История граммофона. Граммофон (история изобретения)
Граммофон, коллекционное значение, история шедевра
Граммофон называют «зеркалом времени». Это старинный инструмент, хранящий и передающий интонации прошлого. В звуковую дорожку пластинки уложена не только культура, но и сама жизнь. Звучание граммофона неповторимо. Сквозь ноты мы слышим звуки прошлого. Они отчетливы и возвышенны. Вслушиваясь в эти интонации, можно расслышать самого себя: искреннего, сегодняшнего, настоящего.
История граммофона
В 1877 году Томас Эдисон испытал первое устройство, способное воспроизводить звук — фонограф. На создание машины его вдохновило небольшое происшествие, случившееся с ним во время работы над телефонным аппаратом.
Ученый перебирал телефон с целью его улучшения и за работой начал тихонько напевать. В это время он держал в руке мембрану с иголкой. Металлическая пластина откликнулась на голос, и игла уколола палец изобретателя.
Это натолкнуло его на мысль, что можно записать колебания иглы и затем пустить ее по этому пути.
Ф1: Томас Эдисон 1877 год. Старинный фонограф.
Механизм, сконструированный Томасом Эдисоном, был далек от совершенства. Из-за большого искажения звуки были неразборчивы. На основе фонографа был создан старинный граммофон. Он разрабатывался исключительно для прослушивания музыки.В это время Эмиль Берлинер вдохновился статьей французского ученого Шарля Кро и решил построить свое собственное записывающее устройство. Он провел серьезную работу и в 1887 году запатентовал свое изобретение «граммофон». Эмилю Берлинеру удалось избежать недостатков фонографа. Граммофон воспроизводил звуки громко и отчетливо, а уровень искажения при этом был минимальный.
Ф2: Эмиль Берлинер 1887 год. Модель первого граммофона.
Граммофон, способный качественно воспроизводить звук, стал мировой сенсацией. Начали выпускать носители звуков — старинные грампластинки. Пик популярности граммофона пришелся на 1902 год.
Тогда на прилавках появилась пластинка с десятью песнями Энрико Карузо. Это был популярный в те времена итальянский певец. Антикварная грампластинка принесла успех не только исполнителю, но и самому граммофону. Спрос на старинный аппарат резко возрос.
Исполнители начали выпускать свои музыкальные записи на пластинках.
Эмиль Берлинер считается не только изобретателем старинного граммофона, но и создателем музыкальной индустрии. Он предложил выплачивать гонорары исполнителям за то, что они записывают свои композиции на пластинках.
Граммофон получил массовое признание. Стали выпускать недорогие модели для регулярного использования, роскошные аппараты для зажиточных людей. Самые дорогие модели изготавливались из драгоценных материалов: красного дерева, серебра, золота. Сейчас этот антиквариат находится в частных коллекциях.
Эволюция устройства граммофона
Фонограф Томаса Эдисона считается прообразом современного граммофона. Это было громоздкое устройство с цилиндрическим оловянным валиком и трубой, которая усиливала звуковые волны.
В том месте, где труба сужалась, была прикреплена мембрана с иглой. Острие прочерчивало на валике борозды. След зависел от колебаний, которые воздействовали на механизм.
Цилиндр сообщался с ручкой, которая проворачивалась и задавала движение.
: Старинный фонограф Томаса Эдисона.
Чувствительность аппарата была очень низкой, и Эдисон начал работать над его усовершенствованием. Олово было заменено на воск, который лучше улавливал и передавал вибрации. Это также позволило делать новые записи, просто разровняв воск. Были изменены основные механизмы устройства: игла и мембрана. Длительность звучания была доведена до трех минут.Чтобы сгладить неравномерность вращения ручки, был установлен маховик. Затем вращение было заменено действием пружин. В дальнейшем аппарат стал работать за счет электрического тока.
Шарль Кро, вдохновивший Эмиля Берлинера, в 1877 году опубликовал статью о палеофоне. Это устройство походило на фонограф. Сам ученые назвал его «голосом прошлого». В отличие от фонографа, игла в палеофоне перемещалась горизонтально по поверхности стеклянного диска, покрытого сажей.
У Эдисона игла чертила линии вертикально. Когда комбинация звуков была записана, дорожка переносилась на пластину из хрома. Она отличалась большой светочувствительностью. Когда пластинка вращается, игла и мембрана соприкасаются, в результате чего воспроизводится мелодия.
Проект Кро не получил финансовой поддержки и остался на бумаге.
: Антикварный граммофон Эмиля Берлинера.
Эмиль Берлинер усовершенствовал не только само устройство, но и пластинки для записи. Фотохимический способ призводства он заменил методом травления кислотой.
Такое воздействие на цинковую пластинку увеличило скорость выпуска записей, а также позволило увеличить громкость звучания. Производство встало на поток, когда ученый разработал процесс штамповки.
В качестве материала для изготовления пластинок к граммофону стал использоваться эбонит, вскоре его заменили шеллаком.
Усовершенствованная конструкция и методы производства сделали граммофон популярным во всех странах. На территории Европы и Америки стали открываться фабрики, производившие музыкальные аппараты. Каждый предприниматель стремился уникализировать свой товар, и захватить рынок. Так во Франции был разработан миниатюрный граммофон, который получил название патефон.
В 60-е годы пластинки стали производить из винила. Время звучания старинного граммофона возросло до 40 минут. Запись делалась с двух сторон грампластинки. Суммарный объем мелодий составлял 80 минут. Качество звука улучшилось за счет ламповых усилителей. Антикварные модели были усовершенствованы звукоснимателями и электропроигрывателями.Эра граммофонов быстро подошла к концу. На смену тяжеловесным машинам пришли компактные магнитофоны с кассетами, плееры.
Использование граммофона в быту
Создатели записывающего устройства Эдисон и Берлинер предполагали, что граммофон будут использовать в медицинской практике, для стенографии судебных процессов, в музыкальной сфере, а также для лингвистических целей. В результате все получилось не совсем так, как прогнозировали ученые. Граммофон получил такое применение, о котором при его создании нельзя было и подумать.
- Микрофонография — микроскопия звука. Устройство позволяет раскрыть способности к речи у глухих и глухонемых, благодаря передаче вибраций.
- Законодательная область. С помощью прибора фиксируют доказательства, показания участников дела.
- Изучение живой природы: пения птиц, языка животных.
- Фольклор — запись народных песен, стихов, описаний обрядов.
- Изготовление говорящих кукол.
- Медицина — фиксация изменений произведших в головном мозге после пережитых заболеваний. Прибор улавливает мозговые волны и передает их в упорядоченном виде.
Роль граммофона в истории
Первые старинные граммофоны были далеки от совершенства. У них не регулировалась громкость, а для извлечения звука нужно было постоянно крутить ручку. В народе такой антиквариат назвали кофемолками и яицевзбивалками. Ручку нужно было вертеть с определенной скоростью — 70 оборотов в минуту. Если человек сбивался или замедлялся — граммофон замолкал.
С появлением пружинного механизма, процесс прослушивания музыки стал более приятным. Чтобы запустить антикварный граммофон, нужно было накрутить пружину и слушать. Завода хватало на две минуты непрерывного прослушивания.
Сто лет назад в России граммофон стоил как три коровы. Для простых людей это были большие деньги. Однако наши прабабушки и прадедушки не стояли перед выбором — они шли и покупали граммофоны.
Они хотели слушать музыку: Карузо, Шаляпина, Собинова. В деревне мало кто мог позволить себе такуой предмет. Поэтому если кто-то покупал граммофон, то он становился достоянием всей деревни.
Люди собирались на праздники и танцевали под звуки антикварных музыкальных пластинок.
Для богатых людей изготавливались граммофоны из дорогих материалов. Одним из таких дорогих инструментов была «волшебная тумбочка». Предмет выглядел обычная тумба для интерьера. Однако внутри находился граммофон со струнным резонатором. Амплитуда была рассчитана так, что выходя, звук увеличивал свою громкость и чистоту. Это был своеобразный музыкальный центр прошлого века.
: Старинный граммофон в дворянском интерьере.
В 1902 году в Риге открылась первая российская фабрика, где производились граммофоны. Спрос на предметы был большим. В дворянской среде иметь антикварное музыкальное устройство стало обязательным. Его использовали не только для прослушивания музыки, но и в качестве предмета интерьера.
Даже сейчас старинные граммофоны представляют значительный коллекционный интерес. Они передают дух эпохи, и являются шедевром научной мысли своего времени. Их звучание переполнено атмосферой времен: в нем прошлое соединяется с будущим, переплетаясь нотами в настоящем.
Известные мастера граммофонов и торговые марки
В России граммофон сразу же обрел популярность. На рынок поставлялись предметы зарубежных производителей. Позднее открылось отечественное производство.
«Граммофон Берлинер»
Старинный граммофон фирмы «Граммофон Берлинер».
После того как Эмиль Берлинер запатентовал свое изобретение, начали активно открываться фабрики, которые производили и продавали граммофоны. Первой фирмой, которая пришла на российский рынок, была компания самого изобретателя. Она называлась «Граммофон Берлинер».
Эмблемой предприятия была собака. Но в России ее изменили на «Пишущего амура». Это было связано с ассоциацией, которая могла возникнуть у русских людей — «лает как собака».
Такое отношение могло подорвать продажи граммофонов, и фабричную марку заменили на более нейтральную.
«Интернациональ Зонофон»
: Антикварная пластинка компании «Интернациональ Зонофон».
Почти одновременно с компанией Берлинера начала свою деятельность фирма «Интернациональ Зонофон». Производство специализировалось на изготовлении пластинок для граммофона.
Выпускались записи оперной музыки, арии и дуэты из произведений мировой классики, в том числе и русской. Две фирмы существовали вместе вплоть до 1903 года.
Тогда компания «Граммофон» выкупила фабрику и продолжила работу под своей торговой маркой.
«Братья Пате»
: Магазин граммофонов братьев Пате.
В 1901 году на Невском проспекте появился новый магазин антикварных граммофонов. Его открыла фирма «Братья Пате», поставляющая товары из Франции.
Позднее братья принесли в Россию кино. Первый кинотеатр открылся во Владикавказе в 1907 году.
Фабрика Ребикова
: Фабрика граммофонов Ребикова.
В 1902-м году инженер Василий Иванович Ребиков при поддержке зарубежных представителей основал фабрику. Здание построили в Санкт-Петербурге. Наладили выпуск граммофонов и грампластинок. Оборот компании составил 10 тысяч пластинок в год. В репертуар входили в основном русские исполнители: оркестры, хоры, сольные исполнения.
В те годы в Петербурге действовало еще несколько фирм: «Телефункен», «Коламбиа», «Голос хозяина», «Decca».
Редкие модели граммофонов
Особенно ценными сейчас считаются антикварные граммофоны, выпущенные с 1876 по 1980 год. Раритетные модели редко встречаются на аукционах и в антикварных магазинах. Коллекционеры покупают их для частных и музейных коллекций.
: Антикварный граммофон с цветным раструбом.
Среди редких старинных граммофонов можно назвать оригинальный фонограф Эдисона, музыкальный инструмент Берлинера, патефон братьев Пате. Популярностью пользуются граммофоны, изготовленные российской «Фабрикой Ребикова». Ценители антиквариата уверены, что это лучшие предметы ХХ века. Тогда выпускались разные граммофоны: с цветными, алюминиевыми, деревянными раструбами.
: Старинный граммофон с деревянной трубой.
Сейчас старинные граммофоны используются для создания интерьера. Антикварный аппарат хорошо вписывается в классическую и современную обстановку. Часто на нем делают яркий акцент. Граммофон символизирует связь ушедшей и грядущей эпохи.
: Антикварный граммофон Берлинер.
Чтобы добавить красоты своему дому, нужно подобрать граммофон, купить его и грамотно расположить в интерьере. В нашем антикварном магазине большой выбор старинных музыкальных предметов и другого антиквариата.
Советуем прочитать полезную статью о патефоне.
Патефон – коллекционное значение, история антиквариата>>>
Источник: https://antikzone.ru/grammophon-istoriya-shedevra
История грамзаписи — неизвестное о пластинках | Вещи и изобретения | Багира
Мысль «законсервировать» звук, искусственно воспроизвести речь и музыку, возникла очень давно. Пожалуй, точно сказать, когда это произошло, невозможно. Но не будем забираться далеко в прошлое. Поговорим об изобретениях, которые действительно положили начало звукозаписи. Начнём с фонографа знаменитого американского изобретателя Томаса Алвы Эдисона.
Счастливый случай
Свой звукозаписывающий аппарат Эдисон изобрёл, как он сам об этом писал, по счастливой случайности. Напомним, как это произошло. Однажды, работая над улучшением телефона, он принялся напевать над телефонной мембраной, к которой была припаяна игла. От звука пения игла заколебалась вместе с мембраной и уколола палец изобретателя.
И вдруг Эдисон подумал: «А что, если записать колебания мембраны, а затем провести иглой по этой волнистой бороздке? Не возникнет ли в результате записанный звук?». Опыты подтвердили, что это возможно. Правда, звук получался очень слабый.
«Тогда я решил построить прибор, который работал бы более отчётливо, и дал указание моим помощникам, рассказав, что я придумал, — вспоминал Эдисон. — Вот и вся история: не уколи я палец — не изобрёл бы фонографа». Произошло это 6 декабря 1877 года.
В аппарате Эдисона звук записывался на покрытом оловянной фольгой восковом валике, пустотелом цилиндре диаметром около пяти сантиметров и длиной сантиметров двенадцать. Фонограф вызвал в Америке небывалый интерес. Тысячи людей устремились в селение Менло-Парк, где находилась лаборатория Эдисона.Все желали увидеть и услышать чудомаши ну… 11 марта 1878 года фонограф был продемонстрирован в Париже на особом заседании французской Академии наук. «Лица присутствовавших выражали восторг и удивление, — писали журналисты по поводу этой демонстрации.
— Все двинулись к дивной машине и начали осаждать её множеством фраз, которые она повторяла совершенно отчётливо».
Гадкий утёнок
Эдисон быстро наладил производство фонографов, и его звукозаписывающий аппарат начал своё триумфальное шествие по миру. На восковых валиках были записаны голоса многих знаменитых людей. — Я изобрёл немало машин, — сказал как-то Томас Эдисон. — Но это, — он с нежностью положил руку на фонограф, — самое последнее моё дитя.
Надеюсь, что оно вырастет и будет мне поддержкой в старости. Увы, надежды великого изобретателя не оправдались. Успех фонографа оказался не слишком продолжительным. Около десяти лет спустя появился грозный соперник фонографа, звукозаписывающий аппарат, названный граммофоном. Сначала новый аппарат показался многим «гадким утёнком — без каких-либо перспектив.
Особенно скептически по отношению к граммофону был настроен Эдисон. Он решительно заявил: — У этой машины нет никакого будущего. Тогда ещё не очень были заметны недостатки фонографа: его тихий звук (требовалось пользоваться специальными слуховыми трубками, чтобы прослушивать запись) и сложность в тиражировании валиков.
Эти изъяны стали отчётливо видны в сравнении с граммофоном.
Создателем нового звукозаписывающего аппарата был мало кому известный тогда Эмиль Берлинер. Он предложил другой способ записи звука: отказавшись от воскового валика, заменил его плоским диском. Идея была не новой.
Незадолго до изобретения фонографа французский поэт, изобретатель и учёный Шарль Кро предложил наносить звуковые канавки на диск. Осуществить эту идею на практике ему не удалось. И пальма первенства досталась Эмилю Берлинеру.
Эмигрант из Германии
Изобретатель граммофона Эмиль Берлинер родился в немецком городе Ганновер в семье скромного торговца. Хорошего образования он не получил. Унаследовать торговое дело своего отца не захотел. В поисках счастья Эмиль уехал за океан, в США.
Ему удалось устроиться техником в телефонную компанию Белла (изобретателя телефона), где и проявился его изобретательский талант. Берлинер сделал в телефоне важное усовершенствование, усиливающее звук речи, и, хорошо заработав на этом, открыл в Вашингтоне собственную лабораторию. Но самым выдающимся его изобретением стал граммофон.
8 ноября 1887 года Берлинер запатентовал свой звукозаписывающий аппарат. Оказалось, что запись на диске звучит гораздо громче, чем на валике фонографа. Кроме того, печатать диски было несравненно проще, чем тиражировать валики. Обращаться с дисками, хранить их тоже было гораздо удобнее.
Как и все изобретения, граммофон достиг совершенства не сразу. И ему пришлось переболеть многими «детскими болезнями». Первые граммофоны не имели заводной пружины. Пластинка приводилась во вращение вручную с помощью специальной рукоятки.При этом требовалось соблюдать скорость — 70 оборотов в минуту, иначе голос певицы или певца изменялся до неузнаваемости.
Берлинер детально разработал технику записи колебаний мембраны, записи на диске в виде множества спиральных бороздок — звуковых следов, а также способ массового тиражирования граммофонных дисков с использованием гальванопластики.
Первые пластинки он изготавливал из цинка. Но у цинковых пластинок выявились серьёзные недостатки. Во-первых, при проигрывании они слишком шумели, а во-вторых, быстро изнашивались. Для пластинок требовался какой-то другой материал.
Граммофон взрослеет
Берлинер нашёл его случайно, увидев пуговицы на пальто в витрине магазина. Они были сделаны из шеллака — разновидности твёрдой смолы. Шеллак оказался замечательной находкой.
Не случайно он служил материалом для изготовления граммофонных пластинок в течение полувека! Сначала пластинки были совсем небольшими по размеру — около шести сантиметров в диаметре. Понятно, и звучали они недолго, минуту с небольшим.
Берлинер решил увеличить диаметр диска вдвое, а потом и втрое, тем самым продлив звучание до двух с половиной минут. Долгое время запись звука производилась лишь на одной стороне пластинки. Вторая оставалась свободной. На неё наклеивались этикетка с названием пластинки, текст, а иногда и ноты.
Лишь в 1903 году догадались использовать для записи и вторую сторону диска. Как ни странно, это вызвало немалые сомнения. Казалось, что успех двухсторонней пластинки будет меньше, поскольку, мол, трудно подобрать пару одинаково привлекательных музыкальных пьес. И ещё одна любопытная деталь.
Первые диски крепились в граммофоне при помощи двух штифтов. Думали, что иначе пластинка будет проворачиваться. Соответственно, она имела в середине два отверстия, а не одно, как стало позже. В России граммофон появился осенью 1897 года в петербургском Пассаже на Невском проспекте, где было открыто специальное ателье.
И, как писала столичная газета, послушать необыкновенный аппарат «собирались несметные толпы народа».
Предприимчивый Берлинер организовал компании по производству граммофонов в Вашингтоне и Филадельфии. Братья изобретателя открыли граммофонные фабрики в Германии, в том числе в его родном Ганновере. Появилась подобная фабрика и в Лондоне.
Зонофон, триплофон и другие
В России первая граммофонная фабрика начала работать в 1902 году в Риге. Год спустя начало производство граммофонов «Товарищество Ребиков и К°» в Петербурге. А в Москве открыла свою фабрику знаменитая французская фирма «Братья Пате». Граммофонные фирмы росли по всему миру как грибы после дождя.
Только в одной Германии в начале прошлого века их насчитывалось более сотни. Каждая фирма пыталась создать что-то оригинальное, со своим названием. Так появились зонофоны, триплофоны, флорафоны, оксетофоны.
Для привлечения покупателей выпускались аппараты самой необычной формы: в виде домиков, кувшинов, бочонков, автомобилей и даже животных. Дорогие граммофоны имели рупор из чистого серебра.
Одна фирма изготавливала граммофоны в виде цветочной вазы с высоким декоративным растением, большие листья которого заменяли рупор, резонируя звук. Записи на пластинках в России были разные: лёгкий жанр и серьёзная музыка.Записи звёзд эстрады того времени Вари Паниной, Анастасии Вяльцевой, Надежды Плевицкой выпускались огромными тиражами. О том, какую популярность приобрёл граммофон в России, говорят цифры. В 1913 году было выпущено 18 миллионов пластинок. К этому нужно добавить около 6 миллионов, завезённых из-за рубежа.
Итого 24 миллиона! Постепенно граммофон становился скромнее по внешнему виду, а значит, и доступнее.
Исчез его громоздкий рупор, спрятавшись в корпусе аппарата, похожем на небольшой чемоданчик. Исчезло название «граммофон», появилось другое — «патефон». С этим названием граммофон жил ещё долгие годы, пока на смену ему не пришли проигрыватели, радиолы и магнитофоны.
Журнал: Тайны 20-го века №36, сентябрь 2012 года Рубрика: История техники
Геннадий Черненко
Tags Тайны 20 века звук музыка речь Эдисон грамзапись запись звукозапись граммофон патефон Невский проспект
Источник: https://www.bagira.guru/inventions/istoriya-gramzapisi-neizvestnoe-o-plastinkakh.html
Граммофон Берлинера
Изобретение телефона и предшествующие этому опыты по изучению звука показали возможность записывать, сохранять и воспроизводить звуковую информацию. Попытки создать звукозаписывающий аппарат велись с середины XIX в. В 1887 г. Эмиль Берлинер изобрёл лучший способ звукозаписи и аппарат для её воспроизведения — граммофон.
Эмиль Берлинер
Звуковой автограф
Понимание того, что звук — это механические колебания, породило идею фиксирования этих колебаний. В 1857 г. французский изобретатель Э.Л.
Скотт де Мартенвиль придумал способ графической записи звуковых волн с помощью изобретённого им прибора — фоноавтографа (от греч. «фон» — звук, «автос» — сам, «графо» — пишу).
Он состоял из конуса-рупора с чувствительной мембраной, на которой была закреплена игла, и вращаемого вручную закопчённого стеклянного цилиндра.
Мембрана фоноавтографа, колеблясь под воздействием звуковых волн, передавала колебания игле, прочерчивающей спиральные метки на копоти вращающегося цилиндра. Скотт де Мартенвиль не предложил способа воспроизводить запись, и фоноавтограф не нашёл практического применения. Но его идея легла в основу всех дальнейших разработок в области звукозаписи.
Фоноавтограф. 1857 г.
«Говорящие цилиндры»
В 1877 I. Француз Шарль Кро покдал в парижскую Академию наук проект звукозаписывающего аппарата палеофона («звук из прошлого», от греч. «палайос» — древний, (567 «фон» — звук).
Кро развил замысел де Мартенвиля, предложив фотохимическим способом засвечивать рисунок, сделанный иглой на закопчённом стекле, и, протравливая бороздки на металлической пластине (как это делал Ж. Ньепс для гелиографии), считывать с неё звуки.
Такие долговечные пластины позволяли бы тиражировать записи. Но предложение Кро не нашло поддержки, и палеофон так и не был создан.
В 2008 г. в парижском архиве нашли стеклянный цилиндр со звуковой дорожкой, сделанной Скоттом де Мартенвилем в 1860 г. С рисунка на закопчённом стекле фотохимическим способом была сделана пластина, с которой удалось воспроизвести голос полуторавековой давности — сам де Мартенвиль напевал фрагмент старой французской песенки. Успешнее сложилась судьба фонографа, созданного в том же 1877 г. Т. Эдисоном.
Фонограф записывал звуки иглой, которая, следуя колебаниям мембраны, продавливала на обёрнутой вокруг цилиндра фольге бороздки переменной глубины (впоследствии фольгу сменило покрытие цилиндра воском).
С помощью фонографа можно было также прослушать полученную запись. Несмотря на низкое качество звукозаписи и недолговечность бороздок в фольге и воске, фонографы получили довольно широкое распространение.
Устройство фонографа Эдисона. 1877 г.Звукозапись: Рукояткой (1) вручную вращали ось с винтовой резьбой (2), по которой в горизонтальном направлении (как гайка по винту) перемещался покрытый фольгой (или воском) цилиндр (3), одновременно вращающийся и вокруг своей оси.
Звук поступал в звуковую коробку (4) и колебал в ней мембрану (5), приводившую в движение прикреплённую к ней иглу (6). Игла выдавливала в фольге спиральную бороздку переменной глубины (7).
Звуковоспроизведение: Цилиндр с записью (8) вращался, игла (9) шла по бороздке, «считывая» её рельеф, и в соответствии с неровностями звуковой дорожки колебала мембрану (10), которая и воспроизводила звуки.
Граммофон и пластинка
В 1887 г. работавший в США молодой немецкий инженер Эмиль Берлинер смастерил прибор по описанию Кро. Но вместо стекла он использовал прозрачную плёнку, покрытую смесью мастики и сажи и обёрнутую вокруг вращающегося цилиндра.
Процарапав иглой на саже звуковую дорожку, он снял плёнку с цилиндра и рисунок с неё скопировал фотохимическим способом на цинковую пластину.
С плоской металлической пластины он воспроизвёл звук устройством, которое назвал граммофоном (от грен. «грамма» — пишу, «фон» — звук).
Фонограф Эдисона. 1898 г.
Дешевле, проще и лучше
Продолжив работу над усовершенствованием граммофона, Берлинер заменил цилиндр на плоскую металлическую пластину, покрытую воском. Протравливая процарапанную в воске дорожку, получали выраженный рельеф, читающийся лучше, чем после светокопирования.
С пластин, как с матриц, прессовали пластинки из эбонита (продукта вулканизации каучука) и другого природного полимера — шеллака. С одной матрицы получалось до 500 качественных пластинок.
Дешёвые, компактные, долговечные (хотя и хрупкие) пластинки Берлинера быстро вытеснили восковые цилиндры Эдисона, и фонограф ушёл в прошлое, уступив место лучше звучащему граммофону.
К 1896 г. механик Э.Р. Джонсон по заказу Берлинера разработал для граммофонов пружинный двигатель, заменивший неравномерное ручное вращение.
Граммофон Берлинера. 1887 г. Звукозапись. Рукояткой (1) вручную вращали ось цилиндра (2) с покрытой сажей плёнкой (3). Мембрана (4), установленная в вертикальной плоскости, колебалась под напором звуковых волн и колебала прикреплённую к ней иглу (5), прочерчивавшую соответствующую этим колебаниям волновую линию на саже (6).
Фотохимическое копирование и воспроизведение. Снятая с цилиндра плёнка (7) накладывалась на металлическую пластину, покрытую светочувствительным материалом, который под воздействием света разрушался в очищенных от сажи местах.
Незащищённые места металла протравливались — получалась пластина с бороздкой звуковой дорожки, которую накладывали на цилиндр для воспроизведения звука.
Развитие идеи
В 1913 г. появился патефон — портативный вариант граммофона в переносном чемоданчике с компактным мембранным излучателем звука вместо громоздкого рупора. В 1930-х гг. появился электрофон (проигрыватель), преобразующий механические колебания иглы в электрические колебания, которые, проходя через усилитель, электроакустической системой воспроизводились как звуки.
В 1895 г. изобрели телеграфон — прибор, преобразующий звуковые волны в электромагнитные колебания, записывающиеся на медной проволоке.
Большие катушечные магнитофоны, записывающие звуки на проволоку или на магнитную ленту, с начала 1930-х гг. использовались военными и разведчиками. С середины 1930-х гг.
магнитофоны стали выпускаться для бытового использования.
В начале 1960-х гг. на смену катушкам начали приходить компактные кассеты. С конца XX в. кассетные магнитофоны стали уступать место цифровым носителям звука.Патефон. 1930-е гг.
ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/izobreteniya_i_tehnika/grammofon_berlinera.html
Патефон – это… Определение, особенности, история и производство
Некоторые утонченные ценители музыки предпочитают CD-дискам виниловые пластинки. Почему? Этот вопрос нужно задавать непосредственно музыкальному гурману. А вот устройства для проигрывания этих самых пластинок крайне занимательны. Про граммофоны, наверное, слышал каждый, но слово “патефон” у многих вызывает негодование и абсолютное непонимание. Патефон – это что такое?
Что такое патефон?
Человек, говорящий о патефоне, обычно так обозначает портативную версию граммофона, которая получила свое название благодаря французской фирме «Патэ».
Именно она в советские времена импортировала эти устройства на территорию Страны Советов. Аппарат существовал для того, чтобы проигрывать виниловые пластинки.
Мобильность этой версии проигрывателя обеспечивало то, что он был скомпонован как чемодан с ручкой, позволяющей переносить его без особого труда.
История патефона
Согласно историческим источникам, автоматизировать проигрывание музыки пытались ещё в XI-м веке в древней Персии – был орган, работающий за счет гидравлической силы, изобретенный учеными-братьями Бану Муса. Спустя какое-то время эти же братья изобрели механическую флейту, способную издавать звуки без участия музыканта. Достоверные описания механизма этого изобретения не дошли до наших дней.
С тех пор было немало попыток создать такое устройство, которое способно издавать звуки без особой помощи человеческой руки. Наиболее удачной стала попытка Томаса Эдисона: в 1877 году был изобретён фонограф. Это был совершенно неидеальный аппарат, дающий звук плохого качества, а пластина, на которую он записывался, была недолговечной.
Звук записывался на восковой валик тонкой металлический иглой, что никак не могло обеспечить хорошее качество воспроизведения. Несмотря на все эти недостатки, это было настоящим прорывом. С тех пор появлялось огромное количество различных конфигураций фонографа, которые успешно использовались вплоть до тридцатых годов двадцатого века.
Первые граммофоны были массивными и непрактичными. Ввиду отсутствия регулятора громкости прослушивание музыки в небольших помещениях было даже опасно ввиду большой громкости воспроизводимого звука.
Самый первый патефон появился в 1907 году благодаря одному служащему фабрики «Патэ», который предложил рупор граммофона перенести внутрь корпуса, что обеспечивало малогабаритность. В массовое производство портативные граммофоны пустила фирма DEKKA в 1913 году.
Слово «патефон» на территории Советского Союза употребляется неправильно.
Часто можно услышать, что патефон – переносная версия граммофона, но основная проблема этого утверждения заключается в том, что у этих устройств разный принцип работы.
Говоря о том, о чем обычно думают люди при слове «патефон», мы действительно говорим о портативном граммофоне. Принцип работы был взят у граммофона, а внешний облик – у устройства, чьё название было заимствовано.
Крупные заводы, производившие это устройство на территории СССР:
- «Молот» – в Вятских полянах.
- Московский патефонный завод.
- Ленинградский патефонный завод
- Ленинградский завод «Грампласттреста».
- Коломенский патефонный завод.
Со временем патефоны и граммофоны начали вытесняться более современными электрофонами.
Устройство патефона
Внутри патефона находится механизм с пружиной, отвечающий за вращение подложки для пластинок. Звукоусилителем выступал раструб, скрытый внутри корпуса. Звукосниматель состоял из мембраны, вибрации которой передавали звук, и иглы.
Мембрана и была проводником звука в раструб. Звук выходит из отверстия под металлической головкой звукоснимателя.
Двигатель обладал центробежным регулятором скорости; одного завода хватало на проигрывание одной стороны пластинки, реже – двух сторон.
Как правильно пользоваться патефоном?
Важно понимать, что граммофон и патефон – не одно и то же, поэтому невозможно проиграть патефонную пластинку на граммофоне, как и наоборот.
Пластинки нужно всегда протирать от пыли, потому что пыль мешает чистому звучанию пластинок.
Также рекомендуется заменять иголку после каждого прослушивания, потому что тупая игла может оставлять царапины на пластинке, что неизбежно приводит к «треску», по которому можно узнать виниловую запись.
Иголку ни в коем случае нельзя устанавливать перпендикулярно пластинке – ценители считают, что эталонным будет отклонение в 45-50 градусов, но это зависит исключительно от модели проигрывателя.Не лишним является плавность хода тонарма – если в сложенном виде его подтолкнуть, он должен поддаться и переместиться.
Вес тонарма тоже играет роль в воспроизведении, ведь слишком тяжёлый элемент может обеспечить усиленное давление на пластинку, что исказит истинное звучание.
Так похожи, но такое разные
Люди часто не могут сходу сказать, чем отличаются патефон от граммофона. Основное отличие заключается в методе проигрывания пластинок. Пластинки для граммофона играют от края к центру, тогда как пластинки патефонные – наоборот – от центра к краю. Также имеются отличия в методе записи непосредственно пластинок.
Средняя цена патефона
Сколько стоит патефон – это вопрос спорный. В настоящее время средняя цена может варьироваться в зависимости от ряда всевозможных факторов: страны-производителя, года выпуска, состояния.
Интернет-магазины, специализирующиеся на этих музыкальных проигрывателях, могут значительно завышать цены, и можно неплохо сэкономить, если покупать подобные старинные раритеты на платформах, предлагающих объявления непосредственно от живых продавцов, с которыми к тому же можно договориться о скидке.
Покупка старого патефона со всеми комплектующими может очень ударить по бюджету среднестатистического гражданина. Средняя цена за устройство составляет двадцать тысяч рублей, на такую же сумму можно набрать разнообразных музыкальных пластинок.
Если вы хотите продать аппарат, то сколько стоит патефон, будет зависеть только от вас, состояния патефона и наличия платёжеспособного покупателя, жаждущего приобрести устройство именно у вас.
Под него мы плакали, любили и плясали..
В СССР патефон был неотъемлемой частью различных мероприятий: популярны были танцы под музыку, проигрываемую патефоном.
Это был незаменимый атрибут в каждом доме, который выставляли на видном месте на всеобщее обозрение. Про этот аппарат существует огромное количество стихов, песен и книг.
На ум приходит рассказ “Как патефон петуха от смерти спас”. В каждом произведении он занимает особую роль.
Патефон – это устройство, которое повсеместно использовалось в начале двадцатого века, а теперь вызывает трепет у старьёвщиков. И несмотря на то что время идет, техника устаревает, представители старшего поколения будут вспоминать с особой любовью те времена, когда в местном доме культуры они заводили пластинку, танцевали, влюблялись и развлекались под звуки музыки патефона.
Источник: https://FB.ru/article/321546/patefon---eto-opredelenie-osobennosti-istoriya-i-proizvodstvo
Старый патефон: история и особенности – Природные Сокровища
Послы византийского императора Константина VII Багрянородного, прибывшие в Багдад, были поражены.
Во дворце халифа стояло гигантское сказочное дерево, ствол и ветви которого были выполнены из серебра, листья из золота, а в кроне деревьев сидели птицы из драгоценных металлов и камней.
Причем больше всего изумляло то, что птицы эти щебетали на все лады как настоящие! Это было тысячу лет назад. Но попытки воспроизвести человеческую речь, музыку наши далекие предки предпринимали, наверное, с тех пор, как начали задумываться над мудреным вопросом: что такое эхо?
Когда начался расцвет механики, искусные мастера создали много диковинок, например механического писца.
Посадили его за стол, завели, и тот начал писать! Обмакивал ручку в чернила, стряхивал с пера, выводил на бумаге буквы и слова, да еще и следил за написанным глазами. И конечно, среди таких игрушек было много музыкальных.
Перед самым обычным для эпохи музыкальным инструментом помещали машину, выполненную в виде человека и одетую по последней моде. Но ведь главное в самоиграющем инструменте — музыка, и не всегда ради нее стоит изготавливать сложного и дорогого робота-музыканта, да еще в натуральную величину. Когда мастера поняли эту истину, они стали конструировать роботов, не похожих на человека.
Так почти 300 лет назад в Италии появился музыкальный инструмент для тех, кто… не умеет играть. Нужно только покрутить ручку. Чаще всего звучала популярная тогда мелодия «Прелестная Катарина», по-французски «Шарман Катрин». От названия этой песенки и произошло название инструмента — шарманка. Но она, как и всевозможные музыкальные автоматы, механические пианино, воспроизводила одну мелодию.А вокруг раздавалось столько чудесных и разных звуков. Как их сохранить?
Фонограф. Конец XIX в.
Сегодня даже маленького ребенка не удивляет, что любимую сказку «рассказывает» маленький черный диск.
Но сколько лет люди мечтали об этом? «Звук не исчезает бесследно, его можно как-то сохранить» — такое предположение высказал в 1589 году физик Порта.
В 1807 году другому физику — Юнгу впервые удалось положить на закопченную бумагу след звучащего камертона.
Фонограф «Говорящая кукла». Конец XIX в.
Прошло еще полвека — французский наборщик Скотт создает «звукоавтограф». Этот аппарат мог запечатлеть на чувствительном слое вращаемого валика «характер» любого звука.
И вот наконец настал памятный 1877 год — знаменитый американский изобретатель Т. Эдисон придумал прибор, который назвал фонографом.
Вот как он сам вспоминал об этом: «Однажды, когда я работал над улучшением телефона, я как-то запел над диафрагмой телефона (тоненькой стальной пластинкой), к которой была припаяна игла. Благодаря дрожанию пластинки игла уколола мне палец, что заставило меня задуматься.
Если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по такой записи —отчего бы пластинке не заговорить? Вот и вся история: не уколи я палец — не изобрел бы фонографа!»
Наверное, не всё так просто и случайно, как рассказал Эдисон. Не изобрети он фонограф, его придумал бы кто-нибудь другой. Но Эдисон умел очень хорошо все замечать и задумываться над фактами и явлениями, мимо которых многие проходили, не обращая внимания. Оказывается, иногда полезно уколоть палец и задуматься!Однако пока запечатанный конверт с описанием палеофона (так назвал Кро свое изобретение) лежал в канцелярии Французской академии, практичный и деловитый Эдисон оформил заявку на фонограф.
Наклейка к граммофонной пластинке начала XX в.
Медлительность «бессмертных» (так во Франции называли членов академии) стоила стране приоритета в изобретении звукозаписи.
Итак, декабрь 1877 года. Томас Алва Эдисон декламирует в рупор диковинного аппарата короткий детский стишок о Мэри и ее маленькой овечке. И через минуту изумленные помощники слышат, как аппарат голосом изобретателя повторяет незамысловатую историю. Чудо? Никто из современников Эдисона в этом и не сомневался.
Поглядеть и послушать «говорящую машину», едва о ней сообщили вечерние газеты, хлынуло столько желающих, что на линии, ведущей в Менле-Парк, где жил и работал изобретатель, пришлось пустить дополнительные поезда. Несколько позже фонограф показывали в цирках, выдавая его за «необъяснимую загадку природы».
Но как же выглядел фонограф? Представьте толстый цилиндр с ручкой. Это валик фонографа. Его оборачивали фольгой или бумагой, покрытой воском. Человек говорил или пел, а валик в это время вращали. И игла, прикрепленная к мембране, процарапывала на нем бороздку.
Затем иглу переставляли к началу бороздки, снова крутили ручку — и голос звучал.
Граммофон. Начало XX в.
Именно такой фонограф демонстрировался в марте 1878 года в Академии наук в Париже. Аппарат послушно воспроизвел записанную на валике фразу. И вдруг присутствовавший на заседании академик Буйо бросился на представителя Эдисона и схватил его за горло, громко крича: «Негодяй, мы не позволим морочить нас какому-то чревовещателю!»
Выслушав объяснения физика, доказавшего, что звук в фонографе получается благодаря вибрации металлической мембраны, Буйо сердито ответил: «Никогда не признаю, что благородный звук голоса человека можно заменить куском железа!»
Буйо не был одинок в своем недоверии. Двумя годами позже, в 1880 году, французский физиолог Фалье писал о фонографе: «Люди восхищаются фонографом и считают, что всякий сможет по своему усмотрению услышать голос любого знаменитого актера или прославленной певицы. Однако все это — совершенно необычные фантазии!»С помощью фонографа удавалось сделать одну-единственную запись, а это, естественно, не очень-то удобно. Поэтому фонограф является «прародителем», а «отцом» современного проигрывателя следует считать граммофон. Его впервые спустя 11 лет после изобретения Эдисона продемонстрировал немецкий инженер Эмиль Берлинер, работавший в Америке.
Правда, поначалу новинка не вызвала особого интереса, и даже проницательный Эдисон заявил: «Это машина без будущего». Берлинер предложил записывать звук на цинковый диск, покрытый тонким слоем воска, а затем с него делать копии-пластинки. Для слушания пластинок он изобрел прибор, который назвал граммофоном.
Граммофон оказался гораздо удобнее фонографа, и в конце концов люди предпочли его. Правда, этот предшественник наших стереосистем не отличался особой красотой. Диск его вращали вручную. Игла с мембраной двигалась от центра пластинки к краю. Ременные передачи открытого механизма дополнял большой рупор.
Но зато можно было делать любое число копий-пластинок с оригинала записи.
Патефон. Середина XX в.
Граммофон имел огромный успех. К 1907 году только в России «находилось в употреблении около полумиллиона граммофонов», — сообщал журнал «Новости граммофонов». Немало! Особенно если учесть, что первые фабричные граммофоны появились у нас в 1897 году и стоили огромных по тем временам денег — 80, 100 и даже 600 рублей!
Если бы удалось собрать воедино все модели граммофонов, коллекция получилась бы прелюбопытнейшая. Вы увидели бы этажерки, шкафчики, кувшины, вазы, бочки, сундуки, шкатулки-домики, шкатулки-автомобили… Встретились бы здесь даже львы с открытой пастью-рупором.
«Вам нужна громкость? Извольте!» — и покупателю предлагали триплофон — трехзвучный граммофон, который имел три рупора, три мембраны и три диска.
«В конце прошлого века сбылась сказочная мечта знаменитого арабского шейха и философа Абд аль-Кадера, который в 1301 г. говорил своим ученикам, что ложь есть один из величайших пороков.
Она исчезнет только тогда, когда люди научатся каждое свое слово превращать в камень, который будет служить уликой против лжеца» — столь многообещающим заявлением открывалась глава «Граммофоны» в одной из научно-популярных книг, вышедших в 1915 году.
Монетный проигрыватель-автомат, позволявший по выбору прослушать любую из 20 пластинок. Первая половина XX в.
Но, несмотря на высокие цены и разнообразие форм, звучание граммофонов оставляло желать лучшего. Делались постоянные попытки улучшить аппарат: только мембрана имела более 500 модификаций. Иглы использовались то алмазные, то бамбуковые, то с утолщением внизу, то с крутым изгибом и даже с пружинкой вокруг. Игла уже перемещалась от края к центру.
В 1907 году французская фирма братьев Пате открыла в Москве фабрику, выпускавшую совершенно необычайные граммофоны.
Мембрана их располагалась не вертикально, а горизонтально по отношению к диску, имевшему поистине гигантские размеры — полметра в диаметре! От этих аппаратов вскоре осталось одно название — патефон, перешедшее к аппаратам более совершенной конструкции.
Они из поющей тумбы превратились в небольшой квадратный ящик, затем в портативный чемодан, вобравший в себя не раз осмеянный в газетах широкий раструб — рупор. Таким люди постарше и помнят патефон — младшую и самую распространенную модель граммофона Берлинера.
Сегодняшние стереосистемы удовлетворяют требованиям самых придирчивых меломанов. Звукосниматели с пьезоэлектрической, