Подземные танки. Проекты ссср. подземная лодка

Пять великих проектов СССР, не увидевших свет (5 фото)

Подземные танки. Проекты ссср. подземная лодка

15 ноября 1988 года советский орбитальный корабль-космоплан «Буран» совершил свой первый и единственный полет. Он был ответом на аналогичный американский проект Space Shuttle и задумывался как военная система. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия».

Продолжительность полета составила 205 минут, корабль в беспилотном режиме совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме Юбилейный на Байконуре. В 1990 году работы по программе «Энергия — Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта.

В связи с этим мы решили рассказать о пяти великих проектах СССР, которые были свернуты.

«БУРАН»

«Буран» изначально задумывался как военная система. Он создавался как ответ шаттлу. В СССР сделали вывод, что американский корабль сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства.

Для посадок космоплана «Буран» была специально оборудована усиленная взлетно-посадочная полоса (ВПП) на аэродроме Юбилейный на Байконуре. Полноразмерный аналог «Бурана», имевший обозначение БТС-002(ГЛИ), был изготовлен для летных испытаний в атмосфере Земли. В его хвостовой части стояли четыре турбореактивных двигателя, позволявших ему взлетать с обычного аэродрома.

Свой первый и единственный космический полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия». Продолжительность полета составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме Юбилейный на Байконуре.

Полет прошел без экипажа в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения, в отличие от шаттла, который традиционно совершает последнюю стадию посадки на ручном управлении.

В 1990 году работы по программе «Энергия — Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. Единственный летавший в космос «Буран» был разрушен в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, в котором он хранился вместе с готовыми экземплярами ракеты-носителя «Энергия».

Лазерное оружие

В 1961 году США разместили в Турции ядерные ракеты «Юпитер», способные достичь Москвы и ударить по другим важным военно-промышленным объектам СССР.

В ответ Советский Союз разместил на Кубе собственные военные части, на вооружении которых находилось и атомное оружие. Противостояние получило название «Карибский кризис» и чуть было не привело к полномасштабной ядерной войне.

Это заставило лучшие советские умы задуматься о создании боевого лазера.

Так вскоре появился проект «Омега», целью которого было создание лазерной системы противовоздушной обороны. Чтобы выполнить возложенные на установку задачи, то есть сбивать вражеские самолеты и крылатые ракеты, энергия лазерного луча должна была составлять не менее 8 МДж, что практически равняется энергии взрыва зенитной ракеты.

Такая мощность объяснялась необходимостью быстрого уничтожения цели до того, как она выполнит боевую задачу, например сбросит бомбу. В 1972 году уже была готова опытная модель, в которой вместо боевого лазера был установлен имитатор излучения, обладающий куда меньшей энергией.

С помощью имитатора специалисты сначала испытали систему наведения, а также нашли ряд недочетов. Полученные данные позволили им создать более эффективную систему лазерного ПВО — «Омегу-2», в которой уже присутствовал не имитатор, а самый настоящий боевой лазер. Первые испытания «Омеги-2» состоялись 22 сентября 1982 года.

Установка без труда поразила мишени. Однако лазерное ПВО так и не смогло превзойти существующие зенитно-ракетные комплексы.

Летающий танк

Идею о настоящем летающем танке выдвинул американский инженер Уолтер Кристи. В 1932 году он предложил установить крылья к пятитонному колесно-гусеничному танку. Получившаяся боевая машина обеспечила бы быстрое десантирование боевой техники в район боевых действия. Идеи Уолтера Кристи, впрочем, так и остались на бумаге.

Великая Отечественная война, ставшая катализатором развития советской военной промышленности, вновь подстегнула интерес к летающему танку. Работы по его созданию начались в самое тяжелое время войны — в декабре 1941 года.

Авиаконструктор Олег Антонов должен был наладить серийное производство летающего танка, получившего индекс А-40, в самые короткие сроки и с минимальными финансовыми потерями.

В отличие от своих коллег Уолтера Кристи и Арама Рафаэлянца, авиаконструктор не стал придумывать концептуально новый танк, а взял за основу своей боевой машины уже принятый на вооружение Красной армии легкий танк Т-60, весивший около 6 тонн и имевший на вооружении 20-миллиметровую пушку и 7,62-миллиметровый пулемет.

Получившееся изобретение представляло собой танк Т-60 с прикрепленными к нему в четырех местах деревянными крыльями. Вся конструкция поднималась в воздух при помощи буксировочного самолета, а затем отцеплялась в воздухе. Танк планировал до места посадки, а приземлившись, сбрасывал деревянные крылья и практически сразу мог вступать в бой с противником.

Однако скорости танка не хватало, чтобы подняться в воздух. Максимальная скорость Т-60 составляла 45 км/ч, а требовалось как минимум 110 км/ч. Поэтому было принято решение взять танк на буксир с помощью самолета. Полномасштабные испытания решились провести только 2 сентября 1942 года.

В качестве самолета-буксировщика использовали бомбардировщик ТБ-3. Прикрепленный к нему танк Т-60 максимально облегчили, сняв инструментальный ящик и башню, а также слив практически все топливо.

Что касается бомбардировщика ТБ-3, то его также постарались облегчить и увеличили мощность его четырех двигателей до 970 л. с.

Буксировщик разогнался и взлетел на скорости 130 км/ч, но скорость подъема летающего танка была слишком низкая. В итоге скорость увеличили до 140 км/ч, но конструкция тем не менее начала снижаться.

Двигатели ТБ-3 начали перегреваться, в итоге летающий танк, достигший высоты почти в 40 м, был отцеплен.

А-40, управляемый летчиком-испытателем Сергеем Анохиным, успешно приземлился, сбросил крылья, завелся и отправился к командному пункту аэродрома Быково.

