Небылинные богатыри. Пересвет и Ослябя. Герой куликовской битвы дмитрий боброк – волынский и его потомки

Cекрет Куликовской битвы: кто такие Пересвет и Ослябя на самом деле

Небылинные богатыри. Пересвет и Ослябя. Герой куликовской битвы дмитрий боброк – волынский и его потомки

МОСКВА, 21 сен — РИА Новости, Антон Скрипунов. В России сегодня отмечается День воинской славы — в память победы в Куликовской битве 1380 года.

Пожалуй, самые известные ее участники после Дмитрия Донского — прославленные Церковью в лике святых братья-монахи Пересвет и Ослябя.

О том, почему знаменитые герои вызывают ожесточенные споры у историков, — в материале РИА Новости.

“Один из них выжил”

Казалось бы, этот хорошо знакомый со школьной скамьи исторический эпизод изучен вдоль и поперек. Преподобный Сергий Радонежский дает Дмитрию Донскому для воодушевления войска двух иноков — и один из них, Александр Пересвет, выходит на поединок с могучим богатырем Челубеем из стана Мамая. В сражении оба падают замертво. А брат Пересвета Ослябя гибнет в разгар жестокой сечи.

Но именно в таком изложении описанные события вряд ли были знакомы современникам битвы. “Сказание о Мамаевом побоище” с этой версией датируется гораздо более поздними десятилетиями (не ранее XV века).

“При изучении жизни Пересвета и Осляби историки сталкиваются со многими сложностями.

Достоверно известно только, что они действительно существовали — летописные источники упоминают о братьях как о брянских боярах, перешедших на службу к московскому князю Дмитрию”, — объясняет РИА Новости заместитель директора по науке Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника “Куликово поле” Андрей Наумов.

Все остальное — предмет ожесточенных споров между историками. Например, некоторые не уверены, был ли вообще бой Пересвета с Челубеем. Сторонники этой версии ссылаются на запрет дуэльных поединков и проявления личной храбрости в славившейся своей жесткой дисциплиной золотоордынской армии.

Есть сомнения у специалистов и в гибели обоих монахов. Дело в том, что в Синодике, поминальном списке воинов, павших на Куликовом поле, значится только имя Александра Пересвета. Ослябя, судя по всему, остался жив.

“Он упоминается в документах 90-х годов XIV века как один из членов свиты митрополита Московского Киприана”, — уточняет Наумов.

Кроме того, по словам историка, его звали Родион Ослябя. А в монашестве он уже принял имя Андрей.

Воеводы в рясах

Но главная загадка — сам монашеский постриг Пересвета и Осляби. В советское время атеистическая пропаганда утверждала, что воины-монахи на Куликовом поле — не более чем выдумка церковников. Да и сегодня историки говорят об этом осторожно, слишком уж много в этой истории белых пятен.

Согласно “Сказанию о Мамаевом побоище”, к моменту битвы Пересвет и Ослябя были схимниками, то есть перешли на высшую ступень монашества. Это следует из описания приезда Дмитрия Донского за благословением к Сергию Радонежскому.

“И дал он (преподобный Сергий. — Прим. ред.) им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя”, — повествует “Сказание”. Правда, до сих пор непонятно, что имел в виду автор: то ли преподобный постриг их в схиму прямо на глазах у князя, то ли они к тому моменту уже были схимниками.

А вот в “Задонщине”, поэтическом повествовании о Куликовской битве, созданном в конце XIV века, герои битвы упоминаются как “чернецы”, то есть обычные монахи.

Но почему же князь Дмитрий просит преподобного Сергия отпустить с собой именно их?

“Видимо, у Дмитрия Донского не хватало военачальников среднего звена — грубо говоря, бояр. Поэтому бывшие бояре Пересвет и Ослябя и появились в числе воинов. А раз сам игумен Сергий их благословил, значит, они имели право брать в руки оружие и надевать доспехи”, — подчеркивает Наумов.

Где их родина

Пожилой монах со щитом и копьем в руках — в таком образе увековечен Пересвет в Брянске. По общепринятой версии, он, как и Ослябя, родился именно здесь. Однако некоторые историки склонны в этом сомневаться, как и в том, что они были братьями.

Поэтому за право именоваться родиной героев с Брянской областью может поспорить соседняя Калужская. В летописях Ослябя именуется “боярином Любецким”, и ряд ученых уверены, что речь идет о некогда богатом городе Любутске в 70 километрах от современной Калуги.

“В XIV-XV веках это был один из крупнейших городов бассейна Оки”, — рассказывает РИА Новости научный сотрудник отдела археологии и древней истории Калужского областного краеведческого музея Игорь Болдин.

А на противоположном берегу Оки, по его словам, могла находиться упоминаемая в летописях “купля Пересветова”, то есть земля, приобретенная либо самим Пересветом, либо его предками.

Игорь Болдин руководит раскопками Любутска с 1995 года. Возможно, удастся найти и археологические свидетельства пребывания здесь знаменитых воинов.

“Но пока что мы черпаем всю информацию из письменных источников, а они нередко противоречат друг другу”, — сетует он.

Из Родиона в Андреи

Впрочем, несмотря на то, что биографии Пересвета и Осляби изобилуют белыми пятнами, через пару столетий после Куликовской битвы их стали почитать как святых.

В одном из месяцесловов (церковных календарей) середины XVII века записано: “Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иже на Мамаеве побоищи убиени быша”.

Ближе к XVIII столетию в календарях монашеское имя Осляби Родион меняется на Андрея.

