Кулачный бой на руси. Кулачные бои на руси

Кулачные бои на Руси: что гласит история!

Кулачный бой на руси. Кулачные бои на руси

Кулачные бои служили потехой для народа. Это было увеселение как для самих участников, так и зрителей. Поговаривают, что Петр I особенно любил события подобного плана, такое зрелище доставляло ему радость. Бои кулаками появились на Руси уже в глубокой древности и просуществовали до начала 20 века. Изначально они возникли в Древней Греции и даже были включены в Олимпийские игры.

Считалось, что славяне являются доблестными воинами, ведь войны на Руси происходили часто. Именно потому с самого детства развивались разнообразные ратные навыки. У детей это были игры наподобие «Царя горы», метаний, а когда ребята подрастали, они могли принять участие в кулачных боях. Проводилось данное событие обычно по праздникам: Рождество, Масленица и многие другие.

Стоит отметить, что представители церкви всячески старались бороться с кулачными поединками, считая их языческим явлением. Даже вводились запреты, призванные испугать участников боев.

К ним относилось то, что «бойцы» отлучались от церкви, а убитых в бою было запрещено отпевать (ведь порой случались и летальные исходы).

Негативное отношение к боям было в дальнейшем и у Елизаветы Петровны, и у Николая I, и у других правителей.

История гласит, что Екатерина II была не против посмотреть на кулачные поединки. Петр II вовсе внес свои поправки в данное увеселение, не предавая их запрету. Он ввел ограничение, согласно которому запрещалось бить лежачих. К слову, именно с тех пор завелась крылатая пословица «не бей лежачего».

Правила и тонкости кулачного боя

Незнающему человеку может показаться, что такие поединки — обычный мордобой. Но это далеко не так, ведь кулачный бой имел свои правила и нюансы. В поединках могли сражаться деревня с деревней, слобода со слободой или улица с улицей. При этом дрались голыми руками. Нельзя было бить по паху и по ногам, то есть для ударов была открыта часть тела выше пояса.

Существовали ограничения, согласно которым, как было сказано выше, нельзя было бить лежачего, а также того, у кого было кровотечение. Также запрещалось использовать в бою какие-либо орудия. За соблюдением правил следили судьи, зрители, а также сами участники. Того, кто не соблюдал правила, наказывали строго. Поединки могли закончиться пожизненными увечьями, а также убийствами.

Одним из видов боя был «сцеплялка-свалка». Он означал, что каждый участник дерется сам за себя, то есть против всех. Для такой разновидности особо были важны ловкость, сила удара и хладнокровие.

Самым распространенным считался «стенка на стенку». Этот поединок делился на три этапа. Сначала дрались мальчики, затем неженатые парни, в конце самые взрослые. Задача боя заключалась в том, чтобы заставить сторону противника пуститься в бегство или отступить. При этом у каждой «стенки» был «вожак», который мог определять тактику поединка и подбадривать участников.

Существовал также бой под названием «один на один» или «сам на сам». Такие поединки могли случаться внезапно по желанию участников. Проводиться могли как в обычные дни, так и в праздники. Подобные бои иногда использовались в качестве доказательства правоты ответчика в судебном деле. Просуществовал поединок «один на один» до смерти Ивана Грозного.

Как отобразились кулачные бои в искусстве и почему они прекратились

Григорий Орлов, граф и фаворит Екатерины II, настолько любил кулачные бои, что участвовал в них сам. При этом он был хорошим бойцом и приглашал сразиться в поединке известных кулачников.

Легендарным героем считается Ян Усмошвец. О нам написано в «Повести временных лет». Повествуется, что он голыми руками смог убить быка, а после этого сразиться с печенегом (представитель кочевого племени).

О кулачном бое писали многие известные авторы, а также нарисовали немало картин известные художники. Строки произведений посвятили поединкам Михаил Лермонтов, Максим Горький, Сергей Аксаков. В иллюстрациях отобразили бои Виктор Васнецов, Михаил Песков.

Подвели черту кулачным боям события 1917 года. Тогда посчитали, что поединки — это пережиток старого царского режима. Тем не менее бои изредка, но продолжали происходить вплоть до 1950 года. В них стали принимать участие уголовники, которые вопреки традиционным правилам стали использовать в драках ножи.

В 1990-х годах были осуществлены попытки возродить кулачные бои как школу славянских боевых искусств. Безусловно, данное явление можно встретить и сейчас в исключительных случаях. Например, на русских праздниках, но это уже далеко не тот размах, какой имели поединки на Руси.

Источник: https://narodnyboec.ru/drugoe/kulachnye-boi-na-rusi-chto-glasit-istoriya/

Кулачный бой на Руси: традиции и история. Почему эта важная и нужная мужская потеха порой запрещались на государственном уровне! () — Мономах

Кулачный бой на руси. Кулачные бои на руси

В Древней Руси часто проводились кулачные бои. Существовали они в России, начиная с глубокой древности до начала XX века. Помимо развлечения, кулачный бой был своеобразной школой войны, развивающей у народа навыки, необходимые для защиты Родины. Для обозначения состязаний, кроме термина «кулачный бой», использовались такие, как: «кулачки», «бойовище», «навкулачки», «кулачная бойка».

История

В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Славяне были известны всей Европе как доблестные войны.Так как войны на Руси были частым явлением, каждому мужчине следовало владеть ратными навыками.

Начиная с самого раннего возраста, дети с помощью разнообразных игр, таких, как «царь горы», «на ледяной горке» и «куча-мала», борьбы и метания постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя.

Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои».

Первые упоминания о таких поединках были сделаны летописцем Нестором в 1048 году:
«Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела».

Правила и виды кулачного боя

Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой — на замёрзших реках и озёрах. В боях участвовал и простой народ, и торговцы.

Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку». Считающийся видом кулачного боя «сцеплялка-свалка», в действительности — самостоятельное единоборство, русский аналог панкратиона, бой без правил.

Самый древний вид боя — «сцеплялка-свалка», который часто назывался «сцепным боем», «свалкой врассыпную», «свальным боем», «сцепельной схваткой». Представляла собой противостояние бойцов, дравшихся без соблюдения строя — каждый сам за себя и против всех. По упоминанию Н. Разина: «Здесь нужно было обладать не только ловкостью и сильным ударом, но и особым хладнокровием».

Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду.

Задача каждой стороны состояла в том, чтобы обратить сторону противника в бегство или хотя бы заставить отступать. Стенка, проигравшая «поле» (территорию на которой шёл бой), считалась побеждённой.

У каждой «стенки» был свой руководитель — «вожак», «атаман», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», который определял тактику боя и подбадривал товарищей. У каждой из команд также существовали бойцы «надежы», которые предназначались для того, чтобы разорвать строй противника, вырывая оттуда сразу несколько бойцов.

Против таких воинов использовалась специальная тактика: стенка расходилась, впуская «надежу» внутрь, где его ожидали специальные бойцы, и сразу смыкалась, не давая проход стенке противника. Воины, встречавшие «надежу» были опытными мастерами боя «сам на сам».

«Сам на сам» или «один на один» был самым почитаемым видом боя. Он напоминал старый бокс голыми руками в Англии. Но русский вид боя был более мягким, так как существовало правило, запрещающее бить лежачего, тогда как в Англии оно было введено только в 1743 году. Бои «один на один» могли организовываться специальным человеком, а могли быть и стихийными.

В первом случае, бой назначался на определённый день и время, а вторая разновидность могла проходить в любом месте, где собирался народ: ярмарки, праздники. Поединки «сам на сам» при надобности служили для подтверждения правоты ответчика в судебном деле. Этот способ доказать свою правоту назывался «поле». «Поле» просуществовало до смерти Ивана Грозного.

Бойцы использовали только удары кулаками — что нельзя сжать в кулак, то не кулачный бой.

Использовались три ударных поверхности, что соответствует трём ударным поверхностям оружия: головки пястных костей (укол оружием), основание кулака со стороны мизинца (рубящий удар оружием), головки основных фаланг (удар обухом).

Бить можно было в любую часть тела выше пояса, но старались попадать в голову, в солнечное сплетение («в душу»), и под рёбра («под микитки»). Никогда не использовалось продолжение поединка на земле (борьба в партере).

Существовали определённые правила, по которым было нельзя бить лежачего и человека с кровотечением, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение норм строго наказывали. Несмотря на строгие правила, поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечье, бывали и смертельные исходы.

Борьба с кулачным боем

В 1274 году митрополит Кирилл, собрав во Владимире собор, среди других правил постановил: «отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать».

Духовенство считало кулачные бои богомерзким делом, и наказывало участников по церковным законам. Это осуждение привело к тому, что во время правления Федора Иоанновича (1584 – 1598) не было зафиксировано ни одного поединка на кулаках.

Само правительство обычно не поощряло, но и не преследовало кулачных боев.

Настоящее ограничение кулачных поединков началось в XVII веке. 9 декабря 1641 года Михаил Фёдорович указал: «которыя всякия люди учнутъ биться в Китае, и в Беломъ каменномъ городе и в Земляномъ городе и тех людей имать и приводить в земский приказъ и чинить наказанье».

19 марта 1686 года вышел указ, запрещающий кулачные бои и назначающий наказания участникам: «Которые люди изыманы на кулачныхъ бояхъ; и темъ людямъ за те ихъ вины чинить за первый приводъ бить батоги, и имать приводныя деньги по указу, за другой приводъ бить кнутомъ, да имать приводныя деньги вдвое, а въ третий темъ чинить потомужъ жестокое наказанье, бить кнутомъ и ссылать въ ссылку въ Украйные городы на вечное житье».

Однако, несмотря на все указы, кулачные бои продолжали существовать, а участники теперь стали выбирать из своей среды сотского, десятского, которым доверялось следить за исполнением всех правил боя.

Существуют сведения, что Петру I нравилось устраивать кулачные бои, «дабы показать удаль русского народа».

В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве.

При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью. Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников померяться с ним силой.

Николай I в 1832 году полностью запретил кулачные бои «как забавы вредныя».

После 1917 года, кулачный бой был отнесен к пережиткам царского режима, и, не став спортивным видов борьбы, уходил из жизни.

В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.

Кулачный бой в искусстве

В «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова описывается кулачный поединок между опричником царя Кирибеевичем и купцом Калашниковым. Степан Парамонович Калашников победил, отстояв честь жены, оскорблённую Кирибеевичем, и «постояв за правду до последнева», но был казнён царём Иваном Васильевичем.

Художник Михаил Иванович Песков отразил популярность кулачного боя во времена Ивана Грозного в своей картине «Кулачный бой при Иване IV».

Сергей Тимофеевич Аксаков описал увиденные им кулачные бои в Казани, на льду озера Кабан в своём «Рассказе о студенческой жизни».

Виктор Михайлович Васнецов написал картину «Кулачный бой».

Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» так описал кулачный бой: «Городские ведут бой с хитростями… выдвинут из своей «стенки» против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…»

Стеношный бой

Стеношный бой или бои стенка на стенку — старинная русская народная забава. Заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стеношном бою учавствуют лица мужского пола от 18 до 60 лет.

Количество участников варьируется от 7-10 до нескольких сотен человек. Целью таких боев является воспитание мужских качеств у молодёжи и поддержка физической формы у мужского населения.

Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленницу.

Основные правила

Стенки строятся в несколько рядов (обычно 3-4) напротив друг друга на расстоянии 20 – 50 метров. По команде судьи, начинают двигаться навстречу друг другу. Задача вытолкать стенку противника за первоначальную позицию. Во время соступа разрешены удары в корпус и в голову, либо только в корпус. Запрещены удары ногами и атака сзади.

История Стеношных боев

Особой любовью в России пользовался сохранившийся до наших дней так называемый стеношный рукопашный бой.

О популярности именно стеношной формы кулачного боя, о так называемых боях «стенка на стенку», свидетельствуют и воспоминания очевидцев – Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, а также изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни – Забелина и Сахарова, строки полицейских протоколов и государственных указов.

В архивах хранится изданный Екатериной I указ от 1726 года «О кулачных боях», определявший регламент рукопашных схваток. Так же существовал указ «О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии».

В указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях, обязаны выбрать представителей, которые должны сообщить в полицию о месте и времени боя и отвечать за его порядок. Выдержка из воспоминаний М. Назимова о кулачных боях в Арзамасе объясняет, какое значение имели данные указы и каким образом относились в провинции к кулачным боям в начале XIX века.

«Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть, и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более, что многие значительные в городе люди поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему, справиться при помощи 10-15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30-40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек.

Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев был включен в свод законов Николая I в 1832 году. В томе 14, часть 4-я, статья 180 кратко говорит:

«Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются».

То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов. Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Они проводились в праздничные дни, иногда каждое воскресенье.

Название «стенка» произошло от традиционно установившегося и никогда не менявшегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли сплошной стеной на «противника».

Характерная черта стеношного боя – линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания – вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой.

Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно по несколько часов, до тех пор пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Стеношные построения имеют прямые аналогии с построениями древнерусской рати.

Масштабы массовых кулачных боев были самыми различными. Бились улица на улицу, деревня на деревню и т.п. Иногда кулачные бои собирали по несколько тысяч участников. Везде, где происходили кулачные бои, имелись постоянные традиционные места для боя. Зимой обычно бились на льду реки.

Этот обычай биться на замерзшей реке объясняется тем, что ровная, занесенная снегом и утрамбованная поверхность льда была удобной и просторной для боя площадкой. Кроме того, река служила естественной границей, разделявшей город или район на два «лагеря».

Излюбленные места для кулачных боев в Москве в XIX столетии: на Москве – реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастыря, у Воробьевых гор и др. В Петербурге бои происходили на Неве, Фонтанке, у Нарвской заставы.

У «стенки» был предводитель. В разных областях России его называли по разному: «башлык», «голова», «староста», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик».

Накануне боя руководитель каждой стороны вместе с группой своих бойцов разрабатывал план предстоящего боя: например, выделялись сильнейшие бойцы и распределялись по местам вдоль всей «стены» для руководства отдельными группами бойцов, составлявших боевую линию «стены», намечались резервы для решительного удара и маскировка в построении главной группы бойцов, выделялась особая группа бойцов для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного бойца со стороны противника и т.п. Во время боя руководители сторон, непосредственно участвуя в нем, подбадривали своих бойцов, определяли момент и направление решительного удара. У П.П. Бажова в сказе «Широкое плечо» приведено наставление башлыка своим бойцам:

«Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли.

— Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано».

https://www.kramola.info/vesti/rusy/istoriya-kulachnyh-boyov-na-rusi

Источник: http://monomah.org/archives/13096

История кулачных сражений на Руси

Кулачный бой на руси. Кулачные бои на руси

Кулачные бои на Руси были весьма опасным занятием, хотя недостатка в желающих побиться никогда не было. На «бойовище» выходили и мальчишки, и мужчины, а иногда даже вельможи. В бою все были равны.

Часто кулачные сражения заканчивались убийствами, а бойцы зачастую не соблюдали вообще никаких правил, но это не мешало действию быть крайне популярным и собирать многочисленные толпы зрителей.

С забавой боролись даже императоры, признавая ее вредной и опасной.

Без бойца нет венца

Борис Кустодиев, Кулачный бой на Москва-реке, 1897 г.

Невозможно точно сказать, когда на Руси стали проводить кулачные бои. Но упоминание о них можно найти в «Повести временных лет» летописца Нестора, которая датируется 1048 годом. Есть теория, что принимая участие в этом действии, мужчины выражали свое уважение божеству Перуну, который по преданиям оказывал покровительство смелым воинам.

По сути, кулачные боли отражали состояние мира: войны, к которым надо было всегда быть готовыми, заставляли жителей древней Руси учиться ратным навыкам. Долгие века «кулачки» оставались любимой забавой многих мужчин.

Очень часто поединки организовывали во время праздников, например, Масленицы или Красной горки, бились и на свадьбах, и на похоронах.

«Даешь боя!»

Сегодня боксерские перчатки не вызывают удивления ни у кого, как и защитный шлем. А ведь и в древней Руси существовала экипировка для участников «бойовища», состоящая из меховой шапки и рукавиц.

Чтобы сделать удар более мощным, в рукавицы нередко вкладывали куски свинца, камни. Только указ Екатерины I, подписанный в 1726 году запретил это делать. Бойцы стали придумывать другие способы утяжелить рукавицы.

Например, зимой их мочили водой, которая на морозе замерзала, и это сказывалось на жесткости удара.

Как сегодня спортсмены готовятся к серьезным состязаниям, так и раньше готовились к кулачным боям. За несколько дней до поединка из рациона исключались спиртные напитки, а физическим упражнениям, банным процедурам и калорийному питанию уделялось большое внимание.

Перед поединком бойцы начинали своеобразную пляску, подражая движениям медведя. Считалось, что тогда сила мощного животного войдет в тело. Участники проходили по улицам города с песнями, раззадоривая себя. Шествие заканчивалось на месте боя, где мужчины строились в ряды. Первыми стояли самые юные участники, они же и начинали драку, следом с криком «Даешь боя!» устремлялись мужчины постарше.

От потехи к ледовым побоищам

Васнецов Аполлинарий Михайлович. Старая Москва. Отъезд с кулачного боя. 1900

Кулачные бои могли быть массовыми. Улица шла на улицу, деревня на деревню, а слобода на слободу. В теплое время года местом поединка становились площади, а зимой – покрытые льдом озера и реки.

Самым популярным был трехэтапный бой «стенка на стенку». Первыми схватывались мальчишки, потом юноши и только потом взрослые. Целью было заставить «стенку» противника отступить или убежать.

Руководил сражением вожак или боевой староста. Были и нападающие, которые назывались «надежа».

Описание поединка между городскими и слобожанами со всеми тактическими и техническими подробностями можно найти в романе Максима Горького «Жизнь Матвея Кожемякина».

Старинный вид боя – сцепной или «сцеплялка-свалка», при котором строй не соблюдался и каждый участник отвечал сам за себя.

Этот вид сражения частенько приводил к человеческим жертвам, поскольку олицетворял собой массовые бои без правил.

Самый уважаемый бой — «сам на сам», некий аналог старинного английского бокса, с той разницей, что на Руси не было принято бить лежачего. Англичане же стали придерживаться этого правила лишь с 1743 года.

Во время этой суровой забавы недостатка в зрителях не было. Местом массовых побоищ становилась ледяная поверхность Невы и Фонтанки в Петербурге, Москвы-реки в белокаменной, озера Кабан в Казани.

Драки на мосту у кремля в Великом Новгороде тоже всегда собирали толпы зевак. Площади городов во время праздников также служили ареной для потехи. Порой реки становились своеобразной границей между слободами, выходящими на поединок между собой.

При этом все были равны, независимо от сословий.

Народная забава была игрой только по названию: на деле гибли люди. О том, что «навкулачки» бывают массовым смертоубийством, писал патриарх Иоасаф I. В книге дипломата из Австрии Герберштейна «Записки о Московии» (1549 г.) написано, что бой начинается пристойно, а затем переходит в жестокую драку.

По воспоминаниям Михаила Назимова, кулачные бои на Масленицу в Арзамасе проходили с участием большого количества людей. Более 500 человек схлестнулись в жесткой схватке, безжалостно нанося удары и не соблюдая никаких правил.

Убитых было много, а призвать к ответственности некого – массовый бой, найти виноватого невозможно.

Судиться желаете? Добро пожаловать на «кулачки»!

Виктор Васнецов, Кулачный бой. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова

«Поле» – так называлась народная юстиция на Руси. Сейчас на обидчика подают в суд, а в древности вызывали на кулачный бой, который заканчивался смертью одного из участников, признаваемым при этом виновным.

Эта тема взволновала поэта М. Ю. Лермонтова так сильно, что он положил ее в основу поэмы «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Поэт описывает суровый поединок, возникший из-за личной обиды.

Не брезговали этим видом разбирательства и знатные особы. Например, боярин мог нанять бойца для участия в схватке. В случае проигрыша боярин терял какую-то вещь или земельный участок, смотря из-за чего возник спор, а наемный боец – жизнь. Такая судебная юстиция работала достаточно долго, порицаемая церковью и периодически запрещаемая правителями государства.

Бейте, граф, сильнее!

Христианская церковь всегда порицала бои и вела с ними борьбу. Например, в 1274 году митрополит Кирилл приказал участников этих мероприятий отлучать от церкви. Что касается правительства, то здесь можно наблюдать волны запретов и признаний. В 1641 году царь Михаил Федорович запретил бои своим указом. А с 1686 года нарушителя ждали штрафы, наказание бичом и даже ссылка.

Но люди продолжали биться. Даже сам Петр I иногда организовывал бои, чтобы показать силу русских богатырей. Екатерина I ввела более жесткие правила и установила за поединками полицейский надзор (1726 год), а в 1751 году Елизавета Петровна, впечатленная жесточайшей дракой, и вовсе запретила их в крупнейших городах (Петербурге и Москве).

Екатерина II была менее чувствительна и очень любила посмотреть на «кулачную бойку». Особенно когда в ней участвовал граф Орлов, слывший отличным бойцом.

В 1832 году, при Николае I бои назвали «вредной забавой» и снова запретили. Однако в праздники русские люди любили помахать кулаками. После революции 1917 года этот вид боев стали называть пережитком и в отдельный вид спорта не выделили. А когда модными стали восточные единоборства, молодежь практически забыла об этом виде боев.

Источник: https://artsgtu.ru/blog/istoriya-kulachnyih-srazheniy-na-rusi/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.