Как побеждать в шахматах секреты. Как выиграть в шахматы начинающему игроку

Как научиться лучше играть в шахматы? Инструкция Владимира Барского — Meduza

Как побеждать в шахматах секреты. Как выиграть в шахматы начинающему игроку

Матч за звание чемпиона мира между Магнусом Карлсеном и Сергеем Карякиным оживил интерес к шахматам.

Многие люди любят шахматы и знают правила, но играют на очень низком уровне и побеждают лишь тех, кто зевает фигуры и не имеет ни малейшего представления о тактике.

«Медуза» попросила международного мастера, автора книг и учебных пособий по шахматам Владимира Барского рассказать, как взрослый человек может улучшить уровень своей игры.

1. Купите хорошие шахматы. Это важно

Конечно, если вы собираетесь играть исключительно в интернете, можно обойтись и без этого, но все же доску лучше купить.

Во-первых, играть с живым человеком приятно и полезно — в чате вам вряд ли удастся по-настоящему тщательно разобрать с соперником только что сыгранную партию. Во-вторых, это удобно — попробуйте сыграть блиц на телефоне, и вы поймете, о чем речь.

В-третьих, это красиво — человека, который не держал в руках деревянного или хотя бы пластикового короля, сложно назвать шахматистом. 

Выбор, разумеется, зависит от бюджета. Можно купить деревянные фигуры «Стаунтон» (по имени знаменитого английского шахматиста XIX века, принимавшего участие в разработке их дизайна). Можно «гроссмейстерские» — с деревянной доской.

Или пластиковые китайские с доской из клеенки. Главное, фигурки должны быть достаточно крупными и тяжелыми (не падать, если вы их случайно слегка заденете) и свободно помещаться в клетки шахматной доски.

Важно также, чтобы король и ферзь заметно отличались друг от друга.

Карманные шахматы хороши для разбора сыгранных партий, особенно если вы в дороге, но играть в них неудобно. То же самое можно сказать и про сувенирные шахматы, пусть даже очень красивые — на них надо просто любоваться. Шахматные часы на начальном этапе покупать необязательно. Чтобы чему-то научиться, надо играть спокойно, вдумчиво, никуда не торопясь. 

Коротко. Купите хорошие шахматы — достаточно крупные и тяжелые, без лишних украшений. Ферзь и король должны легко различаться. Часы покупать необязательно. 

2. В интернете полно онлайн-курсов, но не забывайте о книгах

Вы легко найдете в интернете множество обучающих курсов (и на русском, и на английском), которые делятся по уровню сложности: для начинающих, для разрядников, для сильных любителей и профессионалов. И все же азы шахмат лучше изучать по старинке, читая качественные книги.

Среди учебников для начинающих абсолютная классика — это «Путешествие в шахматное королевство» Юрия Авербаха и Михаила Бейлина и «Шахматы» Ильи Майзелиса; по ним делали первые шаги десятки, если не сотни будущих гроссмейстеров. Книги до сих пор регулярно переиздаются, найти их несложно.

Они адресованы, в первую очередь, взрослым людям.

Если же они покажутся вам слишком толстыми (как сейчас принято говорить, «много букв»), не комплексуйте и купите себе учебник для детей.

В конце концов, правила там изложены точно такие же: как ставить мат одинокому королю, как поставить вилку и соорудить связку и т. п.

Тут самое важное, пожалуй, чтобы картинки вас не раздражали, а в тексте не было особого сюсюканья: «Дорогой малыш! Хочешь познакомиться с самой древней и самой мудрой игрой на свете?» 

Коротко. Чтение хороших книг — проверенный способ научиться играть.

3. Начните учиться с конца — разберитесь, как действовать в эндшпиле

В шахматной партии есть три стадии — дебют, миттельшпиль, эндшпиль — и каждая из них по-своему важна. Классики советуют начинать изучение шахмат с эндшпиля.

Дело в том, что когда на доске остается мало фигур, вы лучше прочувствуете свойства каждой из них: в позициях какого типа она сильна, в каких не очень.

Базовые книжки по этой стадии: «Что надо знать об эндшпиле» Юрия Авербаха и «Шахматные окончания» Александра Панченко. Их можно найти и в электронном виде. 

Конечно, без знания дебютов тоже не обойтись: если регулярно получать «детский мат», то дожить до эндшпиля не получится.

Выбирайте по возможности открытые начала (белыми е2-е4, черными в ответ на ход королевской пешки — е7-е5), чтобы завязать оживленную комбинационную игру.

Каждый растущий шахматист должен в миниатюре повторить путь, который проделали шахматы за свою многовековую историю, условно говоря — от романтизма к рационализму и прагматизму. Но это уже не начальный, а довольно продвинутый уровень.

В двух словах, основная ваша задача в дебюте — как можно скорее развивать свои фигуры и по возможности мешать противнику делать то же самое. Старайтесь захватить пешками центр.