В целом испытания летающего танка А-40 были признаны успешными. Но они выявили ряд серьезных недочетов и ошибок.

Единственный самолет, способный полностью реализовать замысел Антонова, — это стратегический бомбардировщик Пе-8, обладающий необходимой грузоподъемностью и двигателями нужной мощности.

Но в то время их было очень мало, использовать Пе-8 для буксировки летающих танков было нецелесообразно. Таким образом, этот проект СССР был свернут.

Космический истребитель «спираль»

Шли 60-е годы — самый разгар космической гонки и холодной войны. СССР решает создать собственную авиационно-космическую систему. Проект получил название «Спираль». Он должен был стать главным аргументом СССР в возможной войне в космосе.

Проект «Спираль» состоял из трех основных частей: гиперзвуковой самолет-разгонщик (ГСР), двухступенчатый ракетный ускоритель и орбитальный самолет (ОС).

По задумке самолет-разгонщик с орбитальным самолетом на спине должен был взлетать с аэродрома базирования и разгоняться до скорости около 7500 км/ч.

По достижении высоты в 30 км орбитальный самолет должен был отделиться от ГСР и при помощи двухступенчатого ракетного ускорителя разогнаться до первой космической скорости (около 7,9 км/с).

После этого орбитальный самолет выходил на околоземную орбиту и выполнял одну из своих боевых задач: разведка, перехват космических целей ракетами «космос — космос» и бомбардировка ракетами класса «космос — земля» с ядерной боеголовкой. По своей сути орбитальный самолет представлял собой настоящий космический истребитель.

Разработка проекта «Спираль» шла полным ходом, и уже во второй половине 1970-х годов ученые планировали начать полеты полностью укомплектованной авиационно-космической системы «Спираль».

Но министр обороны Советского Союза Андрей Гречко в начале 70-х годов вместо того, чтобы утвердить проект «Спираль», выкинул всю документацию по нему в мусорное ведро и заявил: «Фантазиями мы заниматься не будем».

Проект СССР «Спираль» был закрыт.

Подземная лодка

в XX веке сразу несколько стран, включая СССР и Германию, разрабатывали подземные лодки. Прототипом для них служил так называемый проходческий щит. Впервые проходческий щит был применен в Великобритании при строительстве тоннеля под Темзой еще в 1825 году. С его же помощью было сооружено большинство тоннелей метро в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Но по-настоящему серьезно за этот проект взялись лишь в 1930-х годах. Инженер Александр Требелевский буквально жил идеей создания подземохода, которому он дал название «субтеррина». Изначально Требелевский намеревался создать так называемый термальный суперконтур — устройство, которое при необходимости могло нагревать внешнюю оболочку подземной лодки и прожигать твердый грунт.

То есть субтеррина могла бы входить в землю, как нож в масло. Потом он, сотрудничая с другими конструкторами, изобрел конструкцию, принцип работы которой был заимствован у обычного подземного крота. Ученые долго изучали работу кротов в специальном ящике, просвечиваемом рентгеновским аппаратом.

Исследования показали, что животные роют землю, вращая лапами и головой, а затем проталкивают свое тело задними лапами. При этом вся выбуренная таким образом земля вталкивалась ими в стенки получившейся норы. Именно по этому принципу и была спроектирована подземная лодка.

В передней ее части находился мощный бур, посередине были установлены специальные шнеки, вдавливающие породу в стенки скважин, а сзади находились четыре мощных домкрата, проталкивающих устройство вперед. При вращении бура со скоростью 300 об/м подземная лодка за час преодолевала расстояние в 10 м.

Однако в 1933 году Требелевский был арестован НКВД за то, что за два года до этого побывал в Германии, где встречался с неким инженером и привез оттуда чертежи. Как оказалось, Требелевский позаимствовал идею подземной лодки у Хорнера фон Верна и пытался довести ее до ума.

Об инженере Требелевском и его чертежах вспомнят лишь в 1960-х годах. Первый экспериментальный образец подземной лодки был собран уже к весне 1964 года, он представлял собой титановый цилиндр диаметром 3 м и длиной 25 м, имеющий заостренный нос и корму.

Субтеррина управлялась экипажем из пяти человек и могла нести в себе тонну вооружений и 15 бойцов. Первые испытания субтеррины состоялись осенью 1964 года в Уральских горах. Подземная лодка получила название «Боевой крот».

В ходе учений аппарат, работавший на атомном двигателе, проник в грунт со скоростью пешехода, прошел около 15 км и разрушил условный подземный бункер врага.

Результатами испытания были поражены даже бывалые военные и ученые. Эксперимент решили повторить, но боевой крот неожиданно для всех взорвался под землей, погубив всех находившихся на его борту людей.

Что стало причиной взрыва, доподлинно не известно, потому что все материалы по данному инциденту до сих пор находятся под грифом «совершенно секретно». Вероятнее всего, взорвался атомный двигатель установки.

Вскоре после ЧП в Уральских горах решение о дальнейшем использовании подземной лодки отложили, а потом и вовсе свернули.

Источник: https://nlo-mir.ru/palnetazemla/31652-pjat-velikih-proektov-sssr-ne-uvidevshih-svet-5-foto.html

Подземные крейсеры СССР

Подземные танки. Проекты ссср. подземная лодка

Невероятные боевые машины, созданные для различных задач не перестают удивлять до сих пор.

То, что казалось Нам фантастикой в произведении Григория Адамова (одного из лучших фантастов СССР), «Тайна двух океанов» был действительно созданным на тот момент аппаратом: подземный крейсер .
Машина, способная прокладывать себе дорогу в твердых скальных породах, совершая диверсии в тылу врага!

