешло в наречие.Примеры: Он справлялся с поставленными задачами шутя (шутя = в шутку). Автобус проехал весь путь не останавливаясь (не останавливаясь = беспрестанно).

Исключения. Если фразеологизм, в составе которого есть деепричастный оборот, является вводной конструкцией, то он выделяется запятыми. Пример: Они, по совести говоря, знали, что делали.

ТОП-1 статьякоторые читают вместе с этой

Деепричастие и относящиеся к нему (зависимые от него) слова представляют собой деепричастный оборот. Как и в случае с , расстановка запятых при деепричастных оборотах имеет свои тонкости.

Нашей отправной точкой станет общее правило: «Деепричастные обороты с обеих сторон выделяются запятыми». Но что надо учесть помимо этого?

* Если в предложении два однородных (то есть относящихся к одному и тому же глаголу) деепричастных оборота соединяются союзом «и» (как и другими сочинительными или разделительными — «или», «либо» и пр.), то по аналогии с другими однородными членами предложения вокруг «и», «или» и других подобных союзов запятые не ставятся.

То же самое касается одиночного деепричастия и деепричастного оборота. «Он подошел к дому, мечтая об отдыхе и думая о будущем ужине». Однако помните, данное правило касается только тех случаев, когда деепричастные обороты / деепричастия относятся к одному глаголу.

Если же речь идет о разных глаголах, запятые будут ставиться: «Он подошел к дому, мечтая об отдыхе, и, думая о будущем ужине, открыл дверь».

* «Только» и «лишь», стоящие перед деепричастным оборотом, как правило, включаются в него, то есть запятая ставится перед данными словами.

* Деепричастный оборот не обособляется, если входит в придаточное предложение и имеет в качестве зависимого слово «который» (это же справедливо и для одиночного деепричастия). «У каждого из нас свои страхи, не дав отпор которым мы не сможем освободиться».

* Если деепричастный оборот соседствует с союзами «а», «и» и другими подобными, то, чтобы понять, ставить запятую до или после союза, определите, входит он в оборот или нет.

Так, если союз принадлежит деепричастному обороту, то, как правило, при мысленном изъятии последнего из предложения, оставшийся союз нарушает структуру фразы. Особенно часто это касается союза «а».

Если же при изъятии оборота, роль союза в предложении не меняется, значит, он в оборот не входит.

Сравните:

«Она долго не могла подобрать туфли к платью, а выбрав босоножки на шпильке, очень обрадовалась». -> Фраза «Она долго не могла подобрать туфли к платью, а очень обрадовалась» выглядит не совсем логичной.

«Она долго не могла подобрать туфли к платью и, взяв босоножки на шпильке, поняла, что они идеально подходят к наряду». -> Фраза «Она долго не могла подобрать туфли к платью и поняла, что они [босоножки] идеально подходят к наряду» вполне согласована.

* Не выделяются запятыми фразеологизмы с деепричастиями (такие как «не смыкая глаз», «спустя/засучив рукава»).

* Если между глаголом и сразу идущим за ним оборотом стоит усилительная частица «и», оборот не выделяется запятыми. «Я могу решить свои финансовые проблемы и не беря кредиты».

* Также не нужны запятые, если деепричастие выражает не дополнительное действие, а оттенок основного, о чем мы подробно говорили в статье про обособление одиночных деепричастий. Аналогичные конструкции могут представлять собой и целый оборот.

Напомним, что «несмотря на» и «невзирая на» — это предлоги, и они пишутся с «не» слитно (в то время как деепричастные обороты «не смотря на» / «не взирая на» — раздельно). Предлогами являются и такие слова, как «благодаря», «спустя», «начиная» и пр.

При этом, конечно, не стоит забывать, что существуют и «аналогичные» деепричастия. Сравните: «Благодаря его подсказкам, я сдал экзамен» (предлог), «Благодаря его за подсказки, я протянул ему бутылку коньяка» (деепричастие).

Некоторые из оборотов с подобными предлогами тоже обособляются, но по своим собственным правилам, а не по правилам обособления деепричастных оборотов.

Источник: https://skrbux.ru/cirrhosis/obosoblenie-deeprichastii-kogda-nuzhny-zapyatye-pri-deeprichastii/

Примеры деепричастного оборота

Примеры случаев когда деепричастие не выделяется запятыми. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Деепричастие образуется от глагола и обозначает добавочное действие.

В предложении с деепричастным оборотом всегда есть глагол в роли сказуемого, который называет основное действие. Действия, названные глаголом и деепричастием, совершаются одним и тем же лицом.

