Первая экспедиция витуса беринга. Камчатские экспедиции витуса беринга

Биография Витуса Беринга

Первая экспедиция витуса беринга. Камчатские экспедиции витуса беринга

Беринг Витус Ионассен (1681-1741) – великий русский мореплаватель, капитан-командор российского флота. Возглавлял Первую и Вторую Камчатские экспедиции.

Прошёл пролив между Аляской и Чукоткой, который впоследствии был назван в его честь – Берингов. Также имя мореплавателя носят остров и море на севере Тихого океана.

Экспедициям Беринга принадлежит открытие ряда островов Алеутской гряды.

Рождение и семья

Витус родился 2 августа 1681 года. По происхождению он был датчанин. О его ранних годах известно очень мало. Имеются данные, что Беринг появился на свет в датском городе Хорсенсе, где на четвёртый день после рождения мальчика крестили в местной лютеранской церкви.

Документ о его крещении до сих пор хранится в старой церковной книге города Хорсенс. Имя ребёнку дали в честь дяди (родного маминого брата), он был знаменитым датским историком, работал придворным летописцем в Королевском суде.

От матери досталась фамилия Беринг, их дворянский род был в Дании довольно знатным, но к моменту рождения Витуса уже разорившимся.

По папиной линии мальчик унаследовал второе имя Ионассен. Отец будущего мореплавателя, Ионас Свендсен, был женат на Анне Педердаттер Беринг вторым браком, от первого у него имелось два сына и две дочери.

Анна родила мужу пятерых детей – троих мальчиков и двух девочек. Отец работал таможенником и был весьма уважаемым человеком в городе.

Семья не относилась к разряду зажиточных, но и родители, и дети были образованными и набожными.

Детство

Проживали Беринги на улице Сёндергаде в доме № 59. А на соседней улице Смедегаде располагалась школа, которую посещал Витус.

Учебное заведение принадлежало Педеру Лауритцену Дальхоффу, чей сын Хорлов в 1695 году женился на сестре Беринга – Анне Катринс.

Хорлов состоял на службе в военном флоте Дании в качестве фанфариста, поэтому разговоры о море и флотской жизни часто велись и в доме Беринга, и в школе.

С раннего детства Витус стал водить дружбу с матросами и шкиперами, частенько бывал в гостях у них на кораблях. В тот период Дания активно завоёвывала морские территории, король посылал экспедиции по всему свету. Юный Беринг был очарован морем и в подробностях изучил материалы экспедиций Йенса Мунка, который в начале XVII века плавал на остров Гренландия и в Индию.

Несмотря на то, что в семье имелись финансовые затруднения, своим детям Ионас и Анна постарались дать хорошее образование. Два старших брата Витуса учились в Копенгагенском университете. Но юный Беринг избрал для себя иной путь. Окончив школу, четырнадцатилетний подросток записался на голландский корабль матросом.

Первые путешествия и учёба в Амстердаме

Вместе с двоюродным братом Свеном и товарищем Сивере, который впоследствии стал русским адмиралом, дважды Беринг принимал участие в плавании в Ост-Индию, пересёк северную Атлантику, побывал в европейских колониях на западном берегу Северной Америки и на Карибских островах.

Опыта в путешествиях Витус набрался, а вот знаний в морском деле было недостаточно. И тогда Беринг продолжил учёбу в морском кадетском корпусе в Амстердаме, который на тот период считался лучшим в мире.

Морские науки юноша постигал легко, уже тогда было понятно, что из него выйдет превосходный мореплаватель.

В 1703 году Витус познакомился с вице-адмиралом флота России Корнелием Ивановичем Крюйсом (по происхождению он был норвежцем). Тогда по указанию царя Петра I по всей Европе его агенты искали и вербовали на службу в России толковых иностранцев (моряков, военных и других специалистов).

В Амстердаме такой работой занимался Крюйс. Он сразу обратил внимание на черты характера и качества молодого Беринга, которые очень ценились в морской службе. В 1703 году Корнелий Иванович предложил Витусу поступить на службу в русский флот.

Молодой человек принял такое предложение, он как раз только окончил кадетский корпус с офицерским званием.

Переезд в Россию и военно-морская служба

При содействии Крюйса Беринга зачислили в русский Балтийский военно-морской флот в чине подпоручика. В 1704 году Витус приехал в Россию, отныне его судьба навсегда была связана с этой страной.

Сначала его поставили командовать небольшим судном, которое доставляло лес на остров Котлин с берегов Невы, там Пётр I начал грандиозное строительство военно-морской цитадели русского флота Кронштадта. Беринг проявил в службе прилежание и рвение.

Ему всё чаще поручали ответственные задания, к выполнению которых он относился ревностно и очень скрупулёзно. Такая служба, талант и страсть к мореплаванию были оценены по достоинству и в 1707 году Витусу уже присвоили чин поручика.

Дальше послужной список Беринга выглядел следующим образом:

  • 1710 – в начале весны получил направление на южное побережье Финского залива, где вёл наблюдение за шведской флотилией. Осенью этого же года Беринга перевели капитан-лейтенантом на Азовский флот, где он командовал небольшим парусным военным судном (шнявой) «Мункер».
  • 1711 – летом принимал участие в Прутском походе Петра I (в период русско-турецкой войны поход в Молдавию против Османской империи).
  • 1712 – направлен на Балтийский флот.
  • 1715 – получил чин капитана 4 ранга. Принял в Архангельске судно «Селафаил» и привёл его в Копенгаген. Это плавание стало последним, когда Берингу удалось побывать в родных краях, больше он в Данию не вернулся.
  • 1716 – принял командование линейным парусным кораблём Балтийского флота «Перл», с которым участвовал в плавании к Бронкгольму.
  • 1717 – получил чин капитана 3 ранга.
  • 1719 – принял командование кораблём «Селафаил», с которым совершил плавание по Балтийскому морю к Аланду.
  • 1720 – получил чин капитана 2 ранга.
  • 1721 – принял командование парусным линейным кораблём Балтийского флота «Марльбург», затем командовал судном «Лесное» в соединении одного из создателей Российского военно-морского флота Ф. М. Апраксина.

