Кулачный бой на руси. Кулачные бои на руси
История кулачного боя
Кулачный бой – старинная традиция, существовавшая в далекие времена. Кулачные бои не были простой забавой, в Древней Греции они были включены в программу античных Олимпийских игр.
Дерущихся кулаками бойцов можно было увидеть на найденных фресках времен Древнего Египта и Вавилона. Кулачный бой был искусством, доступным смелым и физически одаренным мужчинам.
Поэтому в древности участниками боев нередко становились известные люди, например, Пифагор.
История русского кулачного боя
На Руси традиция кулачных боев зародилась с незапамятных времен и даже запечатлена в летописи «Повесть временных лет». Нестор Летописец был не в восторге от такого увеселения. Человеку с глубоко христианскими убеждениями кулачный бой кажется неприемлемым, исходящим от нечистых сил.
Попросту говоря, эта русская традиция относится к временам язычества. Годы шли, сакральное значение терялось, зато сам ритуал остался. Кулачный бой, несмотря на вечное недовольство «деятелей христианства», развивался на протяжении 9 веков (XI-XX), о чем сохранились доказательства.
Среди них: фотографии, многочисленные указы о запрете, воспоминания современников и даже видеозаписи.
Кулачный бои проводились по большим праздникам. Например, в Масленицу давали волю кулакам перед постом. Такая традиция существовала на всей территории Руси.Местом проведения выбирали широкую улицу или даже замерзшее озеро, чтобы все желающие уместились. Праздник проходил с размахом: собирались зрители, ходили коробейники с хмельными напитками, цыганские музыканты.
И, конечно, на такие состязания любили посмотреть высокопоставленные лица.
Правила и виды кулачных боев
Кулачный бой вовсе не простое махание руками направо и налево. В нем есть определенные правила и виды. В ходе боя категорически запрещалось бить упавшего, бить ниже пояса, заходить со спины, брать оружие. Удар кулаком мог быть 3 видов: удар костяшками, удар основанием, удар головками фаланг пальцев.
Среди боев можно выделить следующие виды.Сам на сам. Бой один на один, при этом существовало ограничение на применение особо опасных захватов. Заканчивался победой одной из сторон, но были и смертельные случаи. Разновидностью является бой «удар на удар».
Противники поочередно били друг друга, не имея права уклоняться. Победителем оказывался самый стойкий, удержавшийся на ногах.Историки проводят параллели между «сам на сам» и английским боксом, однако на Руси правила проведения были закреплены намного раньше.
Охотницкие — жестокие бои, требующие большой выносливости. Бойцы надевали на руки рукавицы с металлическими бляхами. Как и в «удар на удар», запрещалось уклоняться, но можно было подсекать противника.
Поле – бои с судебной основой, просуществовавшие до 1584 г. Противниками выступали истец и ответчик.
В отличие от «сам на сам» — боя, проводившегося ради забавы, победитель в «поле» выигрывал судебное дело.
Массовые бои. Здесь уже разборки принимали масштабный характер: улица против улицы, район шел на район. Известны следующие вариации.Сцеплялка-свалка – опасная, безудержная схватка, где каждый выбирал себе противника в толпе. Как по цепочке, «русский богатырь» мог расшвыривать одного за другим.
Отсюда другое название разновидности боя – цепной.
Стенка на стенку. Если предыдущие виды многие не помнят, то стеночный бой знают все. Одна линия из плотно стоящих в несколько рядов людей шла на другую, после отступала, перестраивалась, вновь вступала в бой.
И так до победного конца – пока оборона противника не прорвется.
Подготовка, проведение, завершение
Бой не был спонтанным решением в большинстве случаев. Стороны заранее договаривались о месте встречи и назначили себе главного предводителя. Его можно считать прообразом тренера. Ведь в день перед боем голове предстояло выделить сильнейших и правильно сгруппировать бойцов, чтобы стенка не прорвалась под напором противника.
Были тут и элементы стратегии: создавались резервные группы для нанесения неожиданного сильного удара или для выведения из игры определенного бойца противника. В ходе сражения даже использовали военные фигуры, к примеру, клин. Во время боя предводитель был и группой поддержки, и наставником, и непосредственным участником событий.