В XX веке монахи-воины стали местночтимыми святыми. А совсем недавно, в 2016 году, Архиерейский собор Русской православной церкви возвел их почитание на общецерковный уровень.

“В отношении всех этих святых имеются свидетельства об их достаточно широком почитании, многих — с глубокой древности.

Оно выходит за пределы одной епархии”, — объяснил мотивы их канонизации глава соответствующей Синодальной комиссии епископ Троицкий Панкратий.

Так почему же их объявили святыми? За защиту страны и своей веры, объясняет РИА Новости член комиссии РПЦ по канонизации, церковный историк протоиерей Владислав Цыпин.

“Они отличились в битве на Куликовом поле. Причем это сражение не было какой-то рядовой схваткой, коих значится много в истории, оно имело и религиозный характер. Речь шла о защите православной Руси от угрозы нового разорения. Это исключительно важное событие нашего прошлого, повлиявшее и на жизнь Русской церкви”, — подчеркивает историк.

Источник: https://ria.ru/20190921/1558943006.html

Как жили Пересвет и Ослябя до Куликовской битвы

Небылинные богатыри. Пересвет и Ослябя. Герой куликовской битвы дмитрий боброк – волынский и его потомки

О Пересвете в «Задонщине» говорится, что он – «брянский боярин». Об Ослябе в «Сказании о Мамаевом побоище» есть строка, что он – любутский боярин. Город Любутск входил в Брянское княжество. То есть оба воина – земляки, родом с Брянщины. Есть свидетельства, что они были двоюродными братьями.

В каком возрасте и по какой причине они приняли монашеский постриг, неизвестно, но летописные повести, а также «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище», которые являются нашими главными источниками сведений о Куликовской битве, повествуют о том, что оба брянских боярина были монахами Троицкого монастыря, где подвизался святой Сергий Радонежский.

Церковная традиция гласит, что оба они к моменту Куликовской битвы были уже не очень молоды. Это были искусные воины, закаленные в боях, и при этом,великие молитвенники. Не случайно к моменту Куликовской битвы оба были схимниками.

Схима – высшая степень монашеского служения. Надо признать, сведения об этих воинах-монахах очень отрывочны и подчас противоречивы. Даже с их именами возникает некая путаница.

Пересвета на самом деле согласно церковному житию звали Александром, а Ослябю – то ли Андреем, то ли Родионом.

Накануне Куликовской битвы

Все источники повествуют о том, что перед тем как выступить в сторону Дона на битву с Мамаем, князь Дмитрий Иванович посетил известного подвижника преподобного Сергия Радонежского, игумена Троицкого монастыря. Сергий благословил князя на сражение и предрек ему победу.

Дмитрий Иванович попросил, чтобы преподобный Сергий отправил с ним двух монахов – Пересвета и Ослябю. Тот немедленно призвал обоих и повелел им ехать с князем.

Далее в «Сказании о Мамаевом побоище» говорится, что «дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя».

Один из вариантов прочтения этого места таков: преподобный Сергий тут же и совершил над Переветом и Ослябей постриг в великую схиму, но гораздо правдоподобнее версия, что оба они уже были схимниками, а игумен лишь указал им на необходимость полагаться более на Бога, чем на доспехи.

Поединок с Челубеем

Поединок Пересвета с Челубеем – один из ключевых моментов Куликовской битвы. Средневековые сражения часто начинались схватками соперников, которых выставляли обе стороны. Это был своего рода воинский ритуал, ведь победа одного и поражение другого истолковывалась обеими армиями как предзнаменование.

Из рядов войска Мамая на поле выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению. Правда, в «Сказании о Мамаевом побоище» имя татарского поединщика Темир-мурза.

Имя Челубей впервые появляется в XVII веке в компилятивном изложении русской истории «для широкой публики» под названием «Синопсис».

Оттуда это имя перекочевало в многочисленные лубочные издания, а затем и в учебную, и в художественную литературу.

Темир-мурза-Челубей был, как повествует «Сказание о Мамаевом побоище», человеком огромной силы и отменной воинской выучки. Вот как он описан в этом источнике: «Перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его».

Есть версия, что Темир-мурза был не просто искусным воином, а последователем древней тибетской секты бон(г)-по. Он достиг в этом культе вершин посвящения и имел статус «бессмертного».

Перевести выражение «бон(г)-по» можно как «школа боевой магической речи». Это такое воинское искусство, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих демонов.

Впрочем, это не более чем версия, не имеющая ни одного серьезного подтверждения.

Как бы там ни было, а Пересвет принял вызов Челубея (Темир-мурзы). «Сказание…» говорит об этом так: «Выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!»

Автор «Сказания…» сообщает, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба скончались.

Церковное предание повествует об этом поединке несколько иначе. Пересвет видел, что у Челубея копье длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не успев воспользоваться своим оружием.

Пересвет бестрепетно вышел против своего соперника без воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на расстоянии удара. Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел нанести такой удар, что его противник замертво рухнул на землю.

А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, смог доскакать до рядов русского воинства и испустил дух на руках у товарищей. Погибли оба, но выглядело так, что Челубей был повержен, а Пересвет победителем вернулся к своим.

Нельзя не упомянуть о том, что в «Задонщине» нет ни слова о поединке с Челубеем. Но Пересвет в тексте «Задонщины» есть. В разгар битвы он еще жив и «злаченым доспехом посвечивает».

Судьба Осляби

Ослябя по одному из преданий тоже погиб в сражении. Однако это не единственная версия. Говорят, что инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Он храбро бился. Именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону, под березу, где и нашли князя после окончания битвы.

Наконец, летописные источники сообщают, что после сражения на Куликовом поле Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году.

В Царьград из Москвы поехали с милостыней, «оскудения их ради», так как незадолго перед этим Константинополь подвергся осаде и опустошению от турецкого султана Баязета. Император и Патриарх Константинопольский приняли Ослябю с великим почетом «и прислаша к великому князю икону чудну».

В истории про посольство Ослябю, правда, называют Родионом. Но согласно церковной традиции тут нет никакого противоречия. Родион – это светское имя Осляби, а Андреем его нарекли при монашеском постриге.

Канонизация

Александр Пересвет был погребен в Москве, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Симонова слобода). Там же был погребен и Андрей Ослябя. Оба воина-монаха были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. День их памяти отмечается 7 (20) сентября.

Опубликовал: Василий Смирнов

Источник: https://hystory.mediasole.ru/kak_zhili_peresvet_i_oslyabya_do_kulikovskoy_bitvy

Александр Пересвет

Небылинные богатыри. Пересвет и Ослябя. Герой куликовской битвы дмитрий боброк – волынский и его потомки

Александр Пересвет – инок и русский воин, который, по преданию, сыграл важную роль в Куликовской битве. За подвиг монах причислен к лику святых, и память о нем живет столетиями, хотя биография героя малоизвестна и овеяна мифами.

Детство и юность

История России знает много имен, повлиявших на ее ход. Братья Александр Пересвет и Андрей Ослябя совершили ратный подвиг и навсегда остались героями русской земли. Их призвание носило духовный характер, но за отчизну монахи стояли с богатырской силой.

Точная дата рождения богатыря неизвестна. Литературное произведение «Задонщина» описывает некоторые моменты из жизни Александра Пересвета и подтверждает происхождение. Христианин родом из Брянска по преданию приходился двоюродным братом Ослябе.

По легенде братья происходили из знатного боярского рода и до принятия монашеского пострига были известными воинами. Мальчики провели юность в трудах и молитвах, познавая суровую школу жизни.

Их воспитывали по закону Божьему, прививая любовь к родине и веру в нее.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Рисунок Виктора Васнецова / Википедия

Каждый мальчик знатного рода с детства обучался военному делу. За их плечами стоял немалый опыт сражений и побед. В народе братьев считали лучшими наездниками.

О жизни Пересвета ничего не известно, так как литературные источники описывают только главный подвиг, не вдаваясь в детали биографии. Вместе с Ослябей он решил стать иноком и принял постриг в Борисоглебском монастыре, основанном в 1363 году.

Позднее монахи перебрались в обитель Живоначальной троицы.

О реальности тех лет судят по летописям и записям, в которых таится много преувеличений и искажений фактов. Говорить об их объективности трудно. Единственное, в чем сходятся историки – утверждение о том, что к моменту приезда Дмитрия Донского в монастырь Александр Пересвет жил там в чине монастырского схимонаха.

Поединки и Куликовская битва

14 век был сложным для русской земли. Золотая Орда истязала ее татаро-монгольским игом. Московское царство укреплялось, объединяя силы, и нескольким князьям удалось противостоять обидчикам. Этим они внушили веру сподвижникам, готовым бороться с несправедливостью. В 1376 году Орду начали оттеснять к югу. Войска стягивались отовсюду, чтобы дать отпор.

Миниатюра “Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем” / Википедия

Дмитрий Донской посетил монастырь, где служил известный Сергий Радонежский. Там же проживал Александр Пересвет. Князь нуждался в духовной поддержке.

За ней он приехал к праведнику, который отдал в помощь двух монахов, благословив на ратное дело. Игумен рассчитывал, что иноки сумеют вдохновить войско. Монах провел богослужение и постриг в великую схиму Александра Пересвета и Андрея Ослюблю.

Дав высший церковный чин, Радонежский отпустил братьев бороться за правое дело.

Мужчины были немолоды, но обладали силой, опытом и знаниями о воинском деле. Духовная мудрость делала их настоящими богатырями.

Александр Пересвет. Художник Павел Рыженко / Павел Пыженко

Сражение состоялось 8 сентября 1380 года. Русское войско переправилось через Дон. По подсчетам, оно насчитывало 40-60 тыс. человек. Московский полк, в котором состоял Пересвет, был главной силой.

Накануне состоялся боевой смотр, а утром было принято построение. Перед битвой на Куликовом поле Пересвет совершил обряд богослужения в отшельнической келье часовни Дмитрия Солунского, построенной в 4 веке. Впоследствии там основали Димитриевский Ряжский монастырь.

Завершив молитву, инок оставил свой яблоневый посох в келье и покинул обитель.

Сражения ждали несколько часов, по истечении которых со стороны леса вышел противник. В те времена битва начиналась с поединка лучших воинов с каждой стороны.

В соответствии с правилами он шел до смерти одного из соперников. Некоторые войны ограничивались победой в поединке и заканчивались без больших потерь.

Это событие имело важное значение для присутствующих, так как давало психологический настрой.

Документальный фильм “Пересвет и Ослябя: что не укладывается в официальную историю?”

Русские сделали представителем Александра Пересвета. Со стороны татар ему противостоял знаменитый воин-поденщик Челубей, любимец хана Мамая. Он был сильнейшим и хитрейшим противником из числа нанятых ордой.

Его внешность описывали, ссылаясь на рост в 5 сажен. По легенде Челубей был воином, придерживавшимся сектантского верования: поклонения космосу, а точнее, стихиям, духам и эфирам, которые он таит. Среди единомышленников воин занимал одно из первостепенных мест. Поэтому его часто выставляли на поединках.