Отставка и скорое возвращение на флот

Однако за семнадцать лет службы Берингу не удалось получить желаемый чин капитана 1 ранга, даже несмотря на то, что под его командованием в 1720 году был фрегат на девяносто пушек, а в период Северной войны он не раз выполнял особые поручения Государя. Витус считал, что его незаслуженно обошли наградами и повышением по службе. В связи с этим в феврале 1724 года, когда закончилась Северная война, он написал прошение об отставке.

Просьба Витуса была удовлетворена. Но когда царь Пётр I узнал о его отставке, то заявил генерал-адмиралу русского флота Ф. М. Апраксину: «Зря ты обижаешь Беринга.

Сей датчанин стал истинно русским человеком и доказал это своею службою. Объяви на Коллегии, что он вновь принят в морской флот и назначен капитаном 1 ранга».

В августе 1724 года Витус был отозван из отставки и принят в командование фрегат «Селафаил» на шестьдесят пушек.

Первая Камчатская экспедиция

Одна из великих заслуг Петра I в том, что он стал основоположником научного изучения географии России и близлежащих территорий.

В конце 1724 года Государь издал указ об организации Первой Камчатской экспедиции и поручил Коллегии Адмиралтейства подобрать наиболее подходящую кандидатуру руководителя.

Петру I предложили доверить это дело Берингу, на что было дано государево согласие. Он собственноручно расписал Витусу основные задачи экспедиции:

  • На Камчатке либо в ином месте соорудить один или два палубных бота.
  • Выдвинуться на этих судах вдоль земли курсом норд, где по имеющимся сведениям должна располагаться Америка.
  • Отыскать место, где соединяется Америка с Азией, высадиться на американское побережье и нанести полученные сведения на карте.

Беринг с командой выдвинулся из Петербурга в январе 1725 года. В течение двух лет речными судами, пешком, на лошадях через Сибирь добирались до Охотска. Здесь они перезимовали, после чего отправили снаряжение к устью реки Камчатка на лодках и собачьих упряжках.

Летом 1728 года, обосновавшись на восточном побережье Камчатского полуострова, Беринг со своей экспедицией завершил строительство первого бота «Святой Гавриил».

К концу лета судно выдвинулось вдоль материка на северо-восток, в результате чего на карту были нанесены:

  • остров Святого Лаврентия в южной части Берингова пролива;
  • Карагинский залив Берингова моря с северо-восточной стороны Камчатки;
  • самый крупный в Беринговом море залив Анадырский у берегов Чукотки;
  • залив Креста южного берега Чукотского полуострова;
  • бухта Провидения с юго-востока полуострова Чукотка.

Экспедиция вышла в Чукотское море через пролив, получивший впоследствии название Берингов, и повернула домой.

Несмотря на то, что североамериканское побережье не было обнаружено, Витус посчитал задачу выполненной – в ходе экспедиции выяснилось, что Америка и Азия не соединяются.

Обогнув Камчатку с юга, он ещё нанёс на карту крупную незамерзающую бухту в Тихом океане Авачинскую губу и Камчатский залив в восточной части полуострова. После этого весной 1730 года Беринг с командой через Охотск, а потом через всю Россию вернулись в Петербург.

По возвращении мореплаватель предоставил доклад, в котором уверенно высказался о сравнительной близости Камчатки и Америки и о том, что было бы целесообразно заводить с американцами торговые отношения.

Проехав туда и обратно через Сибирь, Витус был уверен, что на этих землях можно вести добычу соли, железной руды и выращивание ржи, ячменя, овощей.

Также мореплаватель представил свои планы, как дальше исследовать российское азиатское побережье на северо-востоке, разведать морские пути к Японским островам и Америке.

Вторая Камчатская экспедиция

Выслушав его соображения и планы, в 1733 году Коллегия вновь назначила Беринга руководителем Второй Камчатской экспедиции.

Они посчитали, что задания Государя Петра I были выполнены не до конца: экспедиция не побывала на американских берегах и не полностью доказала, что соединения Азии с Америкой нет.

Тем не менее, Берингу присвоили чин капитана-командора и наградили премией в тысячу рублей.

В начале 1734 года Витус выехал в Якутск, где в течение трёх лет заготавливал экспедиционное снаряжение и продовольствие. Власти на местах никак не хотели помогать Берингу, он то и дело сталкивался с их сопротивлением, безразличием и бездействием. Только осенью 1740 года из Охотска отправились к востоку Камчатки на двух пакетботах «Святой Павел» и «Святой Пётр».

В июле 1741 года экспедиция вышла к побережью Северной Америки. Обратно Беринг проследовал вдоль Алеутской гряды и южного берега Аляски. Были открыты и нанесены на карте острова:

  • Святого Стефана (Булдырь);
  • Шумагинские;
  • Кадьяк;
  • Святого Иоанна (Атха);
  • Святого Маркиана (Кыска);
  • Евдокеевские.

Болезнь и смерть

Обратный путь со Второй Камчатской экспедиции оказался очень трудным. Море полностью окуталось туманом, начало сильно штормить.

Из-за тумана не было видно не только берегов, но и звёзд, по которым можно было бы определить местонахождение судна. Шли месяцы, а «Святой Пётр» всё ещё находился в открытом море.

У членов команды началась цинга, некоторые стали умирать. Заболел и сам Беринг, но из последних сил руководил пакетботом и уцелевшими членами команды.

Корабль практически не управлялся и двигался по волнам и ветрам. В начале ноября 1741 года на горизонте заметили заснеженную землю, которая впоследствии получила название острова Беринга. Было принято решение устроить здесь вынужденную зимовку. Первыми вынесли из душных кают больных, но на свежем воздухе они в скором времени скончались.

8 декабря 1741 года умирал в наспех построенной землянке и Витус Беринг. На самом краю необъятной России из последних сил старался зацепиться за жизнь сражённый цингой великий мореплаватель, болезнь оказалась сильнее.

Он не знал тогда, что уходит из жизни на острове, который впоследствии будет носить его имя. Не знал и то, что Беринговым назовут море в Тихом океане и пролив, который разделяет Америку с Азией. Точность этих исследований подтвердил позднее англичанин – мореплаватель Джеймс Кук.

Это было его предложение назвать пролив между Чукоткой и Аляской Беринговым.

Личная жизнь

В 1713 году Беринг женился на Анне Христиане Пюльсе, дочери коммерсанта из Швеции. Летом 1716 года у них родился первенец, названный Витусом в честь отца. К сожалению, в скором времени малыш скончался.

После этого Анне Христиане рожала много раз, но большинство детей умирало в младенческом возрасте. За пять первых лет супружеской жизни чета Берингов потеряла пятерых детей.

Выжили девочка Аннушка и трое сыновей – Йонас, Томас и Антон.

Источник: https://stories-of-success.ru/vitusa-beringa

Великая Северная экспедиция: Вторая Камчатская экспедиция Беринга

Первая экспедиция витуса беринга. Камчатские экспедиции витуса беринга

Великая Северная экспедиция была осуществлена русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии в 1733—1743 годах. Экспедиция состояла из семи самостоятельных отрядов, за каждым из которых был закреплен свой участок. Витусу Берингу было поручено возглавить Великую Северную экспедицию.

В его задачи входила не только координация работы всей экспедиции, но и непосредственное руководство одним из ее отрядов. Помощником Беринга вновь, как и в Первой Камчатской экспедиции, был назначен Алексей Чириков. Беринг и Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья.

Все необходимое снаряжение и продовольствие для экспедиции было подготовлено к лету 1740 года. Тогда же в Охотске под руководством корабельных мастеров Козьмина и Рогачева была закончена постройка двух судов. 8 сентября 1740 года пакетботы «Святой Петр» под командованием Беринга и «Святой Павел» под командованием Чирикова вышли из Охотска.

Суда прошли между южной оконечностью Камчатки, называемой мыс Лопатка, и самым северным из Курильских островов. Пройдя 26 сентября пролив, они продолжали идти курсом на северо-запад по направлению к Авачинской бухте. 27 сентября пакетботы подошли к Авачинской бухте, однако тут им встретился густой туман и штормовая погода, так что они были вынуждены снова выйти в море.

Наконец 6 октября 1740 года участникам экспедиции удалось войти в Авачинскую бухту и в тот же день стать на место зимовки, которое они назвали Петропавловским портом, поскольку оба судна, носившие имена святых Петра и Павла, были первыми кораблями, которые воспользовались этой гаванью.

Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.В течение всей зимы между офицерами шли рассуждения о дальнейшем маршруте. Был созван совет из всех офицеров и штурманов, на который, согласно инструкции, был приглашен прикомандированный к экспедиции профессор астрономии Делакройер, француз по происхождению.

Мнения участников совета разделились: были предложения плыть на северо-восток, на восток, а Делакройер предложил плыть на юго-восток, где, по его мнению, должна была находиться так называемая земля Хуана де Гама. После обсуждения было принято решение исследовать эту землю, а затем продолжить путь к берегам Америки.

Утром 4 июня 1741 года «Святой Петр» и «Святой Павел» вышли из Авачинской бухты. Участники экспедиции рассчитывали уложиться в такие сроки, чтобы к концу сентября снова вернуться сюда же.Достигнув 47° с. ш., где должна была находиться мифическая земля, участники плавания пришли к выводу о том, что ее не существует, а время и силы экспедиции были потрачены напрасно.

Суда повернули на север. Условия плавания были сложными, мешали штормы и густые туманы. Чтобы не потеряться в тумане, на кораблях стреляли из пушек или били в колокол. 19 июня ни выстрелы, ни удары колокола не помогли — суда разлучились.

В течение трех дней Беринг и Чириков тщетно пытались найти друг друга, после чего Беринг отдал приказ двигаться на север, а Чириков взял курс на северо-восток. Около четырех недель «Святой Петр» продолжал плавание к западным берегам Америки. В первой половине июля по курсу судна стали видны неясные очертания земли — корабль шел вдоль Алеутских островов.

16 июля 1741 года участники экспедиции наконец увидели берег с высокими горными хребтами, покрытыми снегом. Это была долгожданная Америка.

«Мы поплыли дальше, стремясь подойти ближе к берегу, но из-за небольшой силы и переменчивости направления ветра не могли достигнуть его ранее, чем 20 июля, когда вечером в 6 часов бросили якорь на глубине двадцати двух сажен на мягком глинистом грунте вблизи довольно большого острова, расположенного неподалеку от материка.