Чтобы одолеть противника, нужно было подготовиться морально и физически. Поэтому накануне ели много мяса с хлебом, ходили в баню. Не обходилось и без помощи потусторонних сил. Для победы можно было совершить ритуальный танец «ломание», изображающий поступь медведя. Сила мохнатого зверя должна была перейти к бойцу. Можно было убить змею, положить ее в сапог и верить в победу.
Попытки искоренения
С одной стороны подобная забава воспитывала выносливость и подготавливала к реальному бою, с другой выражала ритуал поклонения языческим богам. Обычно кулачные бои проводились во славу Перуна. Поэтому церковь выступала против, потом противницей стала и власть.
В 1641 году бои были запрещены царским указом Михаила Фёдоровича, но искоренены не были. А вот Петр I поощрял кулачные бои, в некоторых из них принимал участие «дабы показать удаль русского народа».
Указами императрицы Елизаветы Петровны бои регламентировались, вменялась обязанность следить за разборками. В правление Екатерины II бои вновь стали популярными, их частым участником был фаворит императрицы Г. Орлов. При Николае I вновь были запрещены «как забавы вредныя». После революции 1917 г.считались пережитком монархии. Набирающая популярность философия восточных единоборств подавила интерес молодежи к кулачным боям в XX в.
На современном этапе истории кулачные бои по всем правилам можно увидеть только на постановках различных обществ сохранения традиций. Борьба власти против этой традиции не привела к ее истреблению. Просто она изменилась под влиянием времени, и теперь желающие смотрят на бои в залах или посещают мероприятия, где можно попробовать свои силы.
Источник: https://sportsgroup.ru/raznyie-vidyi-sporta/istoriya-kulachnogo-boya.html
Кулачный бой на Руси
Во все времена и во всех культурах кулачный бой считался достойным и популярным спортом. В Древней Греции кулачный бой включали в программу Олимпийских игр — и никто не считал зазорным увидеть настоящую мужскую потеху. На Руси же традиция рукопашного боя существовала издревле.
Славяне всегда были известны Европе как сильные и умные воины: мужчины из любого сословия и любого рода занятий с самого детства обучались ратному делу.
Сегодня мы расскажем вам об истории и судьбе русского кулачного боя — традиции, которая приводит в восхищение каждого, в чьих жилах течет славянская кровь.
1
Основные правила
Русский кулачный бой никогда не был беспринципной рукопашной схваткой. Существовал целый свод правил и уставов, регулирующий поведение бойцов.
Так, запрещено было добивать упавших на землю — никакого партера в те времена не практиковалось. Участнику схватки было достаточно присесть на корточки, чтобы сдаться.
Нападение со спины также не допускалось, как и удары ниже пояса.
2
Экипировка бойца
Все участники боев должны были одеваться подобающим образом. Никаких особенных правил к типу одежды не предъявлялось — лишь бы не голый — но без меховой шапки, смягчающей удар, и меховых рукавиц человека в схватку не пускали.
3
Подготовка к бою
К схватке готовились заранее.
Бойцы относились к грядущему побоищу весьма ответственно: прекращали употреблять спиртное за неделю до назначенной даты, проводили больше времени за физической работой, ежевечерне расслабляя уставшие мускулы в бане. Менялся и рацион — его основу составлял хлеб и мясо, что позволяло поединщику в короткие сроки набрать подходящий вес.
4
Пляска горбатого
Русский кулачный бой — явление, скорее, культурного порядка. Участники никогда не отходили от негласного свода ритуалов подготовки. В Древней Руси, например, бойцы практиковали особый танец, «пляску горбатого» или «ломание». Человек старался передать движениями повадки медведя, надеясь, в ответ, получить силу этого зверя.
5
Проход и задирание противника
Перед схваткой «воины» устраивали показательный проход по улицам города. Во время него участники пели боевые песни, а толпившийся люд старался раззадорить бойцов как можно сильнее.
Конечной точкой маршрута становилось место схватки: здесь мужики выстраивались в несколько рядов и начинали хулить оппонентов непотребными жестами и возгласами. Первыми в рядах стояли молодые мальчишки, которые кидались в драку еще до начала основного боя.