Челубей был олицетворением силы, увеличенной духом и божьей волей.

До битвы на Куликовом поле богатырь не знал поражений и был известен метким броском копья. В ходе поединка соперники выехали навстречу друг другу на конях и, выставив копья вперед, помчались во весь опор. В решающий момент столкновения Пересвет и Челубей одновременно вонзили друг в друга оружие, но русскому воину удалось дольше продержаться в седле, и это ознаменовало победу.

Поединок Пересвета с Челубеем. Картина Виктора Васнецова / Википедия

По одному из поверий Пересвет специально не надевал доспехов, сознательно принеся себя в жертву.

Зная о хитрости врага и удлиненном копье, он понимал, что быстро окажется поверженным, а клинок легко пронзит его, дав возможность дотянуться до Челубея.

Защищаемый одним лишь православным крестом и монашеским одеянием, витязь победил и пал, добравшись до соратников. Причиной смерти стало глубокое ранение.

Победа Пересвета укрепила дух воинов, и им удалось обратить татар в бегство. Тысячи представителей вражеской стороны были убиты. Сражение сыграло большую роль в противостоянии Орде. Оно мотивировало русских князей сплотиться в борьбе за родину. Куликовская битва послужила отправной точкой в свержении татаро-монгольского ига и освобождении Руси.

Личная жизнь

О том, как жил Александр Пересвет до битвы, ничего не известно, но легко представить, как проходили будни инока. Отрекшись от мирской деятельности, все свободное время он проводил в молитвах и богослужениях.

Монахи трудились на благо монастыря, и наверняка бывший воин не был исключением. Жены и детей у послушника, вероятно, не было. По крайней мере, исторические источники не упоминают об их наличии.

Личная жизнь инока до сих пор покрыта тайной.

Смерть

Тело Александра Пересвета после смерти было предано земле неподалеку от церкви, поставленной в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Монах захоронен вместе с почившим братом Андреем Ослябей.

Точная дата причисления героев к лику святых неизвестна, но в святцы имена внесли в 17 веке. В 1896 году имена богатырей внесли в «Троицкий патерик», упоминающий учеников преподобного Сергия Радонежского.

Дмитрий Донской стоит над погибшими Пересветом и Челубеем на Куликовом поле / Википедия

Спустя время могилы Пересвета и Осляби украсили надгробиями, формировавшими собой своеобразное строение под колокольней.

Когда в 1794 году ее разобрали, надгробия сняли, чтобы установить новые, а в 19 веке достроили придел. В 1928 году надгробия вновь уничтожили, так как храм закрыли. Восстановлению они подверглись в 1989 году.

Сегодня в храме установлена сень с обновленными памятниками. Останков под ними нет.

Посох Александра Пересвета, оставленный перед битвой, поначалу хранился в алтаре Димитриевского монастыря. В 20 веке он оказался в распоряжении Рязанского исторического музея. Крест монаха-воина длительное время хранился в графском роду Олсуфьевых.

Память

Подвиг Александра Пересвета сегодня описан в учебниках по истории государства российского. Первое упоминание появилось в рассказе «О побоище, иже на Дону» и в летописи «Повесть о Куликовской битве».

Памятник Александру Пересвету и Бояну на Покровской горе / Википедия

«Сказание о Мамаевом побоище» также прославляет братьев. Легенду о том, как они защищали родину, описывают не только книги, но и документальные и художественные фильмы, например, картина «Куликово эхо».

В 2007 году город в Московской области получил название в честь героя – Пересвет. Портрет монаха-воина не сохранился, но в Лицевом житии преподобного Сергия от 16 века присутствует изображение Пересвета и Осляби. В 1980 году написана первая икона, воспевающая богатырей.

Осип Мандельштам

Поэт, прозаик, переводчик

Источник: https://24smi.org/celebrity/36110-aleksandr-peresvet.html

Герои Куликовской битвы: Родион Ослябя

Небылинные богатыри. Пересвет и Ослябя. Герой куликовской битвы дмитрий боброк – волынский и его потомки

Святой преподобный Андриан в миру – Родион Ослябя. Один из знаменитых исторических персонажей Древней Руси, герой знаменитого сражения с мамайским войском в ходе Куликовской битвы. Его имя увековечено не только православной церковью, но и современной культурой – именем Родиона Осляби назван теплоход Волжской речной флотилии.

Родион Ослябя: биография до..

Родион был уроженцем Брянщины. Родился предположительно в городе Любутске. Происходил из древнего боярского рода и имел близкое родство с другим героем битвы на поле Куликовом – Александром Пересветом. Считается, что они были братьями. Степень родства указывается как кровная.

Но, возможно, они были двоюродными братьями. До пострижения в монахи Родион, как и его брат, служил в княжеском войске, участвовал в битвах против Литвы. Однако, предполагают, что именно неудачи в битвах с литовцами и привели братьев к решению уйти из мирской жизни.

Они приняли постриг и ушли в Троице-Сергиев монастырь.

Изучая описания внешности Родиона Осляби, мы выясняем, что это был мужчина средних лет с “бурыми усами и пышной бородой”.

Кроме того, в некоторых источниках упоминается наличие у него сына Иакова, якобы погибшего с отцом в ходе Куликовского сражения.

И Пересвет, и Ослябя были не только очень сильными мужчинами, но и опытными воинами, в том числе в деле управления войском. Иногда их даже называют полководцами.

Вместе с братом Александром Пересветом Родион Ослябя был отправлен преподобным Сергием Радонежским на праведную битву с полчищами ордынского хана Мамая, узурпировавшего власть в западной части расколовшейся Золотой Орды. Непризнанный властитель, не являвшийся потомком Чингисхана, Мамай решил при помощи ратных побед укрепить свою власть среди ордынских воинов.

Перед отправлением в княжеское войско Сергий Радонежский вместо доспехов надел на своих монахов плащи с вышитыми крестами как знак Божьего покровительства и защиты – Великую схиму. В ней, надетой на монашеское платье, и вышли они на бой. Сергий Радонежский благословил Пересвета и Ослябю перед походом чудотворной иконой Тихвинской Богоматери.

После знаменитого поединка Александра Пересвета и Челубея и их гибели два войска сошлись на Куликовом поле в жаркой битве. В первых рядах с первой же минуты доблестно сражался Родион Ослябя. Его вклад в битву во многом предрешил результат.

По одной из существующих версий, Родион Ослябя погиб в схватке с ордынцами на Куликовом поле, а по другой – вернулся в свой монастырь и продолжил службу.

Биография после..

После победы над войском Мамая и потери брата Родион Ослябя вернулся обратно в Троице-Сергиеву обитель.

Однако после воцарения сына Дмитрия Донского Василия I был направлен к византийскому императору с посольством, имевшим благотворительную миссию – доставку помощи пострадавшему от войска турецкого султана Баязета Царьграду.

Вернулся в Москву с иконой Спаса в качестве благодарственного подарка московскому князю от византийского императора. Возможно, за свои заслуги Родион Ослябя был награжден наделом земли в районе Коломны, где возникло село Ослебятиевское, упоминавшееся во владениях, приобретенных женой Василия I Евдокией Дмитриевной.

Родион Ослябя – монах-воин – после смерти был похоронен в Симоновском монастыре Москвы.

А была ли находка?

В XVIII веке в Богородице-Рождественском храме монастыря начали разбирать колокольню. Высказывается мысль о том, что в ходе этих работ был обнаружен кирпичный склеп, пол которого покрывали безымянные надгробия, после снятия коих строители обнаружили саркофаги Александра Пересвета и Родиона Осляби.

Со временем над ними были установлены надгробия. Они были уничтожены дважды: в 1794 и 1928 году. И только в 1989-м были созданы в третий раз – теперь по инициативе художника П. Д. Корина.

Над местом захоронения героев Куликовской битвы было установлено деревянное надгробие, в точности копирующее первый его чугунный вариант. К предполагаемой могиле открыт доступ всем желающим. Однако до сих пор неизвестно, здесь ли на самом деле покоятся останки Пересвета и Осляби.

Но рядом с могилами установлены драгоценные лампады, изготовленные на средства Военно-морского ведомства Императорской России.

Именем твоим..

В середине XIX века в состав российского флота были включены корабли, названные именами героев-монахов Куликовского сражения – “Пересвет” и “Ослябя”. Последний был паровым 45-пушечным фрегатом, построенным на одной из балтийских верфей в 1860 году и находившимся в боевом строю до 1874 года.

В ходе гражданской войны в США, когда объединенный флот южан и англичан оказал сильное давление на северян, Авраам Линкольн обратился за помощью к русскому императору Александру II. 24 сентября 1863 года эскадра под командованием контр-адмирала С. С. Лесовского участвовала в спасении Нью-Йорка.

В 1864 году “Ослябя” принял участие в походе в Средиземное море.

В 1901-м со стапелей балтийских верфей сошел новый винтовой корабль “Ослябя”. Он геройски сражался в Цусимском сражении в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг., не уронив чести имени, которым был назван. В битве он возглавлял левую колонну военной эскадры, получил пробоины и затонул. Вместе с судном погибли и 514 человек экипажа из 899.

“Родион Ослябя” опять в строю

В 2005 году приказом Главкома Военно-морского флота России одному из многопалубных десантных кораблей Тихоокеанского флота, предназначенному для транспортировки и высадки десанта с боевой техникой, было присвоено имя “Ослябя”.

С февраля по май 2017-го теплоход “Родион Ослябя” проходил плановый ремонт в доках: были приведены в рабочее состояние все двигатели, отремонтированы насосы и трубопроводы, винторулевой комплекс, произведена полная пескоструйная очистка старых секций и окраска новых, отремонтирован корпус. Помимо этого была осуществлена и модернизация судна: переоборудована гидравлическая система люков, надстройка с палубами. Техническое сопровождение работ велось круглосуточно.

Источник: https://FB.ru/article/369264/geroi-kulikovskoy-bitvyi-rodion-oslyabya

Дмитрий Донской. 10 факторов победы — Храм святого равноапостольного князя Владимира

Небылинные богатыри. Пересвет и Ослябя. Герой куликовской битвы дмитрий боброк – волынский и его потомки

Куликовская битва веками была столпом русского самосознания. Правда, до Николая Михайловича Карамзина ее называли иначе — чаще всего Мамаевым побоищем.

Но князя Дмитрия Донского прославляли как объединителя Руси вокруг Москвы, как полководца, остановившего очередное нашествие с Востока и заложившего основы русского могущества. Несомненно, на пути к объединению русских земель вокруг Москвы Куликовская победа сыграла важную роль.

Без нее судьба русского народа и Православной Церкви была бы иной. Возможно, мы остались бы без мощного единого государства и самобытной культуры.

1. Дмитрий Донской

Князь Дмитрий воплощал в себе всю силу, накопленную за несколько поколений московских князей, потомков Даниила Ивановича. Силу и политический ум.

Он рано лишился отца и стал княжить под руководством митрополита Алексия. Приходилось бороться за символически важный владимирский великокняжеский престол.

Он действовал в окружении врагов, самым опасным из которых был правитель Литвы Ольгерд Гедиминович.

Князь Димитрий Донской. Титулярник XVII века. Фото Shakko/Wikipedia

Когда золотоордынский властитель Мамай послал темника Бегича на Москву — войско Дмитрия Донского разгромило его на реке Воже… Эта победа вдохновила москвичей.

Но Дмитрий прославился не только как полководец. Он превратил московский Кремль в мощную белокаменную крепость. Расширял границы княжества, заботился о благосостоянии подданных.

Только такой опытный правитель и мог дать отпор новому нашествию на Русь.

Когда русское войско перешло Дон, Дмитрий приказал разобрать мосты. Он уничтожил путь к отступлению. Теперь перед ними стоял простой выбор: победить или погибнуть.

Дмитрий не наблюдал за битвой «с высокого холма», как это делал Мамай. Он сражался наравне с дружинниками, рубился на волосок от гибели, был тяжело ранен, выжил чудом.

Перед началом сражения князь снял с себя золоченые доспехи, передал их своему боярину Михаилу и облачился в более простую кольчугу. Некоторые считают этот ход проявлением малодушия. Боярину княжеские доспехи не принесли счастья: он погиб. Но и Димитрия нашли среди мертвых, полуживого…

2. Преподобный Сергий Радонежский

В тысячелетней истории Русской Православной Церкви взаимоотношения с государственной властью менялись. Как менялась и сама власть. В те годы Церковь стала объединительным началом. Преодолевая давление с Востока и Запада, и главное — раздробленность, Церковь стремилась к созданию единого православного государства.

Преподобный Сергий благословляет Димитрия Донского на битву с Мамаем. Литография XIX в.

Символом этого стремления стал преподобный Сергий Радонежский. Его подвиг стал первостепенным не только в истории монашества, но и государства. При этом преподобный не стремился к власти, не извлекал выгод из влияния на светскую власть. Просто видел свою миссию в защите православной веры — в том числе и под сенью Московской державы. Он благословил князя и всё воинство на бой с Мамаем.

3. Воевода Боброк

Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский был одним из лучших полководцев того времени. Ко времени Куликовской битвы он служил великим князьям Московским уже около пятнадцати лет. Был одним из самых влиятельных и деятельных бояр Москвы. На Волыни неподалеку от Львова есть река Боберка. По-видимому, там находилась вотчина Дмитрия Михайловича. Отсюда и прозвище.

Он участвовал в победном походе в Волжскую Булгарию. В битве при Скорнищеве наголову разбил воинство рязанского князя Олега — извечного соперника Москвы.

Талант воеводы проявился и во время успешного похода в Брянское княжество. Во время похода на Мамая Боброк был правой рукой великого князя и, возможно, главным тактиком битвы.

Как-никак, к тому времени он стал родственником великого князя: сестра Дмитрия Донского Анна была его женой.

Воевода Дмитрий Боброк-Волынский слушает землю перед Куликовской битвой / Сказание о Мамаевом побоище.

В «Сказании о Мамаевом побоище» есть запоминающийся эпизод: Боброк слушает землю перед сражением. Во время битвы, вместе с серпуховским князем Владимиром Андреевичем, воевода Боброк командовал засадным полком, который вступил в битву только через 5 часов после ее начала, своевременно «направлени разумным своим воеводою». Для врага эта атака стала смертельной.

4. Пересвет и Ослябя

Преподобный Сергий направил к Дмитрию двоих витязей-монахов — Александра Пересвета и Родиона Ослябю. Глядя на них, все понимали, что с войском Дмитрия — благословение Сергия. Не будь иноков в войске Дмитрия — наверное, не удалось бы князю собрать столь крепкое ополчение. Недаром в народе подвиги святых воинов Пересвета и Осляби запомнились как самое яркое событие Мамаева побоища.

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Художник Михаил Авилов

Пересвет пожертвовал собой в поединке с монгольским богатырем Челубеем. Ослябя погиб в бою и, по одной из версий, спас от гибели раненого Димитрия. Александр Пересвет и Родион Ослябя причислены Русской Православной Церковью к лику святых в чине преподобных.

5. Русская дружина

Дружинники Дмитрия Донского были профессионалами своего дела. Всю жизнь проводили в походах и сражениях, ратное дело знали досконально, в том числе и татарский конный строй.

Они были хорошо экипированы, защищены прочными и гибкими кольчугами. Блистали на солнце шлемы с бармицами на плечах — то есть с кольчужными сетками, защищавшими шею воина.

И было их у Дмитрия немало — 20 тысяч! С такой «кованой ратью» князь мог рассчитывать на победу.

Князь преобразовал военную тактику. Отряды «сторожей» проводили разведку и докладывали о перемещениях врага. Воеводы умело наносили противнику неожиданные удары.

6. Союзники

Мамай заручился поддержкой сильного союзника — Литвы. Ягайло шел на помощь к ордынцам… К сотрудничеству с Мамаем не без принуждения примкнул и рязанский князь Олег — давний соперник Димитрия. Мамай усилил войско наемниками — черкесами и крымскими генуэзцами.

Ополчение князя Димитрия Донского. Изображение конца XVIII — начала XX века

Дмитрий создал коалицию русских княжеств. Смоленск, Ярославль, Серпухов, Суздаль, Ростов — все участвовали в походе. К войску Дмитрия перед битвой присоединились полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей.

Андрей был наместником Дмитрия во Пскове, а Дмитрий — в Переяславле-Залесском, однако они привели и ратников из своих прежних уделов, бывших в составе Великого княжества Литовского — Полоцка, Стародуба и Трубчевска.

Возможно, участвовали в битве полки из Новгорода и Твери.

7. Распри в Орде

К тому времени Золотая Орда — наследие хана Батыя — пребывала в кризисе. После смерти хана Бердибека династия Батыя пресеклась. Началась двадцатилетняя смутная эпоха, оставшаяся в истории под названием «Великая Замятня». Ханы на престоле менялись каждый год и даже чаще. Многие улусы провозгласили независимость.

Именно тогда самым влиятельным политиком в Орде стал беклярбек (глава правительства) и темник Мамай. Потомки Чингисхана сцепились в междоусобных войнах.

Самым опасным соперником Мамая стал хан Тохтамыш — чингисид, которого поддерживал могущественный хозяин соседней империи Тамерлан. Тохтамыш уже контролировал большую часть Золотой Орды.

И для борьбы с ним Мамаю были необходимы ресурсы Руси. К тому же ореол новой победы помог бы ему сохранить влияние.

8.Русское знамя

Эпоха Дмитрия Донского подарила нам не только победу, но и знамя. «Сказание о Мамаевом побоище» свидетельствует, что на берегах Дона и Непрядвы русские войска шли в бой под черным знаменем с изображением образа Иисуса Христа.

Существует мнение, что поскольку оригинальный текст сказания не сохранился, а дошел до наших дней в списках, то при переписывании могла произойти ошибка, и цвет знамени был красным, а переписчики, как водится, перепутали червленое с черным.

Художник Евгений Данилевский

Но главное, что ратники шли в бой под знаменем, которое их объединяло. И этим знаменем была православная вера. В начале 1980-х Евгений Евтушенко опубликовал поэму «Непрядва», которая завершается такими стихами:

И пока еще в деле негромки,

и пока еще не на скаку

сквозь листву проступают потомки

над Непрядвой в засадном полку.

И шепну я потомкам: «Я с вами…» —

у лошажьих трепещущих морд,

и я встану к потомкам под знамя,

под его куликовский развёрт…

9. Легенда о Донской иконе

Одной из самых почитаемых святынь на Руси была, есть и будет Донская икона Божией Матери. По преданию, икону преподнесли князю Димитрию Донскому донские казаки перед Куликовской битвой. Князь молился перед ней накануне сражения.

Донская икона Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески

Кстати, это едва ли не самое раннее свидетельство о донских казаках и об их участии в русской истории. В этой легенде многое недостоверно исторически. Но предание подчас важнее задокументированной истории. Важнее для душ человеческих. В это верили наши предки.

10.Память о героях

Немало храмов в Москве и на Дону связано с памятью о Куликовской битве. На поле Куликовом в 1911 году архитектор Алексей Щусев возвел храм Сергия Радонежского. Неподалеку с 1848 года стоит замечательный памятник — чугунный обелиск, созданный по проекту Александра Брюллова.

Храм Сергия Радонежского. Максим Евдокимов

В Москве есть храм Всех Святых на Кулишках. Князь Дмитрий построил его в память о Куликовской битве. Напоминает о героях и московский Симонов монастырь. Там не раз останавливался преподобный Сергий Радонежский. И неудивительно, что там похоронены святые воины Пересвет и Ослябя.

До наших дней, увы, сохранились немногие постройки Симонова монастыря. Напоминают о подвигах и храмы Св. Димитрия Донского — в Бутырках, в Бутове, на бульваре, названном в честь князя… А похоронен благоверный князь в кремлевском Архангельском соборе.

АРСЕНИЙ ЗАМОСТЬЯНОВ

Источник: http://stvladimir.by/%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-10-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8B/

Cекрет Куликовской битвы: кто такие Пересвет и Ослябя на самом деле | Николай Стариков

Небылинные богатыри. Пересвет и Ослябя. Герой куликовской битвы дмитрий боброк – волынский и его потомки
Источник: РИА Новости @ Антон Скрипунов

В России сегодня отмечается День воинской славы — в память победы в Куликовской битве 1380 года. Пожалуй, самые известные её участники после Дмитрия Донского — прославленные Церковью в лике святых братья-монахи Пересвет и Ослябя. О том, почему знаменитые герои вызывают ожесточенные споры у историков, — в материале РИА Новости.

«Один из них выжил»

Казалось бы, этот хорошо знакомый со школьной скамьи исторический эпизод изучен вдоль и поперек. Преподобный Сергий Радонежский дает Дмитрию Донскому для воодушевления войска двух иноков — и один из них, Александр Пересвет, выходит на поединок с могучим богатырем Челубеем из стана Мамая. В сражении оба падают замертво. А брат Пересвета Ослябя гибнет в разгар жестокой сечи.

Но именно в таком изложении описанные события вряд ли были знакомы современникам битвы. «Сказание о Мамаевом побоище» с этой версией датируется гораздо более поздними десятилетиями (не ранее XV века).

«При изучении жизни Пересвета и Осляби историки сталкиваются со многими сложностями.

Достоверно известно только, что они действительно существовали — летописные источники упоминают о братьях как о брянских боярах, перешедших на службу к московскому князю Дмитрию», — объясняет РИА Новости заместитель директора по науке Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» Андрей Наумов.