В 8 часов вечера мы послали к берегу шлюпку с заданием — разыскать пресную воду и нашу большую лодку с флот-мастером, ныне капитаном, Софроном Хитрово, чтобы подробнее разведать бухту и побережье и выяснить, не найдется ли более удобного рейда или гавани.

Лодка скоро вернулась к кораблю, и Хитрово доложил, что в проходе между несколькими островами, расположенными в недалеком расстоянии, имеется хороший рейд, в котором можно укрыться от ветров почти всех направлений», — писал участник экспедиции Свен Ваксель. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на американский берег.

Хитрово рассказал участникам экспедиции, что на одном из островов он обнаружил несколько небольших построек. Он отметил, что местные жители, очевидно, имеют топоры и ножи, так как их постройки обшиты гладкими досками и украшены резьбой. Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера в сопровождении казака Лепехина.

Стеллер провел на берегу 10 часов, за это время он осмотрел жилища индейцев, составил описание около 160 видов местных растений, а также описание некоторых представителей фауны (тюленей, китов, акул, морских бобров, лисиц, нескольких видов птиц, в том числе хохлатую сойку, впоследствии названную его именем).Участники экспедиции пополнили запасы пресной воды, и 21 июля в 6 часов утра отошли от этого места. На карте они пометили название этого места «мыс св. Илии», так как оно представляло собой длинную выступающую полосу земли, а по календарю день, в который они прибыли к этому месту, был обозначен днем св. Илии. Позднее, уже в 19 веке, остров получил название Каяк.

3Острова Шумагина

Экспедиция продолжила путь, двигаясь на запад. К концу августа участники экспедиции стали сильно хворать цингой. Запас пресной воды понемногу приходил к концу, и было решено снова поискать землю. 29 августа экипаж «Святого Петра» увидел землю с севера, а 30 августа бросил якорь между несколькими островами.

Острова обозначили Шумагинскими, так как там был похоронен первый умерший член команды, под фамилией Шумагин.Не смотря на плохое качество воды, было принято решение запастись ей в максимальных количествах. На это ушел целый день. Ночью участники экспедиции заметили огонь на берегу соседнего небольшого острова.

На следующий день была подготовлена шлюпка, и шесть человек, включая переводчика, отправились на остров. Они отплыли от судна утром и благополучно достигли острова, там они нашли костер, в котором еще не погас огонь, но люди уже исчезли.

Встреча русских с алеутами (рисунок Свена Вакселя)После исследования острова экипаж снова вышел в море, однако вынужден был вернуться, так как разыгрался юго-западный шторм, сопровождавшийся сильным ливнем.

5 сентября они снова пытались выйти в открытое море, но из-за сильного юго-западного ветра вынуждены были снова повернуть обратно. Однако эти промедления позволили участникам экспедиции все-таки познакомиться с местными жителями. С одного из близлежащих островов они услышали голоса и крики людей и увидели разведенный там костер.

Вскоре показались две небольших байдарки, сделанные из тюленьих шкур. В каждой байдарке сидело по одному человеку. Они подплыли к «Святому Петру» и жестами приглашали выйти к ним на берег. На берег были посланы трое членов экипажа. Так произошла первая встреча с местными жителями — алеутами.

4Остров Беринга

Обратный путь был тяжелым. Туманы и штормы затрудняли движение судна. Заканчивались вода и провиант. Цинга изводила людей. «Святой Петр» дрейфовал по морю до 4 ноября, когда в 8 часов утра экипаж корабля увидели землю — высокие горы, покрытые снегом. Приблизился к земле корабль уже с наступлением темноты. К вечеру начал усиливаться ветер. «Св.

Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Судно было сильно повреждено, но сумело встать на якорь.6 ноября экипаж судна начал высаживаться на берег. В течение почти двух недель более здоровые участники экспедиции переправляли на берег больных товарищей.

Беринга на носилках перенесли в специально подготовленную для него землянку. Во время высадки умерло девять человек. 28 ноября стоявший на якоре пакетбот штормом был выброшен на берег. Этому происшествию моряки не придали большого значения, так как были уверены, что находятся на Камчатке и смогут установить связь с местными жителями.

Однако отправленные Берингом на разведку участники экспедиции, поднявшись на гору, установили, что место их высадки — необитаемый остров. Земля вся была покрыта снегом, с гор вытекала небольшая речка с отличной пресной водой, на берегу не росло никакого леса. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом.Капитан Витус Беринг скончался 6 декабря 1741 года.

Позднее этот остров будет назван в его честь. Оставшихся в живых моряков возглавил Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742 года. На острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.

Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Святого Петра». Среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду.

К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, а ширина — менее 4 метров.
Смерть Витуса БерингаОставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742, вышли к Петропавловску.

«Святой Павел» под командованием Чирикова 15 июля 1741 года достиг земли близ берегов Америки в районе 55° 11' с. ш. и 133° 57' з. д. Не найдя подходящего места для стоянки судна, экспедиция продолжила путь и 17 июля остановилась на широте 57° 50'. На берег была отправлена шлюпка с десятью матросами для разведки окрестностей и отыскания места для стоянки.

В течение нескольких дней на судне ожидали возвращения группы, а затем на их поиски решено было отправить боцмана с матросом и двумя плотниками. Эта группа также не вернулась обратно. Пройдя вдоль берегов Америки около 400 верст, 26 июля Чириков принял решение отправиться в обратный путь.

На судне разыгралась цинга, и к концу сентября среди экипажа не было ни одного здорового человека. Моряки умирали один за одним. Был болен и Чириков, а с 20 сентября он уже не мог выйти из каюты. Управление судном перешло к штурману Елагину. Утром 6 октября штурман наконец заметил вдали берег Камчатки, а 9 октября корабль встал на якорь в Авачинском заливе.

Перезимовав в Авачинской губе и оправившись от болезни, в начале лета 1742 года Чириков с оставшимися в живых членами экипажа «Святого Павла» вновь отправился в плавание к берегам Америки. Экспедиции удалось дойти до западного острова Алеутской гряды (острова Атту), но сильные ветры и туман не позволили продолжить плавание.

На обратном пути пакетбот прошел на расстоянии видимости мимо острова, на котором находились моряки с потерпевшего крушение «Святого Петра». 1 июля 1742 года Чириков вернулся на Камчатку, откуда участники экспедиции направились в Охотск.

Источники: az.lib.ru, ru.wikipedia.org

Источник: https://diletant.media/excursions/29368005/

Северная экспедиция Витуса Беринга читать онлайн – Стивен Боун

Первая экспедиция витуса беринга. Камчатские экспедиции витуса беринга

1580 — Поход Ермака (Начало покорения Сибири).

1587 — Основание Тобольска.

1632 — Основание Якутска.

1648 — Русский путешественник Семен Дежнев первым проходит через Берингов пролив.

1689 — Совместно с Иваном, своим немощным сводным братом, Петр I становится правителем России. По Нерчинскому договору Россия лишается доступа к Тихому океану за рекой Амур.

1696 — Витус Беринг впервые выходит в море — юнгой на корабле, плывущем в Индию.

1703 — Основание Санкт-Петербурга.

1724 — Витус Беринг становится командиром Первой Камчатской экспедиции.

1725 — Смерть Петра I. Наследницей становится его вдова Екатерина I; она продолжает политику императора, в том числе реализует планы по освоению Сибири.

1727 — Смерть Екатерины I, императором становится Петр II. Беринг на «Святом Гаврииле» проходит вдоль тихоокеанского побережья Камчатки.

1729 — Смерть Петра II. Трон занимает племянница Петра I Анна Иоанновна, которая продолжает имперскую политику расширения державы.

1730 — Первая Камчатская экспедиция возвращается в Санкт-Петербург. Беринг разрабатывает планы второй экспедиции.

1732 — Императрица Анна Иоанновна одобряет планы второй экспедиции под началом Витуса Беринга.

Апрель 1733 — Участники Второй Камчатской экспедиции, также известной как Великая Северная экспедиция, покидают Санкт-Петербург.

Октябрь 1734 — Витус Беринг добирается до Якутска, который становится главным штабом экспедиции.

Осень 1737 — Авангард экспедиции достигает Охотска.

1738–1739 — Мартин Шпанберг на трех кораблях добирается до севера Японии.

Июнь 1740 — В Охотске завершается строительство «Святого Петра» и «Святого Павла», они обходят Камчатку и добираются до Авачинской губы. В Охотск прибывает Георг Стеллер. Анна Беринг, жены и другие члены семей офицеров экспедиции отправляются обратно на запад, в Санкт-Петербург.

28 октября 1740 — Смерть Анны Иоанновны.

4 мая 1741 — Морской совет офицеров решает плыть на юго-восток в поисках Земли Жуана да Гамы.

4 июня — «Святой Петр» и «Святой Павел» отходят от Камчатки к берегу Северной Америки.

20 июня — «Святой Петр» и «Святой Павел» в бурю теряют друг друга и продолжают идти на восток раздельно.

15 июля — Алексей Чириков на «Святом Павле» видит берег Северной Америки.

16 июля — Беринг и Стеллер на «Святом Петре» видят берег Северной Америки в районе горы Св. Ильи.

18 июля — Чириков отправляет одиннадцать человек в шлюпке на берег за пресной водой.

20 июля — Беринг на «Святом Петре» добирается до острова Каяк и отправляет команду на берег за водой. Стеллер собирает образцы растений и животных.

24 июля — Чириков отправляет еще четырех человек на берег на поиски предыдущей пропавшей экспедиции.

27 июля — Чириков оставляет высадившихся на берег, считая их погибшими или пленными, и отправляется на Камчатку, так и не добыв пресной воды.

Август — На «Святом Петре» распространяется цинга. Заболевает и сам Беринг; он редко выходит из каюты.

30 августа — «Святой Петр» останавливается на Шумагинских островах, чтобы добыть пресной воды. Никита Шумагин — первый участник экспедиции, умерший от цинги.

4–9 сентября — Команда «Святого Петра» встречается с алеутами; это первая встреча с коренными американцами.

9 сентября — Команда «Святого Павла» встречается с алеутами на острове Адак, но им не удается выменять у них пресную воду. На корабле начинается цинга.

Конец сентября и октябрь — «Святой Петр» страдает от штормов и эпидемии цинги.

10 октября — «Святой Павел» возвращается в Авачинскую губу. Пятнадцать человек брошены на Аляске, шестеро умерли от цинги.

6 ноября — «Святой Петр» пристает к берегу в Командорском заливе на острове Беринга. Люди ежедневно умирают от цинги. На выживших нападают одичавшие песцы.

8 декабря — Беринг умирает. Лейтенант Свен Ваксель принимает командование гарнизоном.

8 января 1742 — Последняя смерть от цинги. Благодаря успешной охоте и лекарственным растениям Стеллера жизненные условия на острове Беринга улучшаются.

25 апреля — Дочь Петра I Елизавета получает императорскую корону после переворота, устроенного в ноябре.

2 мая — Начинается работа по разбору выброшенного на берег корабля и строительства нового, меньших размеров, также названного «Святым Петром».

13 августа — Отплытие от острова Беринга.

26 августа — Выжившие добираются до Авачинской губы.