Это лицо в предложении выражено существительным или местоимением и является подлежащим. В предложении деепричастный оборот, как и одиночное деепричастие, играет роль обстоятельства.

Обособление деепричастий

Деепричастный оборот выделяется запятыми независимо от места в предложении: в начале, в середине или в конце. Предложения, осложнённые деепричастным оборотом.

Примеры:

  • Услышав в лесу подозрительный звук, охотники схватили ружья.
  • Артисты, поклонившись зрителям, не спешили уходить со сцены.
  • Котёнок забился под кровать, испугавшись Шарика.

С двух сторон деепричастный оборот выделяется и в том случае, если следует после союза или союзного слова.

Примеры:

  • Автомобиль начал было разгоняться, но, взвизгнув шинами, резко остановился.
  • Дети понимали, что, сбежав с урока, подведут Марию Ивановну.

Деепричастный оборот употребляется в обобщённо-личных предложениях и безличных (с инфинитивом) предложениях.

Примеры:

  • Замешивая тесто, используют тёплые продукты.
  • Решая задачу, нужно внимательно читать условия.
  • Услышав сигнал пожарной тревоги, нельзя поддаваться панике.

Деепричастный оборот может иметь внутри себя запятые. Сложные деепричастные обороты, примеры:

  • Дети, разбросав книжки, игрушки и одежду, убежали.
  • Подарив имениннице цветы, конфеты и украшения, гости пошли танцевать

Случаи, когда деепричастный оборот не обособляется

В трёх частных случаях деепричастный оборот не выделяется запятыми.
Не обособленный одиночный деепричастный оборот, примеры:

  1. Является фразеологизмом.
    • Ваня бежал от собаки сломя голову.
    • Во время субботника школьники трудились не покладая рук;
  2. Связан союзом И с однородным необособленным обстоятельством, обычно выраженным наречием.
    • Молодёжь на лавочке смеялась громко и никого не стесняясь.
    • Ловко и стараясь не причинить боли медсестра сняла повязку.
  3. Перед ним стоит усилительная частица И.
    • Миша поступил в университет и не используя знакомства с деканом.

Несколько деепричастных оборотов в простом предложении

В простом предложении может быть несколько деепричастных оборотов. Они могут относиться с одному сказуемому и быть между собой однородными. Постановка знаков препинания между ними подчиняются правилам пунктуационного оформления однородных членов.

Предложения с однородными деепричастными оборотами, примеры:

  • Ласточки, кружась над берегом, рассекая воздух острыми крыльями, то и дело ныряли в песчаные норки.
  • Задержавшись на работе и опоздав на электричку, Пётр Иванович был вынужден заночевать в кабинете.
  • Налив чай, но не предложив его гостю, Маша ждала объяснений.

Деепричастные обороты в простом предложении являются неоднородными, если относятся к разным сказуемым. Пример:

  • Ветер дул со страшной силой, срывая крыши с домов, завывал в трубах, вселяя ужас в жителей деревни.

Ошибки в употреблении деепричастных оборотов

Построение предложения с деепричастным оборотом часто вызывает затруднения. Необходимо помнить о распространённых ошибках и уметь их избегать. Ошибки в употреблении деепричастных оборотов, примеры:

  1. Действие, названное деепричастием, выполняется не подлежащим.
    • Читая книгу, из неё выпала закладка. Использовать сложное предложение или сделать подлежащим другое лицо. Правильно: Когда Миша читал книгу, из неё выпала закладка. Или: Читая книгу, Миша выронил из неё закладку.
    • Сорвав цветы, они сильно пахли. Использовать причастный оборот или сделать подлежащим другое лицо. Правильно: Сорванные цветы сильно пахли. Сорвав цветы, я почувствовал сильный аромат.
  2. Употребление деепричастного оборота в безличном предложении.
    • Увидев подарки, Кате стало весело. Использовать сложное предложение или сделать предложение личным. Правильно: Кате стало весело, когда она увидела подарки. Или: Увидев подарки, Катя обрадовалась.
    • Бабушке стало лучше, выпив лекарство. Правильно: Бабушке стало лучше, когда она выпила лекарство. Или: Бабушка почувствовала себя лучше, выпив лекарство.
  3. Деепричастный оборот в сочетании с глаголом в форме будущего времени.
    • Подготовив концерт, ансамбль поедет на гастроли. Использовать сложное предложение. Правильно: Ансамбль поедет на гастроли, когда подготовит концерт.
  4. Употребление с причастным оборотом или глаголом в качестве однородного члена.
    • Яблони, покрытые нежно-розовыми цветками и источая лёгкий аромат, привлекали пчёл. Использовать 2 причастных или 2 деепричастных оборота (если возможно). Правильно: Яблони, покрытые нежно-розовыми цветками и источающие лёгкий аромат, привлекали пчёл.
    • Майский жук грузно опустился на ветку и сложив жёсткие крылья. Использовать 2 глагола или убрать союз И. Правильно: Майский жук грузно опустился на ветку и сложил жёсткие крылья. Или: Майский жук грузно опустился на ветку, сложив жёсткие крылья.