В 1976 году по инициативе начальника Главного управления гостайн Антонова в печати стали появлятся сообщения о этом проекте. А остатки самого подземного крейсера ржавели под открытым небом до 90-х годов. Сейчас бывший полигон вроде хотят объявить запретной зоной.

Глухой отзвук об этих работах остался лишь в романе Эдуарда Тополя «Чужое лицо», где мастер детективного жанра описывает, как субтеррину намеревались испытать у берегов Северной Америки.

Ядерная подлодка должна была выгрузить там «субтеррину», и последняя своим ходом собиралась добраться до самой Калифорнии, где, как известно, довольно часто случаются землетрясения. В заранее рассчитанном месте экипаж оставлял ядерный боезаряд, который мог быть взорван в нужный момент.

А все его последствия затем списали бы на стихийное бедствие… Но все это – лишь фантазии: испытания подземной лодки не были доведены до конца.

От фантазий к реальности

Тем не менее желающие пофантазировать все-таки находились. Одним из таких фантазеров был наш соотечественник Петр Рассказов. Несмотря на свою фамилию, был он вовсе не литератором, а инженером и свою идею выразил не словами, а чертежами.

За что, говорят, и был убит в смутные времена Первой мировой войны. А его чертежи таинственным образом исчезли и «всплыли» через некоторое время не где-нибудь, а в Германии. Но в дело так и не пошли, поскольку войну Германия вскоре проиграла.

Ей пришлось заплатить победителям огромные контрибуции, и стране было не до каких-то там подземных лодок.

Между тем мозги изобретателей продолжали работать. Аналогичную конструкцию в США попытался запатентовать Питер Чалми – сотрудник «фабрики изобретений», которую возглавлял не кто-нибудь, а сам знаменитый Томас Алва Эдисон.

Впрочем, он был не одинок.

В списке изобретателей подземной лодки значится, например, некий Евгений Толкалинский, в 1918 году эмигрировавший из революционной России на Запад вместе со многими другими учеными, инженерами и изобретателями.

«Крот» под горой Благодать

Но и среди тех, кто остался в советской России, нашлись светлые умы, взявшиеся за это дело. В 1930-е годы изобретатель А. Требелев, конструкторы А. Баскин и А. Кириллов сделали сенсационное изобретение.

Они создали проект некоего «подземохода», область применения которого обещала быть просто фантастической, вплоть до установки по пути следования машины опор освещения металлических. Например, подземная лодка доходит до нефтяного пласта и плывет от одного «озера» к другому, разрушая на своем пути горные перемычки.

За собой она тянет нефтепровод и, достигнув наконец нефтяного «моря», начинает оттуда качать «черное золото».

В качестве прототипа для своей конструкции инженеры взяли… обычного земляного крота. Несколько месяцев они изучали, как он проделывает подземные ходы, и создали свой аппарат «по образу и подобию» этого животного.

Кое-что, конечно, пришлось переделать: лапы с когтями заменить более привычными фрезами – примерно такими же, как у угледобывающих комбайнов. Первые испытания лодки-крота прошли на Урале, в рудниках под горой Благодать. Аппарат вгрызался в гору, крошил своими фрезами крепчайшие породы.

Но конструкция лодки оказалась все же недостаточно надежной, ее механизмы часто отказывали, и дальнейшие разработки были признаны несвоевременными. Тем более, что на носу была Вторая мировая война.

Тем временем в Германии

Однако в Германии та же самая война как раз послужила катализатором возрождения интереса к данной идее. В 1933 году изобретатель В. фон Верн запатентовал свой вариант подземохода. Изобретение на всякий случай засекретили и отправили в архив.

Неизвестно, сколько бы оно могло там пролежать, если бы на него в 1940 году случайно не наткнулся граф Клаус фон Штауфенберг. Несмотря на свой пышный титул, он с восторгом принял идеи, изложенные Адольфом Гитлером в книге «Майн кампф». И когда новоявленный фюрер пришел к власти, среди его соратников был и фон Штауфенберг.

Он быстро сделал карьеру при новом режиме и, когда ему на глаза попалось изобретение Верна, понял, что напал на свою золотую жилу.

После окончания Великой Отечественной войны, недалеко от Кенигсберга, органами советской контрразведки были обнаружены штольни неизвестного происхождения, а рядом остатки взорванной конструкции, предполагалось что это остатки «Змея Мидгарда» — опытного варианта «Оружия возмездия» Третьего Рейха, некоторые беллетристы даже связывали это со знаменитой «Янтарной комнатой», которую нацисты спрятали в одной из таких штолен.

Фон Штауфенберг довел суть дела до влиятельных чинов Генштаба вермахта. Изобретателя вскоре разыскали и создали все условия, чтобы он мог реализовать свою идею на практике.

Дело в том, что в 1940 году Генштаб разработал операцию «Морской лев», главной целью которой было вторжение нацистов на Британские острова.

Подземные лодки очень пригодились бы в этой операции: пропахав землю под Ла-Маншем, они могли бы беспрепятственно доставлять в Великобританию отряды диверсантов, которые бы сеяли панику среди британцев.

Основа разработки — патент Хорнера фон Верна, зарегистрированный ещё в 1933 году. Изобретатель пообещал сделать аппарат вместимостью до 5 человек, способный двигаться под землей со скоростью 7 км/ч и нести боезаряд массой в 300 кг (этого вполне достаточно, чтобы провести внушительную диверсию). Причём лодка фон Верна «плавала» как под водой, так и под землей.

