Китайские шахматы сянци. Сянчи: китайские шахматы

Сянци (китайские шахматы) – полные правила игры, история

Китайские шахматы сянци. Сянчи: китайские шахматы

Сянци – логическая настольная игра из Китая, имеющая некоторое сходство с европейскими шахматами, индийской чатурангой и японскими сёги. Эту игру нередко называют китайскими шахматами.

Сянци является одной из самых распространённых в мире настольных игр типа шахмат, если учитывать количество играющих, тем более, что эта игра популярна и в некоторых других странах, кроме Китая.

Сянци вошли в список Всемирных интеллектуальных игр в 2008-м и 2012-м годах.

История

Европейскими исследователями сянци рассматривается в качестве одного из ответвлений класса игр, произошедших от чатуранги, возникшей в Индии не позже 6-го века. Чатурангу считают общим предком всех существующих сегодня игр типа шахмат.

В ходе продвижения чатуранги на запад на её основе возник арабский шатрандж, из которого, в свою очередь, позже возникли современные шахматы. В ходе распространения на восток и проникновения в Китай чатуранга подверглась сильному влиянию китайских традиций, трансформировавшись в сянци, а на их основе появилась игра сёги, которая популярна в Японии.

Также в Корее на основе сянци возникла игра чанги, в которую играют на почти такой же доске и такими же фигурами, однако её правила несколько отличаются от правил сянци.

Часть китайских исследователей не разделяет мнение о том, что сянци произошли от чатуранги. Используя как аргумент документы, старейшие из которых относятся к эпохе Хань, они считают, что игра, которая была предком сянци, возникла в Китае примерно 3500 лет назад, а её изначальное название было “любо”.

В ней тоже передвигали фишки на доске и среди них присутствовали пешки и генерал, которые делали ходы по-разному в соответствии с правилами, однако ход определяли с помощью игральных костей, поэтому в игре присутствовал элемент случайности. Позднее кости отменили и получили игру, которая называлась “сайчжан” или “гэу”.

Согласно легенде, её правила утвердил лично император Китая того времени Хань У-ди.

Во время эпохи Тан правила изменились, расширилось разнообразие фигур, результатом чего стали правила сянци, которые были уже довольно близкими к современным правилам этой игры.

Достоверно установлено, что как минимум в 8-м столетии в Китае уже существовали сянци, в которые играли вдвоём, кости тогда уже не использовали, а фигуры совпадали с фигурами в чатуранге – генерал (или король), слон, конь, колесница (или ладья) и солдаты (или пешки).

Фигуры делали ходы, довольно похожие на ходы в чатуранге (но в последней фигуры ставили на поля, тогда как в сянци они стоят на пересечениях линий).

Вряд ли такое сходство могло возникнуть случайно, намного более вероятно, что, даже если чатуранга не была прямым предком сянци, она, по крайней мере, в значительной степени повлияла на китайскую древнюю игру, от которой непосредственно произошли сянци.

Название игры, согласно распространённой версии, произошло от словосочетания «фигуры из слоновой кости», поскольку именно из этого материала изготовлялись в то время фигурки для сянци. В отличие от нынешних предельно простых фигур, украшенных только иероглифами, тогда часто использовались объёмные фигуры, созданные путём художественной работы и “полноценно” изображавшие персонажей – колесницы, лошадей, слонов, генералов.

Важно учитывать, что документы, в особенности довольно древние, отнюдь не всегда могут толковаться однозначно, потому вопрос относительно происхождения сянци остаётся пока открытым.

Из древних документов известна в подробностях партия в сянци, сыгранная в 10-м веке между даосским отшельником Чэнь Туанем и императором, завершившая победой даоса.

Первым эпизодом знакомства с сянци в Европе стала гравюра Джона Инграма, которая издавалась в Париже в 1741-1763 гг. (но фигуры, которые изображены на ней, не соответствуют реальным фигурам сянци, видимо, потому, что график был не слишком хорошо знаком с ними).

Самым сильным игроком 20-го века был Ху Жунхуа, который стал чемпионом Китая 14 раз. Возможно, сильнейшим современным игроком в сянци является Люй Цинь, 5 раз становившийся чемпионом Китая в 21-м столетии.

С 1970-х годов в СССР издавались книги и выпускались наборы китайских шахмат под названием Чо Хонг Ки.