Смотри также: Примеры причастного оборота

Источник: https://bingoschool.ru/blog/218/

Причастный и деепричастный обороты: учимся различать

Примеры случаев когда деепричастие не выделяется запятыми. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов

Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

В учебнике «Русский язык. 7 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И.Капинос , В. В. Львова на с. 75 дается упражнение 207, целью которого является формирование у школьников умения определять, в каких словосочетаниях причастие является главным словом, в каких — зависимым:

Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:


Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:


Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:
1 схема2 схема3 схема
Преодолевающие болезнь, переплывающие через реку, представляющий интерес, увидевший волка Наблюдающееся явление, горящие костры, сидящая девушка, подсохшее дерево, летящая стрела, обрабатываемая земля, огороженная территория Поднявшихся медленно, ярко белеющие, быстро потемневшее

Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.

), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании».

На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.

Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.

1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.


2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.


В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:


В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:


Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.

Закрепление полученных сведений о причастном обороте

В учебнике по русскому языку для 7 класса М. М. Разумовской в качестве упражнений, закрепляющих полученные сведения о причастном обороте, предлагаются задания на с. 75-78. Приведем некоторые из них.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу причастными оборотами и закончите предложения. Обозначьте в каждом из них определяемое слово и причастный оборот. В причастиях выделите суффиксы и окончания.


Рассмотрите записанные вами предложения. Докажите, что для каждого из них подходит схема:


Перестройте свои предложения так, чтобы для них подходила схема:


Определите, изменится ли при этом пунктуация предложений. Запишите два перестроенных предложения (на выбор), обозначая в них определяемые слова и причастные обороты.

Предлагаем один из вариантов выполнения упражнения.

Исходное предложениеОтредактированное школьником предложениеПредложение, отредактированное школьником по схеме
Лодка, которую увлекает сильный поток, … . Лодка, увлекаемая сильным потоком, стремительно неслась вниз по течению. Увлекаемая сильным потоком лодка стремительно неслась вниз по течению.
Книга, которую прочитал школьник, … . Книга, прочитанная школьником, сиротливо лежала на книжной полке. Прочитанная школьником книга сиротливо лежала на книжной полке.
Тучи, которые гонит ветер, … . Тучи, гонимые ветром, принесли с собой шторм. Гонимые ветром тучи принесли с собой шторм.
Старые письма, которые хранит бабушка, … . Старые письма, хранимые бабушкой, пожелтели от времени. Хранимые бабушкой старые письма пожелтели от времени.
Земля, которая освещается солнцем, … . Земля, освещаемая солнцем, быстро согрелась. Освещаемая солнцем земля быстро согрелась.

Семиклассники могут поделиться своими наблюдениями о том, что причастный оборот поясняет определяемое слово, отвечает на вопрос определения и подчеркивается волнистой линией; сделать вывод об изменении пунктуации при перестроении предложений: если причастный оборот стоит перед определяемым словом, он не обособляется.

Выразительно прочитайте примеры и определите, почему они разделены на две группы. Установите, какой группе примеров соответствует каждая из схем.



Начертите схемы и к каждой из них выпишите из предложений соответствующие причастные обороты с определяемыми словами.

Выполните морфологический анализ выделенных слов.

Семиклассники могут начертить две схемы и привести примеры из каждой группы предложений; сделать вывод, что предложения разделены на две группы на основании того, что причастный оборот по отношению к определяемому слову может занимать разные позиции, и вспомнить правила обособления причастного оборота.

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой и др. (УМК В. В. Бабайцевой) на с. 35-44 приводятся такие упражнения для закрепления знаний о причастном обороте и правилах его обособления.

Спишите предложения, согласуя данные в скобках причастия с выделенными определяемыми словами (ставьте от них вопросы к определениям, чтобы не ошибиться в выборе окончаний!). Причастные обороты обозначьте графически.