1743 — Российский Сенат официально распускает Вторую Камчатскую экспедицию.

Пролог. На краю света

Осенью 1741 года русский корабль «Святой Петр», больше напоминавший развалину, с рваными парусами и поломанными мачтами, медленно шел на запад через бурные воды северной части Тихого океана.

С севера пришел мороз, дождь сменился снегом. На такелаже и леерах образовалась ледяная корка.

Но на палубе было на удивление спокойно: большинство моряков лежали в трюме на койках, подавленные и измученные цингой.

Когда волны стихли и небеса расчистились после шквала, горстка матросов вышла на палубу и посмотрела в сторону далекой земли: один из офицеров уверял, что это была Камчатка. Корабль бесшумно вошел в залив и с наступлением ночи бросил якорь.

Но затем начался отлив, мощное течение развернуло судно, разорвало якорный канат и бросило беспомощный корабль на подводный риф. Люди в панике бегали по палубе, а днище страшно скрипело об острые камни. Все знали: если корабль развалится, их ждет смерть в ледяной воде.

Но в последний момент большая волна подняла разбитый корабль над рифом и бросила его в неглубокую лагуну недалеко от берега.

Не веря в свое спасение, те немногие, у кого еще оставалось достаточно сил, стали перевозить припасы, а также больных и погибших на каменный берег; эта работа заняла много дней из-за ветра и снежных бурь.

Открывшийся им вид был мрачным. Исхлестанные ветром травянистые дюны тянулись вплоть до подножия невысоких, покрытых снегом гор. Едва моряки вышли на берег, к ним тут же бросилась стая рычащих голубых песцов и стала разрывать на них штанины; зверей пришлось прогонять пинками и криками.

Небольшая группа матросов, еще способных ходить, отправилась изучать берег; они обнаружили, что попали на необитаемый, не нанесенный на карту остров, где не росли деревья.

На самом деле им не удалось добраться до Камчатки, откуда началось их путешествие; позже они узнали, что оказались где-то между Америкой и Азией, на острове в самом конце Алеутской гряды.

Моряки тут же стали искать укрытие от стремительно надвигавшейся зимы, решили разрыть найденные возле дюн норы и расширить ручей. Из обломков корабля они построили каркас, на который натянули шкурки песцов и остатки парусов.

Привлеченные запахом еды, орды голодных песцов спустились с голых холмов и носились по импровизированному лагерю. Они воровали одежду и одеяла, таскали инструменты и утварь и становились все агрессивнее.

Песцы раскапывали неглубокие могилы, вытаскивали из них трупы и грызли их прямо на виду у ослабевших моряков. Нескольким десяткам человек, выбравшимся на берег, казалось, что хуже уже быть не может.

Несчастным выжившим пришлось провести мрачную зиму, прячась в примитивных укрытиях на каменистом берегу, питаясь мясом любых животных, которых удавалось убить, высасывая последние питательные соки из кореньев и трав.

У моряков не было нормальной одежды, а запасы провизии и инструментов с корабля были весьма скудными. Когда началась зима, им пришлось бороться с безжалостными арктическими ветрами, снегом по пояс, цингой и постоянными нападениями диких животных.

«Святой Петр» был одним из двух кораблей, заказанных для Великой Северной экспедиции, известной также как Вторая Камчатская (1733–1743).

Она продолжалась почти десять лет, затронула три континента, а ее достижения в области географии, картографии и естественной истории вполне сравнимы с результатами знаменитых путешествий Джеймса Кука, научных кругосветных плаваний Алессандро Маласпины и Луи Антуана де Бугенвиля и экспедиций Льюиса и Кларка по Северной Америке.

Наблюдения натуралиста, немца Георга Стеллера, подарили Европе первые научные описания флоры и фауны Тихоокеанского побережья Америки, в том числе сивуча, стеллеровой коровы и стеллеровой черноголовой голубой сойки.

Экспедиция была задумана российским императором Петром I в начале 1720-х годов, а возглавлял ее датский мореход Витус Беринг; стоимость этого невероятного предприятия составила 1,5 миллиона рублей — шестую часть всего дохода русского государства. Но, несмотря на щедрое финансирование и амбициозные цели, Великая Северная экспедиция оказалась в то же время одной из самых мрачных страниц в истории века парусников. Рассказ о ней — это рассказ о кораблекрушениях, страданиях и выживании.

Великая Северная экспедиция должна была продемонстрировать европейцам величие и прогрессивность Российской империи и при этом расширить ее границы путем присоединения Северной Азии и даже части Америки, лежащей за Тихим океаном. Научные цели, пусть и подчиненные государственным интересам, потрясали своими масштабами.

С точки зрения западноевропейских стран, Россия лишь недавно превратилась из отсталой варварской страны в относительно цивилизованное государство.

Политика России в те годы отличалась непредсказуемостью из-за коррупции и опасных интриг, в чем многие участники экспедиции могли убедиться на собственном опыте во время и после путешествия.

Источник: https://knizhnik.org/stiven-boun/severnaja-ekspediczija-vitusa-beringa/1

Самое интересное в истории Российского флота

Первая экспедиция витуса беринга. Камчатские экспедиции витуса беринга
Витус Беринг

23 декабря 1724 года (3.01.1725 г.) — издан указ Петра I об организации Первой Камчатской экспедиции. Это был важный шаг в освоении Сибири и установлении торговых связей со странами Востока.

Его ключевым аспектом стал вопрос о возможности плавания северным путем из Архангельска в Индию. В связи с этим экспедиции поручалось исследовать северные районы Тихого океана и выяснить расположение Америки.