Храм Сергия Радонежского на Красном холме Куликова поля © РИА Новости / Юрий Кавер

Все остальное — предмет ожесточенных споров между историками. Например, некоторые не уверены, был ли вообще бой Пересвета с Челубеем. Сторонники этой версии ссылаются на запрет дуэльных поединков и проявления личной храбрости в славившейся своей жесткой дисциплиной золотоордынской армии.

Есть сомнения у специалистов и в гибели обоих монахов. Дело в том, что в Синодике, поминальном списке воинов, павших на Куликовом поле, значится только имя Александра Пересвета. Ослябя, судя по всему, остался жив.

«Он упоминается в документах 90-х годов XIV века как один из членов свиты митрополита Московского Киприана», — уточняет Наумов.

Кроме того, по словам историка, его звали Родион Ослябя. А в монашестве он уже принял имя Андрей.

Воеводы в рясах

Но главная загадка — сам монашеский постриг Пересвета и Осляби. В советское время атеистическая пропаганда утверждала, что воины-монахи на Куликовом поле — не более чем выдумка церковников. Да и сегодня историки говорят об этом осторожно, слишком уж много в этой истории белых пятен.

Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», к моменту битвы Пересвет и Ослябя были схимниками, то есть перешли на высшую ступень монашества. Это следует из описания приезда Дмитрия Донского за благословением к Сергию Радонежскому.

«И дал он (преподобный Сергий. — Прим. ред.) им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя», — повествует «Сказание». Правда, до сих пор непонятно, что имел в виду автор: то ли преподобный постриг их в схиму прямо на глазах у князя, то ли они к тому моменту уже были схимниками.

Преподобный Сергий Радонежский благословляет на брань великого московского князя Дмитрия Донского и дает ему Пересвета и Ослябю. Картина

А вот в «Задонщине», поэтическом повествовании о Куликовской битве, созданном в конце XIV века, герои битвы упоминаются как «чернецы», то есть обычные монахи.

Но почему же князь Дмитрий просит преподобного Сергия отпустить с собой именно их?

«Видимо, у Дмитрия Донского не хватало военачальников среднего звена — грубо говоря, бояр. Поэтому бывшие бояре Пересвет и Ослябя и появились в числе воинов. А раз сам игумен Сергий их благословил, значит, они имели право брать в руки оружие и надевать доспехи», — подчеркивает Наумов.

Где их родина

Пожилой монах со щитом и копьем в руках — в таком образе увековечен Пересвет в Брянске. По общепринятой версии, он, как и Ослябя, родился именно здесь. Однако некоторые историки склонны в этом сомневаться, как и в том, что они были братьями.

Поэтому за право именоваться родиной героев с Брянской областью может поспорить соседняя Калужская. В летописях Ослябя именуется «боярином Любецким», и ряд ученых уверены, что речь идет о некогда богатом городе Любутске в 70 километрах от современной Калуги.

«В XIV-XV веках это был один из крупнейших городов бассейна Оки», — рассказывает РИА Новости научный сотрудник отдела археологии и древней истории Калужского областного краеведческого музея Игорь Болдин.

Археологические раскопки Любутского городища © Фото : Калужский областной краеведческий музей

А на противоположном берегу Оки, по его словам, могла находиться упоминаемая в летописях «купля Пересветова», то есть земля, приобретенная либо самим Пересветом, либо его предками.

Игорь Болдин руководит раскопками Любутска с 1995 года. Возможно, удастся найти и археологические свидетельства пребывания здесь знаменитых воинов.

«Но пока что мы черпаем всю информацию из письменных источников, а они нередко противоречат друг другу», — сетует он.

Из Родиона в Андреи

Впрочем, несмотря на то, что биографии Пересвета и Осляби изобилуют белыми пятнами, через пару столетий после Куликовской битвы их стали почитать как святых.

В одном из месяцесловов (церковных календарей) середины XVII века записано: «Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иже на Мамаеве побоищи убиени быша».

Ближе к XVIII столетию в календарях монашеское имя Осляби Родион меняется на Андрея.

В XX веке монахи-воины стали местночтимыми святыми. А совсем недавно, в 2016 году, Архиерейский собор Русской православной церкви возвел их почитание на общецерковный уровень.

«В отношении всех этих святых имеются свидетельства об их достаточно широком почитании, многих — с глубокой древности.

Оно выходит за пределы одной епархии», — объяснил мотивы их канонизации глава соответствующей Синодальной комиссии епископ Троицкий Панкратий.

Могилы героев Куликовской битвы, схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби в Симоновом монастыре © РИА Новости / Валерий Шустов

Так почему же их объявили святыми? За защиту страны и своей веры, объясняет РИА Новости член комиссии РПЦ по канонизации, церковный историк протоиерей Владислав Цыпин.

«Они отличились в битве на Куликовом поле. Причем это сражение не было какой-то рядовой схваткой, коих значится много в истории, оно имело и религиозный характер. Речь шла о защите православной Руси от угрозы нового разорения. Это исключительно важное событие нашего прошлого, повлиявшее и на жизнь Русской церкви», — подчеркивает историк.

Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.

Один раз в день Вам на почту будут приходить материалы Николая Старикова, достойные внимания. Можно отписаться в любой момент.

Отправляя форму, Вы даёте согласие на обработку и хранениe персональных данных (адреса электронной почты) в полном соответствии с №152-ФЗ «О персональных данных».

Источник: https://nstarikov.ru/cekret-kulikovskoj-bitvy-kto-takie-peresvet-i-osljabja-na-samom-dele-108789

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.