Школьники могут выполнить упражнение таким образом:

Исходное предложениеОтредактированное школьником предложение
Углом называется геометрическая фигура, (образованный) точкой и двумя лучами, (исходящий) из этой точки. Углом называется геометрическая фигура, образованная точкой и двумя лучами, (исходящий) из этой точки.
Представление о прямой даёт (натянутый) луч света, (выходящий) из малого отверстия. Представление о прямой даёт натянутый луч света, выходящий из малого отверстия.
О точках, (принадлежащий) прямой, говорят, что они лежат на прямой. О точках, принадлежащих прямой, говорят, что они лежат на прямой.
Треугольником называется фигура, (состоящий) из трёх отрезков, попарно (соединяющий) три точки, (не лежащий) на одной прямой. Треугольником называется фигура, состоящая из трёх отрезков, попарно соединяющих три точки, не лежащие на одной прямой.

Школьники сделают важный вывод о том, что причастие поясняет определяемое слово и согласуется с ним в числе, падеже и роде (в единственном числе), отвечают на вопросы определения какой? какая? какое? и др. Следовательно, от того, сможет ли ученик найти определяемое слово и задать от него корректный вопрос, зависит, сделает ли он ошибку при употреблении причастного оборота или нет.

Объясните ошибки в употреблении причастий, исправьте их. Запишите отредактированные предложения, подчеркивая причастные обороты.


Приводим вариант выполнения данного упражнения:

Исходное предложениеОтредактированное школьником предложение
По краям дороги виднелись чахлые тополя с посеревшей от пыли листьями. По краям дороги виднелись чахлые тополя с листьями (какими?), посеревшими от пыли.
Он не замечал ни лесов, ни озер, заросшие кувшинками. Он не замечал ни лесов, ни озер (каких?), заросших кувшинками.
Люди пользуются водой из колодца, вытекающего из земных недр. Люди пользуются водой (какой?) из колодца, вытекающей из земных недр.
На деревьях распустились первые листочки, растущих около дома. На деревьях распустились первые листочки (какие?), растущие около дома.
Мы подошли к домику, стоявшему на небольшой полянке и который был освещен яркими лучами солнца. Мы подошли к домику (какому?), стоявшему на небольшой полянке и (какому?) освещенному яркими лучами солнца.

Выполнение упражнение направлено на формирование у школьников умения выбирать правильную форму причастия-определения и ее корректно использовать.

Полагаем, среди основных результатов на данном этапе обучения, свидетельствующих об успешном освоении школьниками сведений о причастном обороте, необходимо назвать умение графически выделять причастный оборот волнистой линией, находить определяемое слово и задавать от него к причастию вопрос определения (какой? какая? какие? и др.).

Теоретические основы изучения деепричастного оборота

В рассматриваемых учебно-методических комплектах теоретические сведения о деепричастных оборотах и правилах его обособления представлена схожим образом:

● деепричастный оборот определяется в учебниках по русскому языку для 7 класса как деепричастие с зависимыми от него словами (например, скользя по утреннему снегу);

● как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот рассматривается в предложении в качестве обстоятельство (т.е. отвечает на вопрос обстоятельства как? каким образом? и др.);

● правила обособление деепричастного оборота сформулировано следующим образом: он всегда выделяется на письме запятыми, например,


Закрепление полученных сведений о деепричастном обороте

Учебник по русскому языку для 7 класса УМК М. М. Разумовской включает пять заданий на закрепление знаний школьников о причастном обороте, среди которых мы выделим следующие упражнения.

Спишите, подчеркивая грамматические основы предложений и обстоятельства. Чем выражены эти обстоятельства?


Используя данные примеры, школьники расскажут о знаках препинания при деепричастном обороте и выявят предложение (третье), в котором содержится причастный оборот, графически обозначат его и сделают вывод об основном отличии причастного и деепричастного оборота.

● Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу предложений. Обозначьте деепричастные обороты.


Предлагаем вариант выполнения данного задания:


При выполнении этого упражнения семиклассники обязательно увидят в тексте использование причастного оборота (в предложениях 1 и 2), обозначат его графически и назовут вопросы, на которые отвечает причастный оборот (какой? какая? какие? и др.) и деепричастный оборот (как? каким образом? и др.).

В учебнике по русскому языку для 7 класса УМК В. В. Бабайцевой (с. 92-98) хотим выделить несколько упражнений, выполнение которых, на наш взгляд, сформирует у школьников умения использовать деепричастный оборот.

Подберите к деепричастиям подходящие по смыслу зависимые слова. (Следите за порядком слов!) Запишите предложения, подчёркивая деепричастные обороты и объясняя постановку запятых.


Перед вами предложения с пунктуационными ошибками. Объясните причину их возникновения. Запишите предложения в исправленном виде.