Немцы успели разработать и испытать эту лодку

Однако, инициативу перехватил Герман Геринг, шеф люфтваффе. Он убедил фюрера, что не стоит заниматься «мышиной возней», когда доблестные асы Третьего рейха могут в считанные дни разбомбить Британию с воздуха.

По приказу Гитлера в 1939 году работы над подземной лодкой были свернуты. В небе Британии началась знаменитая воздушная война, которую, в конце концов, выиграли британцы.

Солдатам вермахта так и не было суждено ступить на британскую землю.

Мечта Хрущева

Однако идея создания подземной лодки не канула в Лету. В 1945 году, после разгрома фашистской Германии, по ее территории вовсю рыскали трофейные команды бывших союзников. Проект попал в руки генерала СМЕРШа Абакумова. Эксперты дали заключение — это агрегат для передвижения под землей.

Весной 1945 года на Лубянке обнаружили, что в немецком проекте принимал участие один русский инженер-самоучка — Рудольф Требелецкий, закончивший экстерном гимназию и Московский университет, расстрелянный во время репрессий в 1933 году.

В спецхране нашлись привезенные им из Германии копии чертежей.

Требелецкий значительно усовершенствовал изобретение фон Верна. Теперь лодка могла одинаково успешно двигаться как под землей, так и под водой. Кроме этого он изобрел «термальный суперконтур», что значительно облегчало продвижение под землей. Свою лодку он назвал «Субтерина».

О своих идеях Требелецкий рассказал однокласснику, известному писателю-фантасту Григорию Адамову. Адамов использовал идеи Требелецкого в своих романах «Тайна двух океанов» и «Покорители недр».

За упоминание секретных технологий Адамов был наказан полным забвением при жизни и умер не дожив 60-летия.

Проект отправили на доработку. Ленинградский профессор Г.И. Бабат предлагал использовать для снабжения «подземохода» энергией сверхвысокочастотное излучение. А московский профессор Г.И. Покровский произвел расчеты, показывающие принципиальную возможность использования процессов кавитации не только в жидкой, но и в твердой среде.

Пузырьки газа или пара, по мнению профессора Покровского, были способны весьма эффективно разрушать горные породы. Говорил о возможности создания «подземных торпед» и академик А.Д. Сахаров.

По его мнению, можно было создать условия, при которых подземный снаряд будет двигаться не в толще пород, а в облаке распыленных частиц, что обеспечит фантастическую скорость продвижения – десятки, а то и сотни километров в час!

Снова вспомнили и о разработке А. Требелева. С учетом трофейных наработок дело выглядело многообещающим. Но Берия, при поддержке Устинова убедил Сталина что проект бесперспективен. Но в 1962 году проект получил развитие — на Украине. Для серийного производства подземных лодок, испытания которых, по существу, еще и не начинались, в местечке Громовка, по приказу Хрущова построили стратегический завод по массовому производству подземных лодок! Так вот откуда взялась известная поговорка… А сам Никита Сергеевич публично пообещал достать империалистов не только из космоса, но и из-под земли!К 1964 году завод был построен. Первая советская подземная лодка была титановой с заостренным носом и кормой, диаметром 3 метра и длиной 25 метров, экипаж — из 5 человек, и могла вместить 15 бойцов, и тонну вооружения, скорость — до 15 км/час. Боевая задача — обнаружение и уничтожение подземных командных пунктов и ракетных шахт противника. Хрущев лично осмотрел новое оружие.

Несколько вариантов созданных подземоходов отправили для испытаний в Уральские горы. Первый цикл прошел удачно – подземная лодка со скоростью пешехода уверенно проделала ход с одного склона горы на другой. О чем, естественно, тут же было доложено правительству. Возможно, именно эта весть и дала Никите Сергеевичу основания для его публичного заявления. Но он поторопился.

Ядерный подземный крейсер

Полевые испытания нового оружия проводились на территории Уральского военного округа, так как там более твердые грунты. Даже спустя сорок лет после этих испытаний их следы производят неизгладимое впечатление.

Осенью 1964 года прошли первые испытания подземного крейсера, названного «Боевой крот». Результаты были отличные — подземная лодка как по маслу прошла 15 км и разрушила подземный бетонный бункер условного противника. Необходимая энергия вырабатывалась ядерным реактором. Новое оружие выглядело фантастикой в действии. Все были поражены.

Но во время повторных испытаний случилось ЧП — лодка взорвалась и экипаж погиб, включая десатников и командира — полковника Семена Будникова.Со смещением Хрущова куратором проекта стал Устинов и проект был закрыт. Устинов хотел разместить на Луне Командный пункт ракетных войск стратегического назначения и проект подземной лодки ему был не нужен. Подземную лодку засекретили окончательно.

Документальный фильм Подземный крейсер :

Сможет ли кто-нибудь в ближайшем будущем воссоздать проект «подземной лодки»? Если да, то заветная мечта фантастов прошлых столетий осуществится. А человечество получит возможность освоить еще один «океан» – подземный.

Авторский пост

СССР  крейсер  лодка  поздемная  проект   Любите повспоминать, как всё было раньше?
Присоединяйтесь, поностальгируем вместе:

Новости партнёров

Источник: https://fishki.net/1648276-podzemnye-krejsery-sssr.html

Подземные лодки: секретные разработки СССР и Германии

Подземные танки. Проекты ссср. подземная лодка

Человечество издревле пыталось покорить воздушную стихию. И, в конце концов, ему это удалось. А вот история с покорением недр земли не столь оптимистична. Некоторые писатели-фантасты в своих книгах фантазировали на этот счет. Вспомнить хотя бы Жюля Верна и его «Путешествие к центру земли». Но дальше фантазий дело не шло.

Хотя все же некоторые изобретатели делали попытки превратить бумажные романы в жизнь. Одним из первых был Петр Рассказов, подданный Российской империи. Он в 1904 году взбудоражил ученые умы статьей, в которой поведал о причудливом механизме, способном передвигаться под землей. Интересно вот что: эта публикация прошла в английском журнале, а не отечественном.

Известно, что Рассказов подробно описал капсулу, с помощью которой путешествия в недрах земли могли стать реальностью. Неизвестно, пытался ли изобретатель создать аппарат или же ограничился лишь созданием чертежей. К слову о чертежах.

Во время революции они исчезли и спустя несколько лет неожиданно «всплыли» уже в Германии, где местные конструкторы попытались создать свою подземную лодку. Но об этом – чуть позже.

В начале 30-х годов субтерринами всерьез заинтересовались в Советском Союзе. Конструктор и инженер Александр Требелев, которому помогало еще несколько специалистов, создал подземную лодку. К сожалению, первый блин вышел комом, хотя Требелев к делу подошел максимально ответственно.

Тщательно проанализировав различные варианты перемещения под землей, он пришел к выводу, что для «реплики» лучше всего подойдет… крот. Этот вывод был сделан после изучения биомеханики передвижения животного во время создания нор. Путь и действия крота конструкторы наблюдая воочию, поместив его с специальный ящик с землей.

И затем, отталкиваясь от полученных сведений, конструкторы приступили к работе. В итоге у Требелева получилась капсула, напоминавшая своим строением крота. Подземная лодка передвигалась при помощи целого арсенала всевозможных устройств: бура, шнека и двух пар домкратов.

Как раз домкраты играли важную роль – они толкали землю назад, освобождая капсуле место для дальнейшего движения.

Интересно вот что: механическим «кротом» можно было управлять двумя способами. Во-первых, изнутри. В специальном отсеке находился человек, отвечавший за движение и маневры. Во-вторых, с поверхности при помощи кабеля. По нему же машина получала и необходимое электропитание. Скорость капсулы Требелева была довольно скромной – порядка 10 метров в час.

Подземоход Требелева у горы Благодать

Созданный образец начали испытывать. И уже в первой стадии тестов были выявлены многочисленные проблемы. Больше всего неприятностей доставляли механизмы, предназначенные для бурения земли. Они постоянно выходили из строя, а их ремонт требовал большого количества времени и средств.

В общем, надежность подземной лодки не вызывала доверия. И по одной версии, после нескольких испытаний, закончившихся поломками, от капсулы Требелева решено было отказаться. Правда, есть и вторая версия. Если верить ей, то «крота» пытались довести до ума либо в конце 30-х годов, или в начале 40-х.

И вроде как сам будущий нарком вооружений СССР Дмитрий Федорович Устинов взял работы над субтерриной под свой контроль. И он приказал конструктору Страхову улучшить подземную лодку, оснастив ее всем необходимым для применения в военных целях.

Главное условие – устранить кабель питания, который буквально привязывал машину к определенному месту и делал ее уязвимой. С поставленной задачей Страхов справился. Он создал опытный образец, способный в автономном режиме проработать несколько дней.

Управляющей машиной водитель получал на это время необходимые запасы кислорода, пищи и воды, а подземная лодка снабжалась нужным количеством топлива. Но началась война и все работы были прекращены. Что случилось с опытным образцом субтеррины – неизвестно.

Подземная лодка и ее водитель

Немцы в деле

Параллельно с Советским Союзом работу над подземной лодкой вели и немцы. Конструктор фон Верн (или фон Вернер) запатентовал свою разработку, которую так и назвал «Subterrine».

Предполагалось, что его детище, в отличие от советского, сможет передвигаться не только под землей, но и под водой. Фон Верн, благодаря расчетом, назвал даже скорость лодки – около 7 км/ч. Понятно, что скорость могла варьировать в зависимости от различных условий.

Субтеррина в теории могла вместить в себя пять человек и порядка трехсот килограммов взрывчатки.

Устройство подземной лодки

Проектом фон Верна всерьез заинтересовались на верхах. Шла уже Вторая Мировая война и немцы обратили свой взор на неприступную Великобританию. Здесь-то и могла пригодиться подземная лодка, которая идеально вписывалась в концепцию плана «Морской лев». 

По первоначальному замыслу, на Subterrine возлагалась задача незаметно добраться до Англии и «вынырнуть» в тылу врага. В таком бы случае моральный дух англичан получился бы серьезный удар.

Но дальше проекта дело не пошло. Крест на нем поставил Геринг. Он посчитал, что производство Subterrine займет слишком много времени и будет чрезмерно дорогим.

Поэтому он решил обойтись лишь военно-воздушными силами.

Но все же немцы вернулись к идее подземных лодок. И произошло это довольно скоро. Конструктор Риттер представил проект под названием «Midgard Schlange».

По замыслу создателя «Змей Мидгарда» также мог передвигаться и под водой, и под землей. Предварительные расчеты показали, что субтеррина могла двигаться под землей со скоростью от 2 до 10 км/ч, под водой – от 3 км/ч.

Наибольшую скорость «Змей» мог развить на поверхности земли – порядка 30 км/ч.

Но самое главное не это, а размеры «рептилии». Риттер мечтал создать не просто подземную лодку, а полноценный поезд, который состоял из вагонов, оснащенных гусеницами. При этом количество вагонов (предполагалось, что длина каждого будет составлять около 6 метров) можно было варьировать в зависимости от задач, стоявших перед «Змеем».

И его максимальная длина могла составить 500 метров, а вес переваливал за 60 тысяч тонн! Из земледробильного оснащения «Midgard Schlange» получил четыре основных бура по полтора метра и три бура вспомогательных, чей размер был немного меньше. Всем этим «добром» необходимо было управлять при помощи более двух десятков рулей.