Зрелище их побоища доводило бойцов до нужной кондиции — глава отряда выкликивал ритуальное «Даешь боя!» и потеха начиналась.
6
Как и куда били
Никакого оружия на поле не было. Любому, кого уличали за кусочек свинца в перчатке, грозила очень серьезная кара.
Существовало три основных типа ударов: костяшками, основанием кулака (дробящий удар сверху вниз) и головками фаланг.
Бить старались в голову и солнечное сплетение: в условиях окружающего хаоса общей драки, нужны были максимально действенные, быстрые и простые удары.
7
Надежи
Каждый отряд имел в своем составе нескольких опытных, сильных и выносливых бойцов. «Надежы» использовались в качестве основного ударного средства для разрыва строя противника.
Удачный таран создавал брешь в отряде, куда и устремлялись все остальные бойцы. Чтобы нейтрализовать опытного надежу, требовалась отточенная тренировками тактика. Бойца впускали за первую линию строя, сразу смыкая ее за его спиной.
Здесь надежу встречали опытные мастера индивидуального боя.
8
Сцеплялка-свалка
Этот тип массовой драки требовал от участников не только силы, но и завидного умения хладнокровно оценивать постоянно меняющуюся диспозицию.
Сцеплялка-свалка, на первый взгляд, выглядит хаотичным побоищем большого количества людей — здесь не соблюдают строя и не стараются вытеснить отряд противника.
Каждый выступает сам за себя, каждому противостоят все остальные.
9
Стенка на стенку
Самым распространенным типом кулачной схватки была стенка на стенку, регулируемая строго соблюдаемыми правилами.
Эта драка напоминала сражение двух отрядов противников на настоящем поле боя: вожаки использовали тактику, руководя бойцами таким образом, чтобы заставить врагов-поединщиков обратиться в бегство.
Индивидуальные схватки не поощрялись, всех своих «солдат» атаман приучал неукоснительно следовать приказам на благо всего отряда и следил за тем, чтобы опытные, излишне самоуверенные бойцы не лезли вперед в одиночку, где их могли бы нейтрализовать количеством.
10
Сам на сам
Индивидуальные бои, само собой, считались наиболее уважаемой схваткой. Здесь на первый план выходили личные качества поединщиков.
Очень часто такие бои могли использоваться для определения правоты ответчика в суде: считалось, что правый человек более уверен в себе — то есть, гарантированно побеждает.
При поединке «сам на сам» нельзя было противника добивать: упавший проигрывал автоматически.
11
Запрет кулачного боя
Первые запреты общественных кулачных боев начались уже после Крещения Руси. Дело в том, что славяне-язычники посвящали драки Перуну, покровителю воинов и боевых искусств. Его, естественно, в христианском пантеоне видеть никто не желал.
Митрополит Кирилл в 1274 году постановил даже отлучать от церкви участвующих в боях мужчин. Несмотря на все препоны, кулачные бои никуда не ушли. Не помешали даже очень серьезные меры уголовного характера, предусмотренные для бойцов в XVII веке.
Петр I, напротив, всячески поощрял схватки и даже несколько раз устраивал их сам, «дабы показать удаль русского народа». После него традиции боев практически не притеснялись, однако правление Николая I стало началом окончательного забвения этой славной традиции.
Император категорично запретил кулачные бои, а после 1917 года коммунисты сочли эту практику еще одним наследством царского режима — что было равносильно прямому запрету.
Источник: http://dnpmag.com/2018/02/13/istoriya-russkogo-kulachnogo-boya-2/
Источник: https://zefirka.net/2018/02/14/kulachnyj-boj-na-rusi/
Кулачные бои на Руси: что гласит история!
Кулачные бои служили потехой для народа. Это было увеселение как для самих участников, так и зрителей. Поговаривают, что Петр I особенно любил события подобного плана, такое зрелище доставляло ему радость. Бои кулаками появились на Руси уже в глубокой древности и просуществовали до начала 20 века. Изначально они возникли в Древней Греции и даже были включены в Олимпийские игры.