Исправляя пунктуационные ошибки в данных предложениях, семиклассники научатся видеть «границы» деепричастного оборота и сделают вывод о важности анализа предложений такого характера.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/prichastnyy-i-deeprichastnyy-oboroty-uchimsya-razlichat/

Обособление деепричастного оборота: всегда ли нужны запятые?

Примеры случаев когда деепричастие не выделяется запятыми. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов

Словосочетание «деепричастный оборот» часто ассоциируется с обязательным обособлением. Однако обособление деепричастного оборота на письме требуется не всегда.

Уместность запятой после деепричастного оборота (и перед ним) зависит от того, в какой мере деепричастие сохранило глагольные свойства, есть ли при нём союзные слова или однородные необособленные наречия, а также от того, насколько «застывшим» является сочетание слов в обороте.

Что такое деепричастный оборот?

Основная функция деепричастия — обозначать дополнительный признак подлежащего, выраженный через процесс.

Эта часть речи не склоняется, в предложении выступает обстоятельством и всегда примыкает к сказуемому (определяемому слову). Часто у деепричастия есть поясняющие его слова (зависимые от него) —  такой речевой оборот называется деепричастным.

Как найти деепричастный оборот в предложении?

Найти обособленное обстоятельство можно, задав от сказуемого вопросы, на которые отвечает деепричастие. Их всего два:

  • «что делая»;
  • «что сделав».

Ребёнок, (что сделав?) забыв о разбитой коленке, весело смеялся, (что делая?) играя с кошкой.

Оба деепричастия в примере относятся к подлежащему «ребёнок» и примыкают к сказуемому «смеялся».

Форма совершенного вида (первое деепричастие) означает, что что-то произошло перед чем-то: ребёнок сначала забыл (о разбитой коленке), а потом стал смеяться. Форма несовершенного вида (второе деепричастие), наоборот, указывает на одновременность действий: ребёнок смеялся и играл.

Важно! Довольно часто деепричастный оборот и сказуемое начинают относить к разным субъектам действия, что является стилистической ошибкой.

Гуляя в лёгкой обуви, у меня замёрзли ноги.

Субъект действия для «гуляя» — «меня», для «замёрзли» — «ноги», однако грамматически субъект для «гуляя» — «ноги», что звучит комично (обычно ноги не гуляют сами по себе).

Правило: субъект действия у сказуемого и примыкающего к нему деепричастия всегда одинаковый.

Отличия причастного и деепричастного оборота

Чтобы не спутать одно с другим, можно проверить, от какого члена предложения к этому слову задаётся вопрос (от сказуемого или подлежащего).

Если вопрос задаётся от подлежащего, это причастный оборот.

Воробей (что сделавший?), подлетевший к лавочке, стал клевать крошки.

Если вопрос можно задать только от сказуемого — оборот деепричастный.

Воробей (что сделав?), подлетев к лавочке, стал клевать крошки.

Стал клевать (что сделав?) подлетев к лавочке.

Когда деепричастный оборот выделяется запятыми

Если слово в полной мере сохранило глагольные свойства, обособление деепричастного оборота необходимо. Отсутствие запятых в этом случае — ошибка.

Обособляется деепричастный оборот запятыми с обеих сторон.

Устав от беготни, присела отдохнуть.

Чья-то собака, забыв об осторожности, перебегала дорогу на красный свет.

Когда деепричастный оборот не обособляется запятыми

Ниже приведены случаи, в которых деепричастный оборот не выделяется запятыми и не обособляется интонационно.

Деепричастия, объединившиеся со сказуемым по смыслу

Когда деепричастный оборот объединяется со сказуемым, выражая комплексное действие, выделение не производится.

Она (что сделала?) не задумываясь села на окрашенную скамейку.

Здесь нельзя отделить деепричастие «не задумываясь» от сказуемого «села», так как это одно действие.

Деепричастие, утратившее глагольное значение

В предложениях с деепричастием, ставшим предлогом выделение не нужно. Например:

  • «начиная с»;
  • «исходя из»;
  • «смотря по»;
  • и т.д.

В банке я работала начиная с 2013.

Важно! Когда эти слова не являются предлогами, обособлять их всё же нужно. Важно уметь видеть разницу.

1 Конструкция со словом «начиная» отделяется запятыми, если:

а) является уточняющей;

В США, начиная с войны севера и юга, появилось противопоставление двух литератур.

б) не имеет временного значения.

Её стиль, начиная с модной стрижки и заканчивая смартфоном, был безупречным.

2 Обособление необходимо, если есть акцент на действии.

Словари составляются исходя из тысяч печатных источников.

Но:

Я сделала выводы, исходя из той информации, что вы мне дали.