В действительности пролив между Чукоткой и Северной Америкой был не открыт, но пройден, еще в 1648 году Дежнёвым, но научная общественность узнала об этом только в 1758 году.

Интересно, что характер этого документа и трактовка задач экспедиции до сих пор вызывают оживленные споры среди ученых. Некоторые называют его просто запиской или справкой, но большинство историков всё-таки считают, что документ представляет собой полноценный указ Петра I.

Еще большее разнообразие в трактовке задач. Многие понимают их значительно шире, чем поиски пролива.

Экспедиция, по их мнению, должна была разведать путь в Америку, которая в любом случае находилась в непосредственной близости от наших берегов, и выяснить, кто является ближайшим соседом России.

Насущная необходимость исследований

В 1721 году была успешно завершена Северная война, и появилась возможность перейти к решению важнейших государственных задач мирного развития, в том числе к исследованию восточных границ России и северной части Тихого океана.

Осознавая грандиозность этой задачи, Пётр I еще в январе 1719 года отправил на Дальний Восток геодезистов И.М. Евреинова и Ф.Ф. Лужина на разведку «тамошних мест».

В мае—июне 1721 года они ладье «Восток» выполнили глазомерную съёмку полуострова Камчатка и нанесли на карту 14 островов, достигнув острова Хоккайдо на севере Японии.

В ноябре 1722 года Евреинов представил Петру I отчёт и новую карту Восточной Сибири, Камчатки и Курильских островов. Однако экспедиция не ответила на главные вопросы: где расположена Америка и есть ли пролив между Азией и Америкой.

Было ясно, что исследования надо продолжать. В связи с этим и был издан указ о подготовке Первой Камчатской экспедиции.

Кроме указа, Петр I лично написал инструкцию ее командиру, в которой четко определил цели, пути их достижения и желаемый результат.

Таким образом, перед экспедицией стояли не только самые актуальные научные, но и важнейшие государственные задачи — уточнение границ Российской империи и присоединение к ней вновь открытых земель.

При этом предписывалось самое ласковое обращение с народами и племенами, поступающими в подданство России. Экспедиция продолжалась пять лет, но морской поход длился всего полтора месяца.

Остальное время ушло на переезд из Петербурга на Камчатку и обратно, строительство кораблей, заготовку провианта и строительных материалов.

К этому времени в мировой литературе накопилось много недостоверных сведений об этом регионе. На западноевропейских картах пролив между Чукоткой и Аляской существовал с 1566 года.

Существовал он и на многих российских картах, но они не располагали доказательной базой, поскольку были составлены на основании старых чертежей и расспросов местных жителей.

Для получения достоверных данных необходимо было провести основательное изучение северной части Тихого океана.

Замыслы Петра I

В инструкции Петр I указал, что кораблю экспедиции надлежит следовать от Камчатки вдоль земли, которая идет на север, и по его предположению она уже была частью Америки.

Далее до ближайших европейских владений в Америке, высадиться на берег, взять письменные свидетельства и нанести это место на карту или идти до встречи с каким-либо европейским кораблем, который мог бы дать информацию о достигнутых экспедицией землях.

В инструкции не упоминалось о поиске пути в Индию или пролива между Азией и Америкой.

Главой экспедиции был назначен датчанин капитан флота (капитан 1 ранга) Витус Беринг (1681 — 1741 гг.). В 1704 году он был принят на русскую службу и вскоре стал одним из лучших командиров линейных кораблей.

Беринг принимал деятельное участие в военных действиях против шведов и неоднократно выполнял ответственные поручения. В целом это был умный и мужественный офицер. Вместе с тем он не проявлял необходимой твердости в трудные моменты.

Интересно, что сам он в документах подписывался как Витезь Беринг, наши официально именовали его Витес, а в обиходе просто Иван Иванович.

Алексей Чириков
Рисунок В.Н. Ефимова

Помощниками Беринга были назначены лейтенанты датчанин Мартын Шпанберг и Алексей Чириков. Шпанберг характеризовался как опытный моряк и деятельный офицер, но он не имел образования, зачастую был груб и склонен к стяжательству.

В противоположность ему, Чириков обладал глубокими знаниями в области навигации и был отличным моряком. Он понимал огромное научное и государственное значение экспедиции и самоотверженно работал для достижения успеха. Большой вклад в работу экспедиции внесли гардемарин П.А.

 Чаплин, мореход К. Мошков, корабельные мастера и матросы.

Трудности сухопутного участка пути

Первый отряд экспедиции под командой Чирикова вышел в путь 24 января 1725 года. Прямо из Петербурга везли пушки, ядра, якоря, паруса и канаты, большое количество инструментов и различного оборудования.

В пути обоз постоянно увеличивался. Из Якутска, например, только одного продовольствия везли 6 тыс. пудов. Сухопутный маршрут экспедиции до Охотска пролегал через Вологду, Тобольск, Илимск и Якутск, в общей сложности 9 тыс.

километров.

Особенно трудно было преодолеть участок свыше 1000 км между Якутском и Охотском. Тяжелые грузы отправили на судах под командой Шпанберга. По рекам дошли только до середины пути, а затем грянули морозы. Дальше грузы везли на нартах людьми.

Но нарты застревали, и их приходилось оставлять. В помощь отряду Беринг выслал людей из Охотска. Им пришлось преодолевать горы, болота и совершенно дикие места. По дороге ели павших лошадей, сыромятные сумы и другие кожаные вещи и только в начале января 1727 г. прибыли в Охотск.

Оставленные нарты с грузом собирали уже в мае.