Выводите вначале легкие фигуры (коней и слонов), потом тяжелые (ладьи и ферзя). Помните, что рокировка — надежное средство обезопасить своего короля от бурь и штормов (по крайней мере, на время).

Без какой-то конкретной великой идеи не ходите в дебюте два раза одной фигурой. 

В середине партии (миттельшпиле) продолжайте, прежде всего, борьбу за центр и за сильные пункты для своих фигур. По возможности сохраняйте гибкую пешечную структуру — в идеале, ваши пешки должны стоять рядком, как легионеры в римской фаланге.

А пешечную структуру соперника старайтесь разрушить: создавайте ему сдвоенные, а также изолированные пешки, на которые легко нападать.

Кроме того, на полях перед такими пешками обычно очень хорошо себя чувствуют ваши легкие фигуры, поскольку чужие пешки их прогнать не могут. 

Коротко. Вначале научитесь играть позиции с малым количеством фигур. Помните о главных задачах дебюта — развить фигуры и захватить центр. Не забывайте о рокировке. Держите свои пешки рядом и разрушайте пешечные ряды соперника.

4. Играйте в интернете с сильными соперниками

Зарегистрируйтесь на сайте — например, Chess.com или на российском портале «Шахматная планета». Там и днем, и ночью полно желающих сыграть. В идеале играть надо с теми, кто вас немножко сильнее.

Именно «немножко»: вы будете учиться у соперника и в то же время оказывать ему упорное сопротивление; тогда как заведомо более сильный обыграет вас так, что вы и ничего не поймете, и он вторую партию играть не захочет.

На начальном этапе имеет смысл играть партии с достаточно длинным контролем: по полчаса или хотя бы по 15 минут с добавлением 5-10 секунд на ход.

Коротко. Выбирайте соперника который сильнее вас, но не на голову. Не надо сразу играть в блиц, по пять или, тем более, три минуты на партию.

5. Не забывайте анализировать свою игру

Сыграв 2-4 партии, обязательно сделайте перерыв и разберите свое творчество. Если играете на компьютере, партии обычно записываются автоматически. Партии с настоящим соперником можно записывать в тетрадку, для этого изучите шахматную нотацию. 

Самый эффективный метод анализа — глядя в запись своей партии, неспеша передвигать фигуры на доске и стараться понять, где допущены ошибки, где что-то пошло не так, как было изначально задумано.

Еще полезнее разбирать партии вместе с соперником, обмениваясь мнениями и впечатлениями: кто какой план собирался проводить, кто что зевнул и т. п.

Здесь речь идет, прежде всего, о соперниках, с которыми вы играли «живьем», за шахматным столиком; в интернете разбирать с противником только что сыгранную партию как-то не принято.

При этом будьте готовы к тому, что соперник в интернете (как правило, играющий под псевдонимом) может написать вам что-нибудь неприятное. В этом случае нет смысла втягиваться в словесную перепалку; вспомните поговорку «на дураков не обижаются» и найдите себе другого соперника.

Сегодня можно анализировать сыгранные партии с помощью специальных компьютерных программ — так называемых «движков» (например, Stockfish). Этот метод позволяет сэкономить время, но он менее полезен, а чем-то даже вреден, так как приводит к привычке «выключать голову».

Такие программы часто можно бесплатно скачать в интернете. У всех движков есть функция просмотра партии и анализа, когда на экране вам показывают оценку позиции.

Обращайте внимание, прежде всего, на большие перепады в оценке: значит, в этот момент вы или ваш соперник допустили ошибку. 

Коротко. Анализируйте сыгранные партии. Лучше всего — вместе с соперником. Можно делать это и самостоятельно. Старайтесь не полагаться исключительно на компьютерные программы для анализа.

6. Не злоупотребляйте игрой с компьютером

Играть с компьютером, конечно, можно, но только в том случае, если нет иного партнера — например, когда нет возможности выйти в интернет. С точки зрения саморазвития это тупиковый путь: на высоком уровне компьютер всегда будет вас обыгрывать, на низком — зевать фигуры и пешки. Гораздо полезнее и приятнее играть с человеком.

лучших современных игровых шахматных программ, таких как «Стокфиш», «Гудини», «Комодо» и ряда других намного выше, чем даже у чемпионов мира. Гроссмейстеры давно уже не пытаются обыграть компьютер, но используют его как незаменимого помощника для подготовки к поединкам с другими людьми. 

Коротко. Играть с компьютером — довольно бессмысленное занятие с точки зрения развития навыков.

7. Чередуйте игру с решением задач и этюдов

Интересно, приятно и полезно решать красивые шахматные комбинации (встретившиеся в практической игре), а также специально составленные задачи и этюды. На том же Сhess.com много упражнений в свободном доступе; их можно решать и с компьютера, и с телефона.

Еще больше задач предлагается за деньги, если вы приобретете членство, но тут уж решайте сами, платить или не платить. На начальном этапе надо решать как можно больше задач на простую тактику: мат в один-два-три хода, двойные удары, вилки и т. п.

С помощью хорошей подборки заданий можно отрабатывать любые элементы игры на любой стадии шахматной партии, но лучше вначале выслушать совет тренера или просто более опытного шахматиста, над чем конкретно вам следует в первую очередь поработать.

Коротко. В интернете вы без труда найдете множество шахматных этюдов и задач. Это полезное и приятное занятие.

8. Если ваш ребенок интересуется шахматами — отдайте его в секцию

Самый эффективный способ научить ребенка хорошо играть в шахматы — поручить это профессиональным тренерам и педагогам, благо в России огромное количество кружков и секций, где можно заниматься бесплатно либо за весьма умеренную плату. Здесь можно узнать адреса региональных шахматных федераций, а там подскажут, куда вам лучше обратиться.

Очень популярны детско-юношеские шахматы в Москве. Ведущие шахматные школы столицы: имени М. Ботвинника (во Дворце творчества на Воробьевых горах), «Юность Москвы» (в клубе им. Т. Петросяна, ул. Большая Дмитровка, д. 11), «Перово» (в одноименном Дворце творчества), а также школа им. А. Карпова и Русская шахматная школа (по несколько филиалов).

Но начинать можно и в районных кружках и секциях. 

Коротко. В России много хороших шахматных секций. Если ребенку нравятся шахматы, поручите его обучение профессионалам.

Источник: https://meduza.io/feature/2016/12/11/kak-nauchitsya-luchshe-igrat-v-shahmaty

Как можно быстро научиться играть в шахматы

Как побеждать в шахматах секреты. Как выиграть в шахматы начинающему игроку

Слово «шахматы» в переводе с древнеперсидского языка означает «король умер». Регулярно археологи находят свидетельства того, что в них играли по одним и тем же правилам в Америке, Индии, Японии и Китае. Одним из главных достоинств этой игры является развитие интеллектуальных способностей. Зная несколько правил и принципов, можно быстро научиться играть в шахматы.

Основные понятия

На шахматной доске расположено 64 поля (8 ячеек по горизонтали и вертикали), одну половину из которых составляют белые квадратики, а другую — чёрные. Кроме того, на ней есть несколько основных зон и плоскостей:

  • горизонталь;
  • вертикаль;
  • белая и чёрная диагональ;
  • центр (состоит из четырёх полей);
  • большой центр (16 полей).

Во время игры шахматная доска должна располагаться таким образом, чтобы в правом нижнем углу располагалось белое поле. Белые всегда находятся на позиции А1.

Расположение фигур

Второй ряд составляют исключительно пешки. В первом ряду фигуры располагаются следующим образом: две ладьи ставятся по бокам, следом идут кони по обе стороны, затем — два слона (офицера).

Остаётся только два свободных поля, которые должен занять ферзь с королём. Здесь правило будет такое: ферзь ставится на ячейку, соответствующую ему по цвету.

Началу игры обязательно предшествует проверка: оба ферзя должны стоять друг против друга.

Особенности нападений

Ладья ходит и атакует исключительно по вертикали либо горизонтали. Слон перемещается по двум диагоналям, на которых находится. В игре два слона одного игрока не пересекаются.

Ферзь является самой сильной фигурой. Он ходит в любых направлениях: по горизонтали, вертикали, по белым и чёрным диагоналям. Король также ходит по любым ячейкам, но зона атаки у него ограничена девятью полями, то есть он передвигается и атакует только по одному шагу в каждую сторону. Конь ходит буквой Г и может перепрыгивать как через свои фигуры, так и через фигуры соперника.

Существует положение «вилка», когда у коня есть выбор в атаке какой-либо из двух фигур. Пешки ходят только по одному полю, назад передвигаться они не могут.

Но в начале игры у каждой из них есть возможность сделать два шага за один раз. Все фигуры, за исключением пешки, ходят и бьют по одной и той же траектории.

Пешка передвигается прямо и атакует только по диагонали. Назад она ходить не может.

Необычный ход пешкой

У шахматистов есть понятие «взятие пешки на проходе». При этом чёрная пешка находится на поле G6, а белая — на H7, то есть с начала игры ещё не делала никаких перемещений. Она может перепрыгнуть поле H6, которое находится под атакой. Здесь человек, играющий чёрными, вправе пойти на ранее атакуемое поле, забрав позади стоящую пешку на H5. Однако делать это не всегда нужно.

Дебютные принципы

Дебют — это самая первая стадия игры. В него нужно войти хорошо, при этом выполняя основные задачи:

  • грамотно разместить фигуры, чтобы они встали на боевые позиции к середине игры;
  • обеспечить безопасность короля, поскольку он в начале игры довольно уязвим;
  • избегать поспешных ходов ферзём;
  • отдавать приоритет в перемещении коней перед слонами;
  • соединять тяжёлые фигуры;
  • противодействовать планам соперника.

Одним из самых важных принципов, без которого нельзя научиться игре в шахматы, является контроль над центром доски. Любая фигура, находясь здесь, контролирует наибольшее количество полей. Ферзь, пребывая в этой зоне, держит под контролем чуть ли не половину доски и сможет оказать давление в случае появления вражеских фигур. Помимо этого, важно вводить и пешки на эту территорию.

Вторым принципом является развитие фигур, а не солдат. Последние двигаются только для того, чтобы открыть линии. Например, смысл дебюта Е4 лежит в том, чтобы помимо контроля над центром открыть пути для слона и ферзя.

Кроме того, типичной ошибкой является перемещение одной и той же фигуры два раза, если на это нет существенной причины. Конечно, всегда есть свои исключения, но основное правило именно такое.

Если его проигнорировать, то в дальнейшем для игрока создадутся неприятные угрозы со стороны оппонента.

Как играть в шахматы правильно. Как начинать партию в шахматы

Вначале королю необходимо обеспечить должный уровень безопасности. Как правило, это осуществляется с помощью рокировки, поэтому её нужно сделать как можно раньше.

Это можно проиллюстрировать на примере дебюта под названием «Итальянская партия». Игрок после трёх ходов должен освободить два поля между королём и ладьёй (F1 и G1). Таким образом, в следующем ходе он может спокойно рокировать.

Из-за такого манёвра королю вряд ли создадут угрозу в ближайшее время.

Есть два случая, когда рокировку делать нельзя: ранее произведённый ход королём, а также момент, когда был поставлен шах или возникла его угроза.

Третьим принципом является слишком ранее включение ферзя и активное его перемещение. Это связано с тем, что противник может воспользоваться таким поведением для развития своих фигур. Даже если создаются комфортные условия для взятия фигур оппонента, в первую очередь необходимо следовать базовым правилам и производить контроль над центром доски.

Тяжёлыми фигурами являются две ладьи и ферзь. При взаимодействии друг с другом они осуществляют сильную совместную игру, а находясь на одной линии, оказывают себе взаимную защиту.

Стремясь к осуществлению этих принципов, игрок будет встречать сопротивление противника. В то же время необходимо самому наблюдать и предугадывать, какие идеи хочет воплотить соперник, и всячески противодействовать им.

УРОК №1 КАК ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ?

Атака и защита

Обменом называется взаимная атака, когда оба игрока забирают по одной фигуре друг у друга. Здесь также используется понятие ценности, где равноценным обменом считается взаимная потеря одних и тех же фигур. Кроме того, существуют следующие его виды:

  • пешка равна пешке;
  • слон равен коню;
  • конь или слон = трём пешкам;
  • ладья = слону и двум пешкам;
  • ферзь = двум ладьям.

Король бесценен, поэтому его нельзя обменивать. Есть также понятие лёгких и тяжёлых фигур. К первым относятся конь и слон, ко вторым — ферзь и ладья. Обычно в начале партии стараются вводить в игру все лёгкие фигуры.

Шахом называется ситуация, когда король подвергается атаке одной или нескольких фигур противника. Мат — это то же самое, только при этом у короля отсутствуют пути к отступлению.

Шахматная стратегия

Стратегией называется принцип ведения шахматной партии, который охватывает подготовку и осуществление развивающегося плана на позицию соперника. Основными её принципами являются:

  • анализ и оценка позиции;
  • составление дальнейшего плана игры;
  • постоянный расчёт вариантов.

Как быстро победить в шахматах

Кроме того, существуют также другие элементы шахматной стратегии. К ним относятся:

  • создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника;
  • захват открытых или полуоткрытых линий и ключевых полей;
  • создание максимальных трудностей сопернику;
  • овладение пространством (особенно в центре);
  • гармоничное расположение пешек и ослабление их у соперника.

Во время каждой партии следует помнить эти принципы и развивать игру только в соответствии с ними. Это и составляет фундамент любой победы.

Быстрый способ выиграть

Если необдуманно играть с первых ходов, можно очень быстро проиграть партию. Есть так называемый дурацкий мат, с помощью которого можно в рекордные сроки закончить партию. Его можно произвести, если игра происходит с неопытным соперником, который начал заниматься с нуля.

Суть этого мата заключается в следующем: противник в начале игры пошёл пешкой на F3, а затем другой — на G4.

В результате открывается диагональ на короля и ему можно поставить ферзём мат на Н4 (предварительно открыв пути).

Однако надеяться на такое стечение обстоятельств нет смысла, так как это может произойти в редких случаях. Любой более или менее профессионально занимающийся игрок не допустит таких грубых ошибок.

Больше шансов существует поставить человеку «детский мат». Идея его заключается в слабости двух пешек в начале игры. Они находятся на позициях F7 и F2 у каждого из игроков.

Первый ход делается от короля (Е4) для того, чтобы открылся проход для ферзя и слона. Противник в большинстве случаев пойдёт стандартным ходом на Е5.

Здесь будет два варианта атаки: ферзём с поля Н5 на пешку F7 либо по вертикали с поля F3.

Нападать рекомендуется первым способом, потому что со второго хода создаётся уже двойная угроза. Самый слабый ход, который может сделать противник в этой позиции, — походить королём на Е7. В результате можно поставить ферзём мат, переместив его на Е5.

Секреты игры

Во время наступления игроку нужно вводить новые фигуры в атаку, чтобы «поджимать» короля. В начале лучшими и самыми популярными ходами для белых считаются Е4 и D4. После таких дебютов получаются открытые позиции.

Подобное начало игры особенно рекомендуется новичкам, у которых рейтинг меньше 2000. Крепким перворазрядникам и кандидатам в мастера спорта можно стартовать с позиций D4, C4 или конь — F3.

Это так называемые закрытые позиции, в которых более сложно играть.

Некоторые правила

При достижении первой противоположной горизонтали пешка способна превратиться в любую фигуру, кроме короля. Граница, находящаяся на четвёртой и пятой горизонтали, называется демаркационной линией, которая разделяет фланги игроков.

Соответственно, необходимо всегда помнить о следующем: если фигура поставлена за эту линию, то в любой момент она может оказаться под ударом и подвергнуться атаке противника.

При переходе этой границы нужно внимательно смотреть на потенциальные угрозы.

Лучше поздно, чем не научиться. Шахматы

Ловушки ферзевого гамбита

Опасность возникает при ходах игроков на D4, D5 и C4. Если первыми ходили белые, то они теряют пешку на С4. Ошибкой многих новичков является игра по флангу. Такие ходы, как пешка на Н4 и ладья на Н3, являются грубым стратегическим промахом, поскольку в начале партии так ходить нет смысла.

Польза шахмат

Существует несколько основных аргументов в пользу освоения шахмат. Игра развивает логику, память, пространственное мышление, волевые черты характера, а также улучшает когнитивные функции человека. Кроме того, она формирует в ребёнке усидчивость. Многие научные исследования подтвердили, что у детей, которые систематически занимаются, повышается общая успеваемость в школе.

Выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже отмечал в своих работах формирование у детей 6—12 лет навыка осуществления действий в уме. Иными словами, они начинают мысленно прокручивать в голове всевозможные ситуации и их исходы. В этом возрасте формируется интеллектуальный потенциал ребёнка, поэтому очень важно не упустить этот момент. Соответственно, следует научить их шахматной игре.

Частой ошибкой взрослых при обучении детей является самостоятельная расстановка фигур на доске, где уже со стартовых позиций они начинают объяснять, как ходит слон, ферзь и т. д.

Однако правильно будет показывать каждую фигуру по отдельности на пустой доске, чтобы дети лучше усвоили особенности их движения в пространстве и самостоятельно их двигали.

Это будет сложно, но позволит им всё запомнить.

Начинать обучение рекомендуется с ладьи. Если ребёнок довольно взрослый, тогда можно объяснить ему, что она движется по вертикали и горизонтали. Маленькому шахматисту можно сказать простым языком: вперёд, назад, влево и вправо.

Шахматы задействуют оба полушария головного мозга. Во время игры человек зрительно воспринимает доску, вспоминает прошлые ошибки, изученные дебюты и позиции. В это время работает правое полушарие.

Когда же просчитывается стратегия, и анализируются ходы, то задействуется левое полушарие. Игра учит человека анализировать, ведь во время неё просчитывается большое количество информации. Сильные шахматисты способны решать сложные задачи.

Кроме того, шахматы являются отличной профилактикой болезни Альцгеймера.

Как Играть в Шахматы: Подробное Руководство для Новичков

Источник: https://sizozh.ru/kak-mozhno-bystro-nauchitsya-igrat-v-shahmaty

Как выиграть в шахматы начинающему игроку?

Как побеждать в шахматах секреты. Как выиграть в шахматы начинающему игроку

Доброго времени суток, дорогой друг!

Полагаю, на вопрос «Как выиграть в шахматы?», вас вряд ли устроит ответ: «Поставить мат». А посему разберем эту тему чуть подробнее.

В том, что вопрос заголовке статьи не имеет однозначного ответа, за исключением того, который дан выше. Надеюсь, не слишком разочаровал.

Шахматы игра не азартная. В том плане, что они не относятся к азартным играм типа карточных игр или на игровых автоматах.

Причина очень проста. Элемент удачи, везения, —  в шахматах сведен к минимуму. Игра, к примеру,  на автоматах – чисто в расчете на везение.

Игра в покер, —  требует определенного мастерства, однако элемент везения также велик. За счет того, что вы изначально можете получить карты, вероятность выигрыша с которыми 80% против любого соперника (например два туза).

В шахматах все иначе. Это игра с полной информацией. У обоих соперников одинаковый комплект фигур и «скрытые карты». Если начинающий игрок садится за доску против мастера, его шансы «унести ноги» практически равны нулю.

Полагаю, для шахматиста с опытом, пусть даже небольшим, вопрос, поставленный в заголовке статьи, выглядит достаточно наивно. Он знает ответ. Чтобы выиграть, надо:
  1. Хорошо играть в шахматы
  2. Хорошо играть в данной конкретной партии
  3. Хорошо играть в данной конкретной партии против данного конкретного соперника.

Шахматы игра мастерства. И все же ограничиться этим утверждением, — было бы неправильно.

Есть несколько советов, которые можно дать начинающим шахматистам, ставящим перед собой вопрос из заголовка статьи.

Кавалерийский наскок

При таком подходе быстро развиваем фигуры, включая ферзя, и стремимся поставить мат.

Есть достаточно примеров, когда такая стратегия увенчалась успехом очень быстро.

за 3 хода

Мат в 3 хода – своего рода клише. На самом деле этот типовой мат, как видите, — ставится за 4 хода.

Очевидно также, что черные совсем не обязаны получать этот детский мат. Они могут сыграть к примеру, 3…g6  и на 4.Фf3 4… Kf6

за 5 ходов

Нетрудно сделать вывод, что без помощи белых такая картина маслом вряд ли возможна.

за 7 и 9  ходов

3…Кd4 – ход плохой, но в расчете на ошибку. Ловушка, в которую белые со всего маху и угодили.

Королевский гамбит не тот дебют, где позволительно неторопливо ходить пешками.

Кавалерийский наскок дело рискованное. Успех возможен только при совсем неправильной игре соперника или просто «зевках».

Например, широко известный «детский» мат «в три хода», который показан выше. Черные легко могут парировать наскок и получить лучшую игру (см. пример).

Совсем уж «дикий» пример мата в 2 (!) хода и также хорошо известный:

Полагаю, всерьез делать ставку на такой результат партии не приходится. Вероятность подобной игры белых почти нулевая. По крайней мере в моей практике такого не было.

Игра на ловушку

«Ловушечный» стиль сродни кавалерийской атаке, хотя и не столь наивный. В шахматах существует огромное количество ловушек в начале партии. Есть даже книги на эту тему. Только в одной статье я приводил около 30 примеров.

В расчете на ошибку

По большому счету в шахматах два способа одержать победу:

  • Переиграть соперника
  • Воспользоваться ошибкой соперника

В первом случае вы постепенно увеличиваете свое преимущество за счет более сильной игры. И в какой-то момент наступает закономерная развязка. Так сказать, качество переходит в количество.

Во втором, — вы не допускаете грубых ошибок, «держите» позицию, напряжение.  И соперник допускает серьезную ошибку. В партиях начинающих и даже шахматистов среднего уровня это произойдет обязательно.

Вполне рабочая стратегия, которая может привести к неплохим практическим результатам. Важно только одно: не «зевать» самому.

Лекарство от зевков – самоконтроль. Перед тем как сделать ход, смотрим: не зеваю ли я мат, фигуру, пешку…  Даже тогда, когда уже занес руку над доской для хода, не помешает еще раз окинуть взглядом позицию на предмет зевка.

Переиграть соперника

Для этого важно, как минимум, играть «правильно». Следовать определенным принципам. Я перечислю только несколько и коротко, поскольку за каждым из них стоит не один десяток книг, написанных за несколько веков шахматной истории.

В дебюте не следует ходить неколько раз одной и той же фигурой. Для начинающих рекомендуется вначале выводить легкие фигуры.

Слонов на поля с4, b5, d3 f4, g5 e3. Коней к центру (f3 c3). Ладьи ставит на открытые и полуоткрытые центральные вертикали.

  • Контроль над центральными полями

Фигуры и пешки следует группировать ближе к центральным полям. Центр – поля е4,d4, е5, d5. Контроль над центром – ключ к преимуществу.

При первой возможности короля лучше «эвакуировать» с помощью рокировки, дабы обезопасить его в середине игры.

В заключение

Если бы был один – два секрета победы, или универсальная победная схема, — шахматы  давно бы перестали существовать.

В том и прелесть шахмат, что они до сих пор открывают бескрайние просторы для творчества, интеллектуального и личностного развития.

И не стоит пугаться проигрышей. Как говорил Капабланка:

Если вам поставили мат, не расстраивайтесь, у вас впереди ещё сотни проигранных партий )

Вы можете узнать гораздо больше из проигранной игры, чем от выигранной игры. Вы должны проиграть сотни игр, прежде чем стать хорошим игроком.

Отсюда вывод: чтобы научиться выигрывать, вначале нужно научиться проигрывать. Таковы «законы жанра». За одного битого двух небитых дают.

Ну и само собой: Чтобы выигрывать не разово, а на постоянной основе, требуется обучение и практика. Полагаю, это вполне очевидно и развивать сегодня эту тему считаю излишним.

Учитесь шахматам и побеждайте!

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.

Источник: https://chessmatenok.ru/kak-vyigrat-v-shahmaty/

Практические советы по игре в шахматы

Как побеждать в шахматах секреты. Как выиграть в шахматы начинающему игроку

Три основных принципа шахматной партии.

1. Вести анализ и оценку позиции.

2. Составлять план действий.

3. Изыскивать комбинации и непрерывно вести расчет вариантов.

Для повышения мастерства нужно постоянно развивать и укреплять свои способности: решать шахматные задачи, анализировать чужие партии.

Рекомендации по розыгрышу дебюта

1. Главное – вывести с первоначальных мест все свои фигуры и расставить их на лучшие позиции, одновременно препятствуя сделать то же противнику. Следить за гармоничностью расстановки фигур: не делать ходы одной и той же фигурой; не делать много ходов пешками, задерживая вывод фигур; позаботиться о безопасности короля.

Если противник отстал в развитии уже в начале партии, необходимо принять срочные меры, чтобы он и дальше не смог бы закончить вывод своих фигур с первоначальных мест, рокировать короля и т. д. Для этого надо связать противника необходимостью немедленной конкретной борьбы на одном из участков фронта.

Вынужденный бросить туда свои силы, он не успеет закончить развитие фигур и не осуществит рокировку.

2. Проблему центра решать исходя из анализа. Если оценка позиции говорит о необходимости занимать центр пешками, надо занимать, если же пешкам грозит опасность стать слабыми и незащищенными, нужно все тщательно взвесить и, вероятно, предпочесть фигурное давление на центр.

3. Следить за пешечным построением. Пешки назад не ходят, каждое ослабление одной пешки или всего пешечного расположения – это уже до конца партии.

4. Развивая фигуры, борясь за центр, создавая намеченные заранее пешечные построения , ни на минуту нельзя забывать общей идеи варианта. Любой дебютный вариант преследует цель выполнить одну или несколько задач. Наметив задачу, ее надо проводить, руководствуясь ею в проведении планов, подчиняя ей движение пешек и фигур.

Правила Стейница

1. Право атаковать в шахматах имеет сторона, владеющая преимуществом, и должна атаковать, иначе рискует растерять свое преимущество. Атака ведется на самый слабый пункт в позиции неприятеля.

2. Защищающийся должен отражать удары неприятеля, следовать его мысли, угадывать его намерения, но в то же время не упускать случая провести встречный удар, перейти в нужный момент в контратаку. Защита – временное подчинение воле противника. Защищаться труднее, чем атаковать.

3. В равных позициях стороны маневрируют, стремясь изменить равновесие в свою пользу. При правильной игре сторон, равная позиция вновь приводит к равным позициям.

4. Преимущество может состоять из одного большого неделимого преимущества и из ряда мелких преимуществ. Задача ведущего позиционный бой – накапливать мелкие преимущества, стремясь превратить временные преимущества в постоянные.

Постоянные премущества и недостатки: материальный перевес, плохая позиция короля, наличие проходной пешки, слабые пешки, слабые поля, слабость периферии (для белопольного или чернопольного слона), пешечные островки, сильный пешечный центр, преимущество двух слонов, владение открытой вертикалью, владение открытой диагональю, владение горизонталью.

Временные преимущества и недостатки: неудачная позиция одной фигуры, дисгармония в расположении фигур, перевес в развитии, фигурное давление в центре, перевес в пространстве.

Правила при игре с разносторонними рокировками

1. Учесть, что противник почти обязательно бросится штурмовать вашу позицию на другом конце доски. Вопрос стоит: кто кого? Нужно твердо помнить, что успеха достигнет тот, кто первым захватит инициативу и заставит противника перейти к обороне, после чего все его активные действия на другом конце доски станут бессмысленными.

2. Предусмотреть, чтобы противник не опередил вас на другом фланге, не вынудил перейти к обороне. Всегда помнить, в случае потери инициативы, ваш штурм лишь ослабит вашу собственную позицию.

3. До рокировки подготовить штурм двумя-тремя пешечными ходами на той стороне доски, где вы задумали вести наступление. Такие предварительные действия окончательно не выясняют еще вашего плана и ведут к выигрышу драгоценного времени.

4. Во время штурма внимательно следить за флангом, где противник штурмует позицию вашего короля. В случае необходимости, сделать там 1-2 оборонительных хода, чтобы задержать продвижение вражеской армии.

5. Сделать полный расчет пешечного штурма, так как его проведение требует 5-7 ходов для вскрытия вертикалей.

При игре с разносторонними рокировками, путей к отступлению нет – точность расчета становится решающим фактором.

Перед рокировкой следует учесть:

1. Положение собственных штурмующих пешек: как далеко они продвинуты, сдвоены они или изолированы, могут ли без больших потерь двинуться с места, не ослабит ли их продвижение позиции ваших фигур.

2. Положение пешек противника. Всякое выдвинутое положение вражеской пешки дает возможность поскорее за нее “зацепиться” и тем самым вскрыть вертикаль. Поэтому обороняющийся обязан избегать продвижения своих пешек навстречу штурмующим отрядам врага, а атакующий – стараться вынудить такое продвижение.

3. Позицию собственных фигур и фигур противника на пути продвигающихся пешек. Чужие фигуры дают лишние темпы – нападая на фигуры пешками, вы заставляете их ходить; свои отнимают время, затраченное на отвод мешающих фигур. Поэтому перед рокировкой в разные стороны, вы обязаны отвести с пути своих пешек свои же фигуры.

4. Расположение собственных фигур, способность их поддержать штурм, ворваться в образующийся пролом в позиции. Если ваши фигуры расположены вдалеке от того места, где вы штурмуете, то при прорыве не будете иметь достаточно сил для того, чтобы использовать эту выгоду. Перед началом штурма необходимо тщательно обдумать вопрос о возможности подведения резервов к важнейшему участку доски.

Правила при игре с односторонними рокировками

1. Фигурная атака – нападающий концентрирует на королевском фланге наибольшее число своих фигур, подводя в случае нужды резервы, затем добирается до вражеского короля, используя слабые пункты в его резиденции, или захватывает открытые вертикали и диагонали.

2. Пешечный штурм – только, если центр надежно защищен (стабилизирован) и противник полностью лишен возможности провести там контрудар , полезно бывает подключить к атаке пешки.

План игры

План игры в шахматах должен быть всегда. План должен быть максимально приближен к требованиям позиции, исходить из оценки позиции. Прежде чем составлять план, надо решить вопрос, какой план у соперника. В комбинационно-тактических позициях следует заняться расчетом вариантов. В маневренно-стратегических позициях – формулированием общих планов и соображений.

Не перегружать себя непосильными планами. Следует изучать типичные планы. Лучше плохой план, чем вообще играть без плана.

При поиске лучшего хода следует выяснить: выполняет ли этот ход намеченную вами цель, не вносит ли диссонанс в расположение всех фигур, не может ли неприятель использовать слабые стороны этого хода для нанесения опасного встречного контрудара.
Прежде чем атаковать, надо хорошо, удачно расставить свои фигуры, ослабить поля противника.

Перед одинокой пешкой противника удобно ставить коня, слона.

При сильном пешечном центре, надо при возможности продвигать пешки, или атаковать на флангах. Если есть проходная, защищенная пешка и ее нельзя двигать, то надо начинать атаку на другом фланге, отвлечь силы противника от нее.

Никогда не следует делать пешечные ходы на том фланге, где вы слабее.

При клинообразном пешечном построении, надо его подорвать пешками же.

При решении вопроса о правильности жертвы надо учитывать:

1. Корректна ли жертва.

2. Попытаться подтвердить сделанный вывод расчетом главных вариантов, получающихся после жертвы.

3. Перед тем, как сделать ход, необходимо оценить другие, более спокойные пути игры. Может быть они короче и вернее ведут к победе.

4. Характер и стиль партнеров. Кому по стилю выгодна жертва: вам или ему? Если он любит комбинационную игру, а вы – спокойную, стоит воздержаться от жертвы. Если вам достаточно ничьи, зачем рисковать.

Защита

1. Не увлекаться атакой. Уметь вовремя понять, что пришла пора обороняться. Иметь чувство опасности.

2. Обороняясь, создавать максимальное число заслонов на пути вражеских фигур, рассчитывая, что это замедлит темп их наступления и застопорит всю атаку. Затем перехватить инициативу.

2. Обороняясь, стремиться к разменам фигур (особенно активных фигур противника), перевести игру в эндшпиль (ладейный или с разноцветными слонами).

3. При запертом центре, кони сильнее слонов.

4. Если у противника один слон, надо попытаться заставить его передвинуть пешки на клетки цвета слона.

5. Лучший способ обороны – контратака. Главное – найти способ перейти в контратаку и правильно выбрать момент.

6. Лучшее возражение на фланговую атаку – контрудар. Наступление на одном фланге часто без труда отражается противником, особенно если у атакующего нет необходимых пунктов для вторжения фигур. Поэтому надо затеять игру на другом конце доски, отвлекая фигуры между флангами.

Эндшпиль

1. Не спешить: а) выигрываешь время, б) выяснить позицию, повторять ходы, в) усложнять, нагнетать напряжение в позиции с соперником, которому это не нравится.

2. Иметь план, схему конечной позиции.

3. Короля – в центр. Король должен быть активным.

4. Правильно обменять легкие фигуры, выяснив слон дороже или дешевле коня будет в конце игры.

5. При хорошем взаимодействии фигур, при возможности их легко перебрасывать с фланга на фланг, целесообразно вскрывать игру на двух флангах и атаковать одновременно.

6. В ладейных окончаниях, инициатива намного весомее, чем материальное преимущество.

7. Открытые линии имеют ценность в тех случаях, когда на них есть объекты для атаки или когда линия служит коммуникацией для переброски фигур (обычно ладей) к главному участку боя.

Правила обращения с шахматными часами

Наше время – расчет вариантов.

Его время – решение общих проблем, анализ и оценка позиции, составление плана игры.

Источник: http://www.gambiter.ru/chess/item/39-shahmaty-sovety.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.