3 Если оборот что-то уточняет либо присоединяет к общему смыслу.

Действуйте смотря по обстановке.

Но: 

Соседка общалась с нею по-разному, смотря по настроению, которое менялось у неё ежечасно.

Деепричастие со значением наречия

Некоторые деепричастия на -а/-я в предложении несут функции наречия и отвечают на вопрос «как?». Обособление здесь не нужно.

Читала (как?) стоя.

Писал (как?) сидя.

Ели (как?) не спеша.

Деепричастный оборот в составе фразеологического выражения

Устойчивые словосочетания с деепричастием (их список довольно мал) на письме не обособляются.

Делала всё спустя рукава.

Вопил не помня себя от страха.

Деепричастный оборот, примыкающий к причастному обороту либо одиночному причастию

Когда причастие и деепричастие относятся к одному действию, обособление внутри конструкции не требуется.

Кошка, мурлыча щурившаяся на огонь, всем своим видом выражала безмятежность.

Слово «который» в составе деепричастного оборота

Когда в придаточном предложении рядом с деепричастием стоит зависимое слово «который», запятая не нужна.

Придётся вникать в азы ремесла, не разобравшись с которыми нельзя двигаться дальше.

Деепричастный оборот в качестве однородного члена в паре с необособленным обстоятельством или после наречия обстоятельства с союзом «и» между ними

Если деепричастный оборот становится в предложении однородным необособленному обстоятельству или наречию обстоятельства, соединёнными с оборотом союзом «и», обособление не нужно.

Она отвечала просто, уверенно и не задумываясь над вопросом более секунды.

В мою комнату отец входил обычно на цыпочках и покряхтывая от усилия казаться тихим.

Два деепричастных оборота с союзом «и» между ними

Если в предложении есть два деепричастных оборота, а между ними — «и», т.е. сочинительный союз, постановка запятой внутри конструкции зависит от того, к одному сказуемому относятся обороты или к разным.

Маленькая девочка лет шести, только вбежав с улицы и сильно запыхавшись, с порога затараторила что-то про щенка.

Здесь к сказуемому «затараторила» относятся оба деепричастия: (что сделав?) «вбежав» и (что сделав?) «запыхавшись» — запятая перед союзом «и» не ставится.

Если каждое деепричастие примыкает к своему отдельному сказуемому, запятая ставится между оборотами, а также перед союзом «и».

Маленькие девочки вбежали домой, неся на руках чёрного щенка, и, перебивая сестрёнку, Таня начала рассказывать, как всё было.

Первое деепричастие относится к сказуемому «вбежали» (что делая?) «неся на руках чёрного щенка», второе — к сказуемому «начала рассказывать» (что делая?) «перебивая сестрёнку».

Источник: https://PishuGramotno.ru/punktuacia/deeprichastnyj-oborot-zapyatye-stavyatsya-ili-net

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов

Примеры случаев когда деепричастие не выделяется запятыми. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов

Мнения языковедов по поводу того, что такое деепричастие, разделяются. Одни считают, что оно относится к особой форме глагола, другие предполагают, что это самостоятельная часть речи. Мы поддержим второй вариант.

Деепричастие представляет собой самостоятельную часть речи.

Оно содержит в себе признаки наречия и глагола, показывает, когда, почему и каким образом совершается действие глаголом-сказуемым, оказывает добавочное действие.

Если деепричастие в предложении не одиноко, а имеет слова, зависящие от него, то этот набор слов называют деепричастным оборотом. О том, как и когда производят обособление деепричастий в предложении, расскажет статья.

Что такое обособление?

В русском языке понятие обособление представляет собой способ уточнения и выделения определенного набора слов в предложении.

Обособляться могут только члены предложения, являющиеся второстепенными, этим они и отличаются от необособленных членов.

Обособления необходимы для того, чтобы читатель мог более точно понять описываемую картину происходящего действия. Обособляться могут не только одиноко стоящие деепричастия, но и деепричастные обороты.

Примеры одиночных деепричастий

Если обособленное обстоятельство не имеет в предложении зависимых слов, то его называют одиночным деепричастием. Во время написания предложения данную часть речи всегда выделяют запятыми с обеих сторон.

Место расположения деепричастия в предложении может быть любым. Вот примеры правильного выделения одиночных деепричастий запятыми:

  1. Засмотревшись, она не могла произнести ни слова.
  2. Вернувшись, я застала дома сестру.
  3. Не тренируясь, нельзя добиться успехов в спорте.

Соответственно запятой были выделены следующие деепричастия:

  • засмотревшись;
  • вернувшись;
  • не тренируясь.