Маршрут Первой Камчатской экспедиции

Не легче был и переход основного отряда. Из взятых в Якутске 663 лошадей около 270 пали или замерзли в пути. На лошадь клали до 80 кг груза, а люди зимой везли на нартах до 80—100 кг. Многие возчики убежали, а некоторые погибли. В Охотском остроге, который в то время состоял всего из 10 дворов, приходилось сооружать избы и амбары, строить и снаряжать суда.

На построенном здесь небольшом судне «Фортуна» и отремонтированной ладье экспедиция 22 августа 1727 г. вышла из Охотска. Через две недели суда пришли в Большерецк. Далее надо было продолжать путь в Нижне-Камча́тск, но Беринг не решился идти туда морем.

Тяжелые грузы вновь отправили по рекам на судах под командой Шпанберга. Но дойти до цели ему опять не удалось. Реки замерзли, и продолжить путь можно было только зимой на собаках.

Беринг с остальными членами экспедиции и обозом совершил этот переход в январе 1728 года в условиях сильных морозов и снежных бурь.

Здесь, как и на переходе от Якутска до Охотска, для транспортировки грузов было привлечено много местных жителей.

При этом Беринг неукоснительно требовал, чтобы к ним относились доброжелательно и справедливо оплачивали их труд.

Но все понимали, что, помогая экспедиции, мужчины лишались возможности заготовить продукты питания и подвергали свои семьи смертельной опасности. Такова в то время была цена великих географических открытий.

В Нижне-Камчатск Беринг прибыл 11 марта 1728 года, и сразу же заложил бот «Св. Гавриил». Судно имело длину 18,3, ширину 6,1 и осадку 2,3 м. Его оснастили и оборудовали в строгом соответствии с регламентом, чтобы оно достойно представляло Российский военно-морской флот.

Такое требовательное и уважительное отношение к соблюдению всех правил и традиций при постройке военного судна наблюдалось у нас всегда, начиная с первого корабля «Орел», (подробности читайте здесь). Экипаж «Св. Гавриила» состоял из 44 человек.

Решение Беринга идти в Нижне-Камчатск не морем, а на собаках исключило возможность закладки судна осенью и существенно отодвинуло выход в море. Такая задержка сократила время плавания у северных берегов и снизила результативность экспедиции.

Поход вокруг Чукотки

«Св. Гавриил» вышел в море 14 июля 1728 года. Фактически это и стало началом Первой Камчатской экспедиции. Утром 17 июля – первое географическое открытие: остров Карагинский.

Затем последовало еще несколько важных открытий, и тут Беринг нарушил инструкцию Петра I, предписывавшую плыть «возле земли». Он дважды удалялся от берега, приказывая плыть на северо-восток. Почта все время стоял туман.

Земли видно не было, мореплаватели прошли пролив между материками, и вошли в Чукотское море. Держа курс на север дошли до 67°18’48» с. ш., но земли так и не обнаружили. Плавание продолжалось уже 34 дня.

Бот «Св. Гавриил» в море
С картины Е.В. Войшвилло

Настало время принимать решение, куда плыть дальше. Чириков предложил направиться на запад, до устья Колымы. Однако Беринг был уверен, что он уже дал ответ на второй пункт инструкции Петра I (поскольку стало ясно, что Америка не сходится с Азией).

В связи с этим отпал и третий пункт инструкции (доехать до ближайших европейских владений в Америке), так как неизвестно, на каком расстоянии располагается Америка. Поэтому Беринг посчитал свою задачу выполненной и 15 августа приказал возвращаться.

На обратном пути мореплаватели открыли остров Святого Диомида и 2 сентября бросили якорь в устье реки Камчатка. На следующий год Беринг вышел в море 5 июня 1729 г. и пошел к востоку для поиска Америки.

Встретив большие трудности, и не обнаружив земли, он повернул на юг и, зайдя в Большерецк, 23 июля 1729 года прибыл в Охотск. Первая Камчатская экспедиция была успешно завершена.

Позднее обширные исследования в северной части Тихого океана провела экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля.

Итоги экспедиции

В Петербурге Беринг представил отчет об экспедиции и приложил к нему карту. На ней был обозначен пролив между Азией и Америкой, но при этом была сделана пометка, что северный берег Азиатского материка к востоку от Колымы нанесен по старым картам.

На основании этого Адмиралтейств-коллегия и Сенат усомнились в открытии пролива между материками. Отказавшись от предложения Чирикова дойти до Колымы, Беринг заслужил упреки современников и потомков в том, что он не справился с поставленными ему задачами.

Первая Камчатская экспедиция стала важным этапом в истории освоения Россией Дальнего Востока и севера Тихого океана. Она продемонстрировала возможности России как великой морской державы. Впервые на Тихом океане был поднят Андреевский флаг. Плавание Беринга имело исключительное значение для дальнейшего установления границ между Россией и США.

Адмиралтейств-коллегия и Сенат высоко оценили заслуги экспедиции, наградив Беринга и его спутников. Положительную оценку деятельности Беринга можно видеть и в том, что в 1732 г. он был назначен начальником гораздо более масштабной Второй Камчатской экспедиции.

После этого было еще много экспедиций, географических исследований и открытий, а завершилось освоение дальневосточных границ научным подвигом Невельского и его соратников по Амурской экспедиции.

Об этом читайте в статье «Адмирал Невельской — забота о коренных интересах России».

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Греков В.И. Очерки из истории русских географических исследований в 1725-1765 гг. 1960 г.
  • Военная энциклопедия. Санкт-Петербург. 1912 г.
  • Восточная литература. Средневековые исторические источники востока и запада. Интернет-портал http://vostlit.info/
  • Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890-1907 гг.

Источник: https://korvet2.ru/bering.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.