Подразумевалось, что в подземном поезде смогут разместиться порядка тридцати человек.

Поскольку «Змей» задумывался как боевая машины, то он должен был получить и впечатляющее вооружение. Риттер посчитал, что его детищу понадобятся спаренные пулеметы, специальные «подземные» торпеды, а также мины, чей счет шел на тысячи. Что же касается применения «Змея», то поначалу его хотели отправить в Бельгию и Францию.

Но «Змею» не суждено было появиться на свет. Работу над превращением чертежей в боевую машину остановили. В войне произошел перелом и немцам стало не до мифических «рептилий». Есть сведения, что в Кенигсберге советские солдаты наткнулись на штольни и остатки неизвестной машины. Возможно, это и был грозный «Midgard Schlange».

«Боевой крот»

Великая Отечественная война завершилась. Советский Союз оправился от ее последствий и сумел совершить прорыв в космическом направлении. А параллельно с освоением далеких звезд шла активная работа по освоению недр земли. Пригодились и немецкие чертежи субтеррин, обнаруженные в Кенигсберге после захвата города.

Но качественный скачок произошел лишь в начале 60-х годов, когда проект под свой контроль взял Никита Сергеевич Хрущев. Над подземной лодкой трудилась специальная группа, в которую вошли лучшие конструкторы и инженеры. По неподтвержденным данным задействован был и академик Андрей Дмитриевич Сахаров.

Производство субтеррин наладили на Украине, недалеко от поселка Громовка.

Один из вариантов подземной лодки

Первая подземная лодка под названием «Боевой крот» появилась в 1964 году. Она сильно отличалась от предыдущих проектов, причем как советских, так и немецких. Что именно представлял собой «Крот» – точно неизвестно. По неофициальным данным – это была машина цилиндрической формы, имевшая от 3 до 4 метров в диаметре и ширину от 25 до 35 метров.

А ее «сердцем» являлся ядерный реактор. Пробиваться сквозь породу субтеррина должна была при помощи огромного бура (о его размерах сведений нет). Скорость передвижения сильно варьировала в зависимости от условий. Но в среднем составляла порядка 10 км/ч. Помимо пяти человек экипажа, «Крот» мог перевозить еще 15 солдат и примерно тонну взрывчатки.

Предполагалось, что подземная лодка с успехом будет разносить и бункеры, и ракетные пусковые установки, и всевозможные фортификационные сооружения. А у Хрущева, взявшего проект под крыло, был свой интерес. В то время отношения с США обострились, назревал вооруженный конфликт.

И в этом случае Никита Сергеевич надеялся на субтеррины, поскольку они могли сыграть важную роль в противостоянии двух держав. 

Нос лодки с устройствами для бурения почвы.

Есть сведения, что подземную лодку испытывали на Урале, в Подмосковье и Ростовской области. Но главной площадкой для тестов стала территория у горы Благодать, что в Свердловской области.

Поначалу испытания «Крота» шли успешно. Но затем произошло ЧП — взорвался ядерный реактор. Экипаж погиб, подземная лодка оказалась замурованной. Вытаскивать ее не стали. Проект посчитали неперспективным и отказались от него.

А вся документация была засекречена.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Сухопутная техника Германия подземная лодка СССР субтеррина

Источник: https://naukatehnika.com/podzemnyie-lodki-proektyi-sssr-i-germanii.html

Атомная подземная лодка «Боевой крот» – секретная разработка СССР

Подземные танки. Проекты ссср. подземная лодка

Двадцатый век по праву считается веком технологических открытий и невиданных доселе прорывов в разных областях науки. Всего за 50-ть лет получили широкое развитие или были изобретены множество вещей, таких как: кино, самолет, телевизор, ЭВМ, расщепление атома и получение на его основе как могущественного источника энергии, так и устрашающего оружия массового поражения.

Фото с сайта

Все это подтолкнуло правительство многих развитых стран к созданию и разработке новых средств ведения войны. Часть задумок отличалась практичностью и, можно сказать, здравомыслием. Из таких проектов “выросли” танки, боевые самолеты, баллистические ракеты и, наконец, атомная бомба.

Но также и хватало откровенно фантастических, если даже не сказать – бредовых, идей и вариантов, многие из которых, что логично, не были доведены до конца. Они больше соответствовали рассказам и романам писателей-фантастов, чем нашей приземленной реальности. Впрочем, некоторые из них все же имели “право на жизнь” хотя бы тем, что могли бы быть действительно воплощенными в действительность.

Фото с сайта

Одним из таких изобретений должен был стать подземоход, который, вгрызаясь в толщи земли, мог неожиданно появляться в тылу у врага и либо десантировать обученных диверсантов, либо же взрывать все вокруг с помощью атомного заряда.

Первый прототип

Первый конструкторский чертеж подземохода появился еще в далеком 1904-ом году, у московского ученого-изобретателя Петра Рассказова. Свою работу он послал в ведущие технические журналы того времени, впрочем, это не помогло ему сыскать успеха.

За рубежом его идеями заинтересовались, но не настолько, чтобы заняться серьезным финансированием, а в Российской империи на нем поставили крест, как на безнадежном фантазере. Мол, кому это будет нужно, подобная махина? Под землей боев то не ведется.

Фото с сайта

Так и почил, не успев родится, смелый замысел молодого технического новатора. Впрочем, во время Первой мировой чертежи машины неведомым образом попали в руки к немецкой разведке, которая передала их дальше командованию. Там находкой все-таки заинтересовались, но дальнейшим исследованиям помешало поражение в войне и последующий экономический кризис.

Когда все “лучшее” – у Запада

В Советском Союзе идею по созданию подобного устройства начали высказывать уже в 30-ых годах. Правда, только в мирных целях. Были созданы первые наработки и чертежи, определен принцип действия, который списали с навыков подземного рытья крота. Но дальнейшего развития проект не получил. Возможно, помешала война с фашистской Германией.

Фото с сайта

Но вот, после капитуляции нацистов, в 45-ом году СССР получил доступ к научным разработкам ученых Третьего Рейха, и там был, о чудо, модернизированный подземоход, в основу которого легли конструкторские решения Петра Рассказова. Теперь уже идею подобной машины никто не отвергал, правда денег на нее не было. Но все же, проект приняли в разработку. Наверное, потому, что западное, у них “всегда все лучше”.

Хрущевская подземная “Кузькина мать!”

К концу 50-ых советские ученые уже во всю приступили к работе над новым невиданным доселе механизмом. Что-то подобное могли упоминать только в рассказах Жюля Верна и научно-фантастических фильмах, популярных в те времена.

К 62-ому году была сделана рабочая версия на бумаге, дело оставалось за малым – пустить все производство. Первую опытную модель создавали в небольшом городке Громовка, в Украине. Длина “Боевого крота”(именно так прозвали будущую грозу капиталистов) составляла около 35-ти метров.

Машину должен был обслуживать экипаж в 5-ть человек, также предусматривалась возможность транспортировки десанта численностью до 15-ти солдат. Основой боевого вооружения была ядерная боеголовка, мощность которой могла достигать 1-ой мегатонны.

Скорость движения под землей – 7-15 км/час, в зависимости от плотности преодолеваемой породы. Планировалась совершать подкоп под территорию противника, оставлять там заряд и, отъехав на безопасное расстояние, дистанционно его подрывать.

Подобный взрыв на поверхности смотрелся бы как неожиданное землетрясение. Это, во-первых, приводило бы к колоссальным разрушениям, а, во-вторых, никаким образом не указывало на СССР как на агрессора. Идеальное оружие массового поражения.

Фото с сайта https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/168095/pub_5a8023…

Первое испытание превзошло все ожидания – “Боевой крот” идеально себя показал в толще скальной тверди, которому нипочем был ни гранит, ни базальт, ни тем более песок с глиной. На второй пробный “заезд” приехал сам Хрущев. Было это в 64-ом. Накрыли большой стол, с вкусными блюдами и кучей горячительных напитков. Потом начали испытания.

Заключение

В дальнейшем программу быстро закрыли, и больше не возвращались к ней никогда за все дальнейшее существование Советского Союза. Причинами подобного “забытья” называют какие-то дикие версии по подземную сверхцивилизацию, которая, мол, была против гостей с поверхности.

Фото с сайта

Но, если отбросить подобную бредятину, ответ лежит на поверхности – в скором времени после испытаний Никиту Сергеевича сменил на посту генсека Леонид Ильич.

Ему были совершенно побоку все эти “фантастические” замашки его предшественника, на которые тратились сумасшедшие деньги. Страна нуждалась в продуктах и развитии промышленности, а не в вот этом всяком.

На том проект советского подземохода и канул в пучину.

Источник: https://super-orujie.ru/blog/43672980083/Atomnaya-podzemnaya-lodka-%C2%ABBoevoy-krot%C2%BB---sekretnaya-razrabotka-

Почему в СССР провалились испытания уникальной боевой машины

Подземные танки. Проекты ссср. подземная лодка

Идея создать такую машину, которая, словно крот, могла бы рыть подземные ходы и уходить в глубь планеты, будоражила не только умы фантастов, но и серьезных ученых и конструкторов.

Сегодня различным проходческим оборудованием никого не удивишь. С его помощью прорыты тысячи километров шахт и тоннелей, по которым мчатся поезда, текут огромные потоки воды, складируются разные запасы…

Россия создаст умные торпеды

Однако помимо таких вот мирных проходческих машин под покровом тайны разрабатывались боевые “кроты”, способные разрушать подземные коммуникации противника, уничтожать его заглубленные и хорошо защищенные пункты управления, подрывать арсеналы, скрытые в толщах скальных пород. А еще они могли незаметно прорываться в буквальном смысле слова в глубокий тыл врага, выползать наружу и высаживать десант там, где его никто не ждал. Такие подземные лодки в начале ХХ века представлялись едва ли не сверхоружием.

Считается, что первый проект боевого подземного самодвижущегося аппарата разработал наш соотечественник москвич Петр Рассказов еще в 1904 году. Но во время революционных событий, охвативших в то время и Москву, он был убит будто бы шальной пулей.

В начале Первой мировой войны его чертежи пропали, и позже всплыли, естественно, в Германии. В начале 1930-х годов в СССР вернулись к этой идее. Созданием “боевого крота” занимался инженер Требелев. Причем он хотел сконструировать машину, которая копировала бы настоящего крота.

Удалось даже построить и испытать опытный образец, но дальше дело не пошло.

Также не увенчались успехом попытки создать боевую подземную машину в нацистской Германии. Проект назвали “Змей Мидгарда” (Midgard Schlange) – по имени подземного чудовища из скандинавских саг. Общий вес подземного “змея” составлял 60 тысяч тонн с экипажем в 30 человек. В реализации проект оказался безумно дорог, и его закрыли. Дальше стали происходить почти мистические события.

Боевая машина обладала фантастическими способностями

В основу “змея”, как считается, легли чертежи Петра Рассказова, похищенные германской разведкой в начале Первой мировой. А детально проработанные немецкие чертежи добыли уже советские разведчики в конце Великой Отечественной. По сложившейся традиции мы признаем только западные авторитеты.

Несмотря на то, что именно наши инженеры были первопроходцами в создании “боевых кротов”, лишь немецкие чертежи подземного чудо-оружия заставили компетентные органы продавить начало работ по советским подземным лодкам.

Министр госбезопасности СССР Абакумов буквально потребовал от президента Академии наук СССР Сергея Вавилова создать спецгруппу для изучения возможности проектирования подземной лодки. Создание “боевого крота” было засекречено еще больше, чем советский атомный проект. Сведения о нем самые приблизительные. Известно, что проект активно поддержал и Хрущев.

Еще бы, советский подземный аппарат мог пробиваться через толщу земли, проходя скальные породы как нож масло. Может быть, экстравагантному Хрущеву мечталось, что придет время и стальной советский кулак вылезет из-под земли прямо на лужайке у Белого дома в Вашингтоне? Та еще будет кузькина мать!

Более 50 лет назад в нашей стране создали боевую машину, которая проходила сквозь гранит как сквозь масло. Инфографика: Леонид Кулешов/РГ

На островах в Балтике нашли технику времен Великой Отечественной войны

Как утверждают в своих публикациях эксперты, боевая подземная машина не только была построена, но и обладала поистине фантастическими способностями. Назвали ее, не мудрствуя, “Боевой крот”. Подземная лодка имела ядерную силовую установку, как и классическая атомная субмарина.

Утверждается, что у “Боевого крота” были следующие параметры: длина корпуса 35 м, диаметр 3 м, экипаж 5 чел., скорость 7 км/ч. Мог он нести и десант до 15 полностью экипированных бойцов. Завод по изготовлению подземных лодок был построен в 1962 году на Украине.

Через 2 года изготовили первый экземпляр.

Аппарат просто испарился, а пробитый тоннель разрушился

Есть сведения, что к созданию этого аппарата приложил руку и академик Сахаров. Была разработана оригинальная технология дробления грунта и двигательная система.

Вокруг тела “крота” создавался некий кавитационный поток, который снижал силу трения и позволял пробиваться даже через граниты и базальты.

Предполагалось, что действия “крота” будут приняты противником за результаты землетрясения.

Леонид Кулешов/РГ

Первые же испытания дали потрясающие результаты. “Боевой крот” действительно спокойно вгрызался в скалы и уходил в их глубину с небывалой для проходческих машин скоростью.

Однако во время очередных испытаний в 1964 году машина, проникшая в Уральские горы под Нижним Тагилом на расстояние в 10 км, по неизвестным причинам взорвалась. Поскольку взрыв был ядерным, то сам аппарат с находившимися в нем людьми просто испарился, а пробитый туннель обрушился.

В прессе называлось имя погибшего командира “Боевого крота” – полковник Семен Будников. Но официального подтверждения этому ни разу не прозвучало. Проект закрыли, все документальные свидетельства о нем ликвидировали, словно ничего и не было.

Почему так случилось? Почему, реально создав уникальную и не имевшую мировых аналогов проходческую машину для подземных работ, СССР отказался от ее дальнейшего развития после первой же катастрофы. Ракет взрывалось намного больше, но ракетостроение никто не сворачивал.

Также было множество аварий и катастроф с атомными подводными лодками, но и их конструкции довели в итоге почти до идеального состояния. Ответ на это может показаться невероятным и запредельно фантастическим. Но… Другого объяснения нет.

Какая внешняя сила не дала “Кроту” углубиться?

Давным-давно появились легенды о том, что внутри нашей планеты существует иная разумная жизнь – там своя подземная и совершенно неведомая нам цивилизация, которая реально управляет Землей, а может быть, и всей Солнечной системой.

И будто бы есть некие порталы, которые позволяют избранным войти в этот иной мир, а также выйти из него. Нацистские ученые-мистики из тайного общества Аненербе вполне серьезно искали эти порталы. Не факт, что не нашли. Однако войти внутрь Земли можно лишь в том случае, если разрешат.

А так цивилизация “Средиземья” защищена мощной энергетической сферой и скальной броней, известной нам как земная кора планеты.

Танк “Армата” станет роботом

Считается, что самая глубокая скважина в мире находится на Кольском полуострове. Действительно, во времена СССР на ней удалось пробиться вглубь на 12 262 метра. Это мировой рекорд. Но еще в советские времена работы на скважине стали сворачивать будто бы из-за их дороговизны. Сегодня она полностью разрушена, входное отверстие заварено.

Однако существует версия, что бурить прекратили по другой причине. Когда появилась возможность опустить в ствол скважины на всю ее глубину видеоаппаратуру, то будто бы выяснилось, что вертикальная глубина – 8 км. А дальше бур по неизвестной причине стал крутиться в горизонтальной плоскости, словно наткнулся на препятствие непробиваемой прочности.

Так и накрутил свыше 4 км.

А может, иная цивилизация существует не в космосе, а у нас под ногами, и ее стражники не хотели, чтобы советский “крот” проник в запретные пределы

Зафиксировано немало случаев, когда люди слышали доносившийся откуда-то из-под земли гул работающих механизмов, хотя в радиусе тысяч километров не велось никаких подземных работ. Акустики подводных лодок тоже фиксировали некие технологические шумы, шедшие с океанских глубин. Мы ищем инопланетян в космических просторах.

А может быть, иная цивилизация существует буквально у нас под ногами? И стражники ее не захотели, чтобы советский “крот” проник в запретные пределы. Ведь технические характеристики позволяли “Боевому кроту” дойти до центра Земли. Поэтому-то уникальная подземная машина была уничтожена.

А тайна давнего советского проекта вряд ли будет когда-нибудь полностью раскрыта.

Источник: https://rg.ru/2015/06/04/krot.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.