На письме можно встретить несколько повторяющихся деепричастий. Их называют однородными. При этом они разделяются запятыми между собой и отделяются этим знаком препинания как обособленные части речи. Примеры таких предложений:

  1. Смеясь, напевая и кружась, Наташа спешила на свое первое свидание.
  2. Посмеиваясь и подмигивая, Паша закрыл дверь.
  3. Она молчала, злясь, но труся.

Однородные деепричастия в предложении могут относиться к разным сказуемым. Например: Играя и смеясь, она, окрыленная, неслась навстречу своим мечтам.

Выделение запятыми одиночных деепричастий

Обособление одиночных деепричастий происходит в следующих случаях:

  1. Если деепричастие играет в предложении роль второго сказуемого. Сохраняет значение глагола. Указывает на условие, причину или время действия, но не на его образ. Убежав, Марина потеряла сумочку. После праздника гости разъехались, не успокоившись.
  2. Если в уме можно проверить предложение, заменив деепричастие глаголом, или из простого предложения сделать сложное. Когда Марина убежала, она потерла сумочку. Гости после праздника хоть и не успокоились, но разъехались.

Обособление одиночных деепричастий не происходит, если:

  1. Одиночное деепричастие потеряло значение глагольности или имеет тесную связь со сказуемым. Маша вбежала в комнату не постучавшись. Женя слез с дерева молча и не торопясь.
  2. Если деепричастия являются обстоятельствами образа действия и их нельзя заменить глаголами. Женя слез молча и не торопился.
  3. Если одиночное деепричастие можно заменить существительным. Маша вбежала в комнату без стука.

Обособление деепричастий может не происходить, если они стоят в начале или конце предложения, а вот в середине они выделяются запятыми. Сравним два предложения:

  1. Таня примеряла тапочки не торопясь.
  2. По дороге, не торопясь, Таня любовалась цветами.

В первом предложении обособление деепричастия запятыми не делается, так как оно представлено обстоятельством образа действия. Его можно заменить словом – “неторопливо”.

Во втором предложении деепричастие представляет собой обстоятельство причины (“так как не торопилась”).

Как образуется деепричастный оборот?

Если в предложении имеется часть речи, отвечающая на вопросы «что сделав?», «что делая?» и называющаяся деепричастием, с зависимыми словами, то этот набор слов принято называть деепричастным оборотом.

В предложении этот оборот всегда выполняет функцию обстоятельства и относится к глаголу, так как обозначает дополнительное действие. Добавочные действия совершают то же лицо, явление или предмет, которые выполняют основные действия.

Примеры деепричастных оборотов

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов происходит независимо от того, в каком месте по отношению к глаголу-сказуемому они стоят. Например:

  1. Весь день по небу ходили темные тучи, то открывая солнце, то опять закрывая его.
  2. Идя рядом с мамой, малыш удивленно и завороженно смотрел на нее.
  3. Радость, принося счастье одним людям, давала другим неизбывное горе.
  4. Я смотрела на солнечный восход, не отрывая глаз.
  5. Малыш, следя за маминой рукой, делал те же самые движения.

Что необходимо помнить при использовании деепричастия и деепричастного оборота в предложении?

Основные правила использования деепричастных оборотов при написании текста следующие:

  1. Выраженное глаголом-сказуемым, основное действие и добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, должны относиться к одному лицу, предмету или явлению.
  2. Чаще всего обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, применяют при написании односоставного, определенно-личного предложения, а также при глаголе в повелительном наклонении.
  3. Если предложение безличное в инфинитиве, то употребить деепричастный оборот также возможно.
  4. Обособление деепричастий и обособление обстоятельств – это одно и то же, так как деепричастие выражает признак обстоятельства в предложении.

В каких случаях деепричастия и деепричастные обороты не выделяются запятыми?

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, не производится, если:

  1. Обстоятельства соединяются союзом «и» с необособленным обстоятельством или сказуемым. Она ненавидела его и принимая его знаки внимани. Даша играла шумно и крича от радости.
  2. Обстоятельства сближаются с наречиями. Они теряют добавочное значение и приобретают значение признака действия. Это:
  • деепричастия, которые стали фразеологическими оборотами (не смыкая глаз, засучив рукава, сломя голову, раскрыв рот и другие). Например: Петя работал спустя рукава. Но: засучив рукава, она мыла руки в ванночке. Следует помнить, что фразеологические вводные словосочетания (судя по всему, иначе говоря, собственно говоря, и другие) запятой отделяются.
  • деепричастия, несущие основную смысловую нагрузку. Без них сказуемое выражает мысль не полностью. Стоит эта часть речи обычно после сказуемого. «Наречность» этих деепричастий очевидна в предложениях, где имеется группа однородных членов – деепричастий и наречий. Например: Он отвечал мне не смущаясь и откровенно. Не смущаясь – это деепричастие, а откровенно – наречие.