Доска

Для этой игры используется прямоугольная доска, которая расчерчена горизонтальными и вертикальными линиями. Её размеры – 9 на 10 линий. Аналогично игре го, фигуры устанавливаются на пересечениях линий, а не в клетках.

Между двумя центральными горизонтальными линиями расположена река, влияющая на передвижение воинов, коней и слонов. Отмеченные двумя имеющимися на доске диагональными линиями квадраты 3 на 3 называются дворцами или крепостями.

Генералы и советники согласно правилам не могут выходить из этих квадратов.

Фигуры

Игрок в начале игры имеет в распоряжении комплект фигур, по форме напоминающих шашки, изготовляющиеся в большинстве случаев из дерева. На них нанесены иероглифы. Иероглифы на одном и том же виде фигуры в двух разных наборах могут различаться.

Традиционно у одной из сторон фигуры имеют красный цвет (реже – белый), а у другой – чёрный (иногда – синий либо зелёный).

Относительно того, фигуры какого цвета делают ход первыми, есть некоторые разногласия в разных регионах, однако на турнирах чаще всего первый ход делают красные.

Как ходят разные фигуры в сянци:

  1. Король может передвигаться только на 1 пункт за 1 ход, в горизонтальном либо вертикальном направлении. Также он должен не покидать пределы своего дворца – квадрата, состоящего из 9-и пунктов, который ограничивается диагоналями.
  2. Советник (или защитник) может ходить только на 1 пункт в диагональном направлении за 1 ход. Аналогично королю, он не может выходить за пределы дворца.
  3. Слон (или министр) ходит в диагональном направлении обязательно на 2 пункта (не больше и не меньше). По правилам он не может пересечь реку. Каждая фигура, находясь между начальным и конечным пунктами хода слона, блокирует его, вследствие чего этот ход слон сделать не может.
  4. Ладья может ходить на любое количество пунктов в вертикальном и в горизонтальном направлении при условии, что ни на одном пункте, через которые проходит эта фигура, нет других фигур.
  5. Конь ходит в горизонтальном направлении ровно на 2 пункта и затем на 1 по вертикали либо наоборот – ровно на 2 пункта по вертикали и затем на 1 по горизонтали. В случае, когда соседний по горизонтали либо по вертикали с конём пункт занят другой фигурой, она блокирует ходы коня в этом направлении и он их совершать не может.
  6. Пушка может ходить на любое количество пунктов в горизонтальном либо вертикальном направлении, аналогично ладье. Но в случае взятия между начальным и конечным пунктами её хода должен быть ровно один не пустой (занятый другой фигурой, которая является “лафетом”) пункт. В случае же хода без взятия абсолютно все пункты, через которые проходит ладья, должны быть пустыми – не занятыми другими фигурами.
  7. Пешка ходит только на 1 пункт. Пешка, которая ещё не перешла через реку, может делать ход только вперёд, а пешка, которая “переправилась”, может ходить и по горизонтали.
  8. Взятие: любая фигура может зайти в пункт, который занимает фигура соперника – в этом случае первая фигура “съедает” вражескую фигуру. “Съеденную” фигуру в таком случае убирают с доски.
  9. Вертикаль короля: два короля не могут стоять на одной вертикали в случае, когда все пункты, разделяющие их, пусты. Ход, который создаёт такую ситуацию, запрещён правилами.
  10. Безопасность короля: правила запрещают оставлять короля в таком пункте, в котором соперник может съесть его. Запрещён ход, который ставит короля под удар.

Некоторые другие ходы также запрещены правилами. Запрещено постоянно угрожать взятием какой-либо фигуры соперника, используя как одну, так и две или более собственных фигур. Такой ход называется “вечный шах” (если создаётся угроза королю) либо “вечная атака” (если угрожают другой фигуре, кроме короля).

В сянци употребляются такие термины:

  1. Шах: ход, который угрожает королю соперника взятием на следующем ходу.
  2. Однотипная жертва (или размен): ход в пункт, с которого эта фигура может съесть фигуру соперника, относящуюся к тому же виду, таким образом, что какая-либо фигура соперника затем также сможет съесть эту фигуру на следующем ходу.
  3. Атака: ход любой фигуры в пункт, с которого она может съесть фигуру соперника (кроме короля) на следующем ходу. Атака – это также и такой ход фигуры, вследствие которого она становится “лафетом” своей пушки, которая в этой позиции угрожает фигуре соперника. Здесь есть исключения:
    • угроза, создаваемая королём либо пешкой, не является атакой;
    • угроза, создаваемая пешкой, которая ещё не перешла реку, не является атакой;
    • угроза, ведущая к размену, также не является атакой.
  4. Защищённость: фигура является защищённой, когда есть другая фигура, которая может съесть любую из фигур, которая съест первую фигуру. Исключением из этого правила является ладья, которая никогда не защищена в случае, если ей угрожает пушка либо конь.

Вечный шах и вечная атака

Правила запрещают вечный шах и вечную атаку. При нарушении этого правила засчитывается поражение нарушающему игроку. В случае, когда обе стороны нарушают это правило одновременно, засчитывается ничья. Если же один игрок создаёт вечный шах, а другой в тот же момент – вечную атаку, засчитывается поражение игроку, создающему вечный шах.

Согласно правилам атака или шах могут совершаться не более 6-и раз подряд одной фигурой, не более 12-и раз подряд двумя фигурами, не более 18-и раз подряд – тремя фигурами, после чего шах/атака признаётся вечным/вечной.

Окончание игры

Игра завершается в одном из трёх случаев:

  • Мат: матом является угроза королю соперника взятием, от которой он не может защититься. Мат – это победа игрока, который ставит его королю соперника.
  • Пат: ситуация, когда один игрок не может сделать ни одного хода, не противоречащего правилам. Пат является поражением этого игрока.
  • Один либо оба игрока нарушил(и) правила.

Ценность фигур

В игре сянци есть определённая шкала ценности фигур (ценность пешки, не перешедшей реку, принята за единицу, ценность других фигур выражается в разном количестве не переправившихся пешек):

  • ладья – девять;
  • пушка – четыре с половиной;
  • конь – четыре;
  • слон – две;
  • советник (защитник) – две;
  • пешка, пересёкшая реку – две.

Особенности игры

Во время игры в сянци важно не впадать в крайности – не увлекаться только нападением или только защитой. Имеет большое значение сбалансированность игры, в противном случае даже при огромном материальном преимуществе можно легко потерпеть поражение.

Баланс, то есть гармония противоположных начал между собой, является фундаментальной позицией китайской философии и чертой китайской ментальности.

Эта особенность сянци, впрочем, имеет довольно простую причину: ходы короля ограничены пределами дворца, потому порой после потери игроком инициативы даже на 1 ход его соперник «уничтожает» небольшими силами недостаточно защищённого короля.

Источник: http://levico.ru/syanci-kitajskie-shaxmaty/

Китайские идиомы 成语: думай как шахматист

Китайские шахматы сянци. Сянчи: китайские шахматы

Сянци (слева) и вэйци. wikimedia.org и theworldofchinese.com

В китайском языке есть особые крылатые фразы и идиомы. Они называются чэнъюи (成语 chéngyǔ), что переводится как «готовое выражение», и обычно состоят из четырех или восьми иероглифов.

В Китае им придается огромное значение: в стране проводятся конкурсы на знание чэнъюев среди детей и взрослых, издаются специальные словари, на экзаменах HSK иностранцы также должны продемонстрировать владение китайскими идиомами. Эти выражения не просто оживляют речь.

Умение их применять подчеркивает образованность человека. ЭКД и The World of Chinese помогут изучающим китайский разобраться в тонкостях использования чэнъюев.

В июле этого года во время открытого турнира в Страсбурге 58-летнего шахматиста Игоря Раусис поймали в туалете с телефоном в руках. Гроссмейстер признал факт жульничества и заявил, что это была его «последняя шахматная партия». В китайском языке для такой ситуации как раз есть подходящий чэнъюй:

一着不慎,满盘皆输。Yìzhāo búshèn, mǎnpán jiēshū. Один неосторожный ход ведет к проигрышу всей партии.

Хотя привычные нам шахматы не были популярны в Китае до 19 века, китайские шахматы сянци (象棋 xiàngqí) и шашки вэйци (围棋 wéiqí, яп. 碁 го) стали плодородной почвой для сочинения фразеологизмов. В их основе лежат философские наблюдения о выборе стратегии, достижении победы и избежании поражения:

1. Когда со стороны виднее

当局者迷,旁观者清 (dāng jú zhě mí, páng guān zhě qīng) — заинтересованная сторона заблуждается, а сторонний наблюдатель видит ясно (обр. со стороны виднее).