Считалось, что славяне являются доблестными воинами, ведь войны на Руси происходили часто. Именно потому с самого детства развивались разнообразные ратные навыки. У детей это были игры наподобие “Царя горы”, метаний, а когда ребята подрастали, они могли принять участие в кулачных боях. Проводилось данное событие обычно по праздникам: Рождество, Масленица и многие другие.
Стоит отметить, что представители церкви всячески старались бороться с кулачными поединками, считая их языческим явлением. Даже вводились запреты, призванные испугать участников боев.
К ним относилось то, что “бойцы” отлучались от церкви, а убитых в бою было запрещено отпевать (ведь порой случались и летальные исходы).
Негативное отношение к боям было в дальнейшем и у Елизаветы Петровны, и у Николая I, и у других правителей.
История гласит, что Екатерина II была не против посмотреть на кулачные поединки. Петр II вовсе внес свои поправки в данное увеселение, не предавая их запрету. Он ввел ограничение, согласно которому запрещалось бить лежачих. К слову, именно с тех пор завелась крылатая пословица “не бей лежачего”.
Правила и тонкости кулачного боя
Незнающему человеку может показаться, что такие поединки – обычный мордобой. Но это далеко не так, ведь кулачный бой имел свои правила и нюансы. В поединках могли сражаться деревня с деревней, слобода со слободой или улица с улицей. При этом дрались голыми руками. Нельзя было бить по паху и по ногам, то есть для ударов была открыта часть тела выше пояса.
Существовали ограничения, согласно которым, как было сказано выше, нельзя было бить лежачего, а также того, у кого было кровотечение. Также запрещалось использовать в бою какие-либо орудия. За соблюдением правил следили судьи, зрители, а также сами участники. Того, кто не соблюдал правила, наказывали строго. Поединки могли закончиться пожизненными увечьями, а также убийствами.
Одним из видов боя был “сцеплялка-свалка”. Он означал, что каждый участник дерется сам за себя, то есть против всех. Для такой разновидности особо были важны ловкость, сила удара и хладнокровие. Самым распространенным считался “стенка на стенку”. Этот поединок делился на три этапа.
Сначала дрались мальчики, затем неженатые парни, в конце самые взрослые. Задача боя заключалась в том, чтобы заставить сторону противника пуститься в бегство или отступить. При этом у каждой “стенки” был “вожак”, который мог определять тактику поединка и подбадривать участников.
Существовал также бой под названием “один на один” или “сам на сам”. Такие поединки могли случаться внезапно по желанию участников. Проводиться могли как в обычные дни, так и в праздники. Подобные бои иногда использовались в качестве доказательства правоты ответчика в судебном деле. Просуществовал поединок “один на один” до смерти Ивана Грозного.
Как отобразились кулачные бои в искусстве и почему они прекратились
Григорий Орлов, граф и фаворит Екатерины II, настолько любил кулачные бои, что участвовал в них сам. При этом он был хорошим бойцом и приглашал сразиться в поединке известных кулачников.
Легендарным героем считается Ян Усмошвец. О нам написано в “Повести временных лет”. Повествуется, что он голыми руками смог убить быка, а после этого сразиться с печенегом (представитель кочевого племени).
О кулачном бое писали многие известные авторы, а также нарисовали немало картин известные художники. Строки произведений посвятили поединкам Михаил Лермонтов, Максим Горький, Сергей Аксаков. В иллюстрациях отобразили бои Виктор Васнецов, Михаил Песков.
Подвели черту кулачным боям события 1917 года. Тогда посчитали, что поединки – это пережиток старого царского режима. Тем не менее бои изредка, но продолжали происходить вплоть до 1950 года. В них стали принимать участие уголовники, которые вопреки традиционным правилам стали использовать в драках ножи.В 1990-х годах были осуществлены попытки возродить кулачные бои как школу славянских боевых искусств. Безусловно, данное явление можно встретить и сейчас в исключительных случаях. Например, на русских праздниках, но это уже далеко не тот размах, какой имели поединки на Руси.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bc4ebd33d6fca00abb0c542/5c97db4c4a191400b3f95e07