Запятыми не выделяются деепричастия в составе придаточного предложения, имеющие зависимое слово «который» во всех своих вариациях. Он хотел избавиться от письма, читая которое вспоминал свое недавнее горе.

От чего следует отличать деепричастия

Обособляя деепричастия, многие не задумываются, что это могут быть наречия или предлоги.

Выделяют следующие наречия:

  • припеваючи;
  • крадучись;
  • шутя;
  • молча;
  • сидя;
  • стоя;
  • лежа и другие.

Одинаковые с этими словами деепричастия сохраняют добавочное действие. Это происходит во время образования деепричастного оборота и связи с другими деепричастиями. Всю дорогу Аня ехала стоя. Он сделает эту работу шутя (легко). В этих предложения используются наречия.

Стоя на вершине, Аня смотрела вниз. Всю дорогу, веселясь и играя, Яна не закрывала рта. В этих предложениях запятыми отделены деепричастный оборот в первом предложении и однородные деепричастия во втором предложении.

Из предлогов выделяют: начиная с, исходя из. Запятые не ставятся, так как деепричастную часть можно убрать из предложения и его смысл не изменится. Снег идет начиная с ночи (идет с ночи).

Обособление причастий и деепричастий: в чем разница?

Причастные и деепричастные обороты выполняют разные функции в предложении и имеют свои следующие морфологические отличия:

  1. Причастный оборот или одиночное причастие относятся к определяемому слову (существительному или местоимению). Деепричастие или деепричастный оборот тесно связаны с глаголом-сказуемым. При этом причастие изменяется по числам, родам, падежам, имеет полную и краткую формы, а деепричастие – не изменяемая словоформа.
  2. Причастный оборот и причастие выполняют функцию определения в предложении, а деепричастие и деепричастные обороты выступают в роли различных обстоятельств.
  3. Различны причастия и деепричасти между собой суффиксами. Причастия имеют такие суффиксы как -ущ-( -ющ-), -ащ-( -ящ)- -вш-, -ш- у действительных причастий и – ом-( -ем-), -им– -енн-, -нн-, -т- у страдательных. В то время как деепричастия имеют следующие суффиксы:-а-, -я-, -учи-, -ючи-, -в-, -вши-, -ши-.

Правила обособления деепричастий

  1. Если в предложении рядом с деепричастным оборотом стоит союз, то они разделяются запятой. Союзы и союзные слова не включаются в оборот. Например: Он улыбнулся другу и, перепрыгивая через лужу, побежал домой. Исключением является союз «а», который стоит перед деепричастным оборотом. Он включается в этом случае в оборот.

    Например: Человеку необходимо понять, в чем смысл жизни, а поняв это, он расскажет и другим.

  2. Если предложение состоит из нескольких деепричастных оборотов или одиночных деепричастий, то запятые между ними ставят как при перечислении однородных членов предложения. Например: Она подходила, пошатываясь и придерживая подругу за плечо одной рукой, а другую держала на поясе.

  3. Если в составе одного предложения имеется несколько деепричастных оборотов, относящихся к разным сказуемым, то каждый из них выделяется запятыми. Например: Толкнув ногой калитку, он выбежал на дорогу и, не обращая внимания на людей, понесся прочь.
  4. Деепричастный оборот всегда отделяется запятыми с двух сторон.

Обособление деепричастий не вызовет проблем, если научиться правильно определять эту часть речи в любом предложении.

Как помочь ребенку закрепить изученный материал?

После того как ребенок изучил теоретический материал, следует предложить ему закрепить его практическими упражнениями.

Первоначально дети должны устно работать с предложениями и научиться находить в них деепричастные обороты и одиночные деепричастия. После этого следует предлагать ученикам написать предложения и расставить в них знаки препинания. Кроме того, ребенок должен объяснить свой выбор в расстановке запятых.

После того как детьми будут освоены простые предложения, можно дать им предложения с союзами и союзными словами. При этом, прежде чем находить деепричастный оборот или одиночное причастие, следует выделить грамматическую основу.

Усложняют задание сложными составными предложениями, которые имеют несколько грамматических основ и однородных деепричастных оборотов.

Источник: https://FB.ru/article/335119/obosoblenie-deeprichastiy-i-deeprichastnyih-oborotov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.