Китайский поэт времен династии Сун Су Ши (苏轼 Sū Shì, он же Су Дунпо 苏东坡 Sū Dōngpō; 1037―1101), путешествуя в горах Лушань, писал:

«Я не могу узреть истинную форму Лушань, находясь внутри ее гор».

Это присущее шахматной партии наблюдение подходит для ситуаций, когда требуется мнение со стороны:

你应该试着听取别人的意见,毕竟当局者迷,旁观者清嘛。Nǐ yīnggāi shìzhe tīngqǔ biérén de yìjiàn, bìjìng dāngjúzhě mí, pángguānzhě qīng ma.Тебе стоит прислушаться к мнению окружающих. В конце концов со стороны виднее.

2. Когда вы в нерешительности

举棋不定 (jǔ qí bù dìng) — взять в руку фигуру, но не решаться ее поставить (обр. колебаться, быть в нерешительности).

Изначально этот чэнъюй описывал нерешительных игроков, а теперь его употребляют в отношении любого сомневающегося человека:

当我举棋不定的时候,他的话帮我下了决心。Dāng wǒ jǔqí búdìng de shíhou, tāde huà bāng wǒ xià le juéxīn.В тот момент, когда я колебался, его слова помогли мне принять решение.

3. Когда сделанного не воротишь

落子无悔 (luòzǐ wúhuǐ) — поставил фигуру и назад пути нет (обр. cделанного не воротишь).

В шахматной партии вы не сможете отменить ход после того, как поставили фигуру на доску. Подобное сравнение можно использовать во время принятия важного решения:

人生如棋, 落子无悔。Rénshēng rúqí, luòzǐ wúhuǐ.Жизнь похожа на шахматную партию: как только сделал ход, назад пути нет.

4. Когда силы равны

棋逢对手 (qí féng duìshǒu) — в игре сошлись равные противники (обр. силы равны, достойный противник).

Фраза подойдет для описания любого поединка двух равных по силам оппонентов:

费德勒和纳达尔真的是棋逢对手,比赛十分激烈。Fèidélè hé nàdá’ěr zhēnde shì qíféngduìshǒu, bǐsài shífēn jīliè.Такой напряженный поединок! Федерер и Надаль (известные теннисисты, — прим. ЭКД) оказались достойными друг друга противниками.

5. Когда соперник опытнее

棋高一着,缚手缚脚 (qí gāo yī zhāo,fù shǒu fù jiǎo) — играть в шахматы так, будто связан по рукам и ногам (обр. играть против более опытного человека).

Игра против сильного противника вряд ли способна принести удовольствие: ваши преимущества вам не помогут, ваши слабости будут обнаружены. При такой игре даже контролировать свои эмоции  — и то сложно! Для такой ситуации у китайцев тоже есть поговорка, но в общении чаще используют только первую ее часть:

你输了比赛并不奇怪,他还是棋高一着。Nǐ shū le bǐsài bìng bù qíguài, tā díquè qígāo yìzhāo.Ничего удивительного в том, что ты проиграл. Он на голову превосходит тебя.

6. Когда пути назад нет

过河卒子 (guòhé zúzi) — пешка перешла реку (в сянци: фигура, которая теряет право ходить назад, обр. попасть в безвыходное положение, сжигать мосты).

По правилам китайских шахмат, когда солдат (卒 zú) пересекает «реку» в середине игрового поля, он теряет возможность двигаться назад. Данное выражение аналогично европейскому «перейти Рубикон», т. е. совершить бесповоротный шаг:

现在我已经是个过河卒子,没有回头路了。Xiànzài wǒ yǐjīng shì ge guòhé zúzi, méiyǒu huítóulù le.Я как перешедшая реку пешка. Для меня нет пути назад.

7. Когда жертва оправдана

弃车保帅 (qì jū bǎo shuài) — пожертвовать колесницей, чтобы спасти генерала (обр. пожертвовать малым для защиты значительного).

В сянци самой важной фигурой является «генерал» (帅 shuài или 将 jiāng). Если противник захватит его, вы проиграли. В игре может сложиться ситуация, когда единственным способом спасти его будет пожертвовать другой фигурой, например, колесницей (车 jū). Если в жизни попадете в ситуацию, в которой придется пожертвовать меньшим, для достижения большего, можно сказать:

现在我们只能弃车保帅了。Xiànzài wǒmen zhǐnéng qìjū bǎoshuài le.Теперь нам только остается пожертвовать ладьей для спасения ферзя.

По материалам The World of Chinese
Подготовил Константин Смирнов

Другие статьи по темам:

  • главное
  • китайский язык
  • культура
  • чэнъюй

Источник: https://ekd.me/2019/08/chenyuj-dlya-lyuboj-situacii-dumaj-kak-shaxmatist/

Китайские шахматы

Китайские шахматы сянци. Сянчи: китайские шахматы

Китайские шахматы Сянци является логической игрой, придуманной в Китае. Она чем-то похожа на традиционные шахматы, индийскую чатурангу и японскую сёгу. У игры есть неофициальное название – китайские шахматы, так как здесь очень много точек соприкосновения. Стоит подробнее рассмотреть особенности Сянци и краткую историю этой игры.

История китайских шахмат

Считается, что Сянци являются ответвлением от чатуранги, которое появилось примерно в 6 веке. В принципе, чатуранга является родственником всех современных игр, которые напоминают шахматы.

Однако не все ученые согласны с тем, что Сянци стало существовать благодаря индусам. При этом большая часть исследователей находится в Китае. Для опровержения этой теории используются документы, которые представляют игру «любо», как аналог Сянци.

Тут также надо было передвигать различные фигуры на доске.

В Любо использовались также игральные кости, но со временем их убрали. Тогда появилась игра «гэу» или «сайчжан». Ее правила были утверждены императором Хань-У-Ди, если верить легенде.

В период правления династии Тан игра немного изменилась: на доске появились дополнительные фигуры, а особенность совершения ходов поменялась. Именно тогда и появилась современная игра Сянци.

Для игрового процесса нужно было два человека. Использовались те же фигуры, что и в шахматах.

Они двигались почти так же, как в индийской игре, но разница заключалась в том, что их ставили на пересечение линий.

Сегодня вопрос о происхождении Сянци по-прежнему открыт, так как толковать древние записи можно неоднозначно. В Европе узнали об этой игре только благодаря Джону Инграму, гравюры которого издавались в столице Франции в середине XVIII века. Однако фигуры не совпадали с теми, что использовались в реальной игре.

В СССР выпускались китайские шахматы и учебник к ним, а сама игра называлась Чо Хонг Ки.

Как играть в Сянци (правила)

Стоит кратко изучить основные правила китайских шахмат, чтобы понять, как играть онлайн в Сянци.

Терминология

Вот какие термины используются в этой игре:

  1. Шах – угроза королю, при которой его могут срубить.
  2. Размен, когда сначла срубается одна фигура, а следующем ходом срубают ее. При этом обе единицы должны быть одного достоинства.
  3. Атака – любой ход, который предполагает угрозу фигуре противника. Однако угроза от пешки или короля не может так называться. Пешка сначала должна перейти на другую половину поля, а потом уже сможет прибегать к атакам.
  4. Защищенность – ситуация, при которой присутствует другая фигура которая может уничтожить возможную опасность. Исключение – ладья, которая не может быть защищенной при угрозе со стороны коня или пушки.

Вечные шах и атака

Это запрещенные приемы, приводящие к автоматическому поражению того, кто нарушил правила игры. Ничья бывает, если оба нарушают правила. Если один создает вечный шах, а второй вечную атаку, то проигрывает первый.

Правила запрещают применять данные приемы больше 6 раз подряд с использованием одной фигуры. Если речь идет о применении двух фигур, то можно прибегать к этим приемам до 12 раз, а во время применения трех фигур это число увеличивается до 18. После этого признается нарушение правил и поражение.

Когда игра заканчивается?

  1. Мат, когда король никак не может увернуться от угрозы, а на следующий ход его срубают.
  2. Пат, когда ходы, предусмотренные правилами отсутствуют. Это аналогично ничьи.
  3. Нарушение правил одним из игроков, что приводит к техническому поражению.

Где купить китайские шахматы

Многие любители Сянци интересуются — где же купить китайские шахматы. Действительно их не так уж часто встретишь в специализированных магазинах. Однако Сянци можно заказать на многих интернет-площадках, в том числе на АлиЭкспресс. Правда, придется немного подождать.

Итак, во время игры в китайские шахматы важно соблюдать баланс защиты и атаки, не увлекаясь чем-то одним. В противном случае можно достаточно легко проиграть. Это отлично вкладывается в китайскую философию и ментальность, что объясняет, что выиграть можно и малыми силами. Надо только правильно распорядиться имеющимися ресурсами.

(328)

Источник: https://chess-boom.online/syanci-kitajskie-shaxmaty/

Китайские шахматы Сянци

Китайские шахматы сянци. Сянчи: китайские шахматы

Наверное, называть эту древнюю и мудрую игру “китайскими шахматами” также нелепо, как называть нарды – персидскими шахматами. Вернее будет предположить, что сами китайцы для адаптации и популяризации в западном мире Сянци обозначают ее в англоязычном варианте как “Китайские шахматы” (Chinese Chess).

На сегодняшний день Сянци самая популярная в мире игра.

В нее играют не только жители Китая, но и Тайваня, Таиланда, Сингапура, Вьетнама, Гонконга, Малайзии, Филиппин… А население этих стран, как известно, составляет более 20% от всех жителей Земли.

Так что можно с уверенностью заявить, что в Сянци играет больше людей, чем в любые другие разновидности шахмат – ведь число играющих в Сянци хотя бы от случая к случаю не меньше 500 миллионов человек.

В последние годы игра Сянци становится все более популярной во всем Мире. Постоянно проводятся Азиатские (региональные) и Международные соревнования. Репортажи о этих соревнованиях во множестве можно найти в Интернете.

Сянци — неотъемлемая часть китайской жизни, в этой игре отразилась история Китая и менталитет китайцев, и потому без знакомства с сянци познание Китая будет неполным.

Происхождение Сянцы

Существует две теории происхождения этой игры:

  1. сянци ведут свое происхождение от индийских шахмат;
  2. сянци возникли независимо задолго до новой эры.

В пользу теорий первой группы говорит то, что у сянци есть ряд общих черт с шатранджем (арабо-персидскими шахматами), ведущим свое происхождение от чатуранги — древнеиндийской шахматной игры.

Однако известно, что еще в глубокой древности, задолго до появления чатуранги (а это произошло в V веке) в Китае были настольные логические игры (в частности, игра под названием «ЛюБо»), черты которых можно проследить в сянци. Первое надежное упоминание о сянци датируется VIII веком.

Согласно современным исследованиям игра Сянцы появилась из древней игры ЛюБо 3500 лет назад. В первоначальном варианте ЛюБо каждый игрок имел только 6 фигур: 1 генерала и 5 пешек.

Количество ходов определялось с помощью кубика. В последствии, игра трансформировалась.

Пройдя через множество названий, лишившись кубика, но получив несколько фигур, к XII веку игра превратилась в подобие современных Сянци.

В период правления Династии Чжоу (1134 – 256 г.г.д.н.э.) в описании игры ЛюБо уже встречаются три понятия: Чжоу (Zhuo), Ци (Qi) и Цзюй (Ju).

Чжоу (Zhuo) – это игральная кость, она сделана из бамбука (точно такие же бамбуковые кости применяются в Китае и поныне в игре в кости). Эти кости использовались для того, чтобы определить количество шагов фигуры – Ци (Qi).

Сами фигуры Ци делались из слоновой кости, поэтому уже тогда встречается называние этой игры, как Xiang Qi – Сянци, что означает “фигура из слоновой кости”. В те времена среди частей Ци имелся один генерал и пять воинов (пешек).

Цзюй (Ju) – это прямоугольное поле битвы или попросту доска для игры.

Правила игры ЛюБо

Согласно правилам игры ЛюБо нужно было захватить генерала противника. В современной Сянци также как и в ЛюБо есть один генерала и пять пешек, и победа обеспечивается завоеванием генерала. Отличие же от ЛюБо в том, что ходы современной Сянци не определяются бросанием кости. Сянци также содержит большее количество фигур.

Сянци правила игры

В сянци, как и в европейских шахматах, доска имеет 64 квадрата, у каждого игрока 16 фигур, из которых одна является главной, и с ее гибелью партия проиграна.

Первое правило Сянцы – Цель игры состоит в том, чтобы нанести поражение противнику или поставить его в безвыходное положение. Это считается выполненным если:

А. Король противника находится под шахом так, что не имеет никакого законного хода, чтобы выйти из под этого шаха.
В. Заведение в тупик вашего противника так, чтобы он не имел никакого законного хода, то есть ни одна из оставшихся у противника фигур не может выполнить ход – и это не ничья, а ваша полная победа!

Пат в Сянци – не ничья, попавшему в пат засчитывается поражение. Целый ряд игровых окончаний в Сянци построен на выигрыше патом.

Второе правило – Красные всегда ходят первыми.

Третье правило – Нельзя давать вечный шах с повторением позиции более трех раз подряд. Дающему такой шах в четвертый раз засчитывается поражение. При этом атакуемая сторона не обязана менять ходы, более того, четвертое повторение принесет ей победу.
Нельзя давать повторяющийся шах, прерываемый ходом, подготовляющим мат на следующем ходу.

Четвертое правило (подобно третьему), оно касается вечной угрозы любой фигуре, кроме Короля – Нельзя неопределенно долго повторять ход преследования фигуры противника, если он не имеет никакого другого способа избежать потери этой фигуры.

Пример, – если Вы переместили Ладью на e5, с угрозой Пушке на e6, противник, чтобы избежать потери, переместил пушку на f6.

Затем Вы продолжили Ладьей преследование Пушки, перемещаясь от e5 до f5, Пушка вновь, уклоняясь от угрозы, вернулась на e5. И далее следует повторение тех же ходов.

Некоторые из подобных ситуаций могут быть более сложными, но обычно человек, кто начинает бесконечную петлю хода, обязан прервать это.

Если такое преследование производится с повторением позиции, то на четвертом повторении игра заканчивается. Однако здесь имеется расхождение в правилах: в Китае в этом случае засчитывается ничья, однако за пределами Китая (например в Гонконге) этот запрет не отличается от предыдущих и нападающий в четвертый раз проигрывает.

Пятое правило (о нем упоминалось ранее) – Два Короля не могут находиться на одной и той же открытой вертикали.

Шестое правило – Когда ни одна из сторон не может уже создать матовой или патовой угрозы противостоящему Королю, в игре признается ничья.

Начальная расстановка фигур в сянци

Главные полководцы – Шуай и Цзян. На полководце лежит вся ответственность за исход сражения. “Король Боя” называют генерала его подчиненные. Поэтому для простоты и мы будем в дальнейшем именовать их Королями. Шуай в начале игры стоит на поле е1, а Цзян – на поле е10.

Король

Король в Сянци может передвигаться только в пределах крепости. Ход выполняется на соседнее поле по вертикали или горизонтали.

В Сянци существует очень важное правило открытой вертикали: оба Короля не могут одновременно стоять на одной вертикали, если между Королями нет других фигур.

Поэтому Король может быть и атакующей фигурой, что несомненно имеет особенно большое значение при окончании игры, когда фигур на доске остается мало.

Также Король может оттеснять вражеского Короля на боковую сторону крепости для завершения игры победой или же защищать от Короля-противника свои фигуры на любой стадии игры.

Телохранитель

У каждого игрока две таких фигуры, они стоят справа и слева от короля. Как и король, они не имеют права выходить за пределы дворца. Ходят они на соседнее поле по прочерченным диагоналям. В то время как королю доступны все поля дворца, телохранители изображены кружками, что хорошо отражает назначение этих фигур – защищать короля, ведь кружок – это круглый щит.

Кроме того, это изображение, являясь простым и приятным для глаз, напоминает нам изображение золота в сеги, а телохранитель и золото – родственники, поскольку второй произошел от первого.

Китайцы называют телохранителя “ши”, это слово имеет целый ряд значений: воин, гвардеец, телохранитель; ученый, мудрец; благородный человек; советник. Телохранитель ходит как ферзь в шатрандже (арабских средневековых шахматах), но с одной разницей: последний мог ходить по всей доске.

Слон

Красные слоны стоят на с1 и g1, черные – на с10 и g10. Обозначаются красные и черные слоны разными иероглифами, но произносятся одинаково (если отбросить тональные различия) – сян.

Слон ходит по диагонали через одно поле, если оно свободно. Слон в сянци очень напоминает слона в шатрандже, но есть два отличия: в сянци слоны не могут переходить реку, а слоны в шатрандже могли ходить по шахматной доске от края и до края; в шатрандже слон мог перепрыгивать через фигуры, а китайские слоны этого не могут.

Из начального положения красный слон на с1 может пойти на а3 и е3, но если на d2 будет стоять какая-нибудь фигура, то ход на е3 станет невозможным (блокируется). Аналогично любая фигура на b2 блокирует ход на а3. Слону доступно всего лишь семь полей.

А если бы слоны и могли переходить реку, то им было бы доступно 12 полей из 90 полей доски.

Отметим еще один любопытный факт: если бы слоны в сянци и могли бы переходить реку, то красные и черные слоны не могли бы бить друг друга, как не могли бить друг друга белые и черные слоны шатранджа.

Интересное на сайте  Китайская Вышивка – Искусство вышивки Китая

То же самое верно и для телохранителей: если их выпустить из дворца и дать свободу передвижения по всей доске, то красные и черные телохранители будут неуязвимы друг для друга (и здесь имеется аналогия с шатранджем: черный и белый ферзи шатранджа не могли нападать один на другого).

Конь

В сянци кони – почти полные аналоги фигур с тем же названием в обычных шахматах, они не только стоят на привычных местах (рядом с углами доски в первом ряду), но и ходят почти как “наши” кони.

Их движение состоит из двух отрезков. Сначала Конь пойдет на одно поле вдоль по линии, как Король, а потом – по диагонали на соседнее поле, как Адъютант.

Но если поле, через которое Конь проходит первую половину своего хода, занято, то в эту сторону Конь идти уже не может, так как китайский Конь не может перепрыгивать через стоящую на его пути фигуру.

Поэтому нередко Конь оказывается заблокированным. Ну а в общем то для Коней доступно все поле боя.

Боевая колесница – Че

Ее устрашающие действия по прямым горизонтальным и вертикальным линиям не ограничены и напоминают движения ладьи в традиционных шахматах. Русские князья перевозили свои войска по водным артериям — поэтому и в шахматах для этой фигуры прижилось красивое название “Ладья”.

Полноводный юг Китая был освоен китайскими императорами много позже, чем север с его сухими степями и едва покрытыми зеленью плоскогорьями, по ним не проплывешь на челне, — поэтому в Сянци – “боевая колесница”, которая давит врага, летя на него на всем скаку, а мы для этой фигуры в дальнейшем примем все же название – Ладья.

Пешка

В то время как численность королей, слонов, коней и ладей в “наших” и китайских шахматах совпадает, пешек в сянци меньше, всего пять, и стоят они в начале игры не плечом к плечу, а через свободное поле.

Как короли и слоны, пешки для красных и черных обозначаются разными иероглифами, которые и читаются по разному: красная пешка – бин, черная цзу. Пока пешка не перешла реку, она ходит и бьет только вперед на соседнее поле по вертикали. Т.е.

до перехода реки китайская пешка действует как и пешка японская. В сянци пешка не превращается в другую фигуру, но перейдя реку, она усиливается и может ходить и бить не только вперед, но и по горизонтали справа и влево на соседнее поле.

Ни при каких обстоятельствах пешка не может отступать.

Пушка

Напоследок оставлена самая экзотическая фигура сянци – пушка. Две пушки стоят в среднем ряду. Начальные “артиллерийские” позиции сторон таковы: красные пушки – b3, h3, черные b8, h8. Пока пушка не атакует, т.е.

пока не бьет и не шахует, то она действует абсолютно так же, как и ладья. Но для взятия или шаха между пушкой и ее жертвой должна стоять другая, безразлично какая фигура, называемая очень образно – лафет.

Лафет, пушка и ее жертва должны располагаться на вертикальной или горизонтальной прямой.

А атакует только “выстрелом” через стоящую на ее горизонтали или вертикали фигуру. То есть для взятия фигуры противника или шаха между пушкой и ее жертвой должна стоять другая, безразлично какая фигура.

Значит простой ход Пушка делает как Ладья, а ударный ход выполняет через любую фигуру, перепрыгивая ее. Шах возникает, когда между разноцветными Пушкой и Королем находится только одна любая фигура.

Любая Пушка может первым ходом в партии бить Коня, но обычно этого не делает, поскольку Пушка тут же бьется Ладьей, а в начале игры пушка как правило сильнее коня.

Оценка фигур в игре

В Сянци принята следующая стоимость фигур по их значимости. Хотя конечно же эти оценки могут изменяться в зависимости от ситуации в игре, а также и сам игрок может оценивать их индивидуально в определенной ситуации:

  • Ладья 9
  • Пушка 4.5
  • Конь 4
  • Слон 2
  • Адъютант 2
  • Пешка (после пересечения реки) 2
  • Пешка (до пересечения реки) 1

В самом Китае в настоящее время популярность европейских шахмат неуклонно возрастает, как и популярность китайских шахмат Сянци во всем остальном мире, в том числе и в России. Укажем к примеру, что в Москве уже в течение нескольких лет проводятся любительские турниры по сянци, а недавно была создана Российская федерация китайских шахмат.

Источник: https://azialand.ru/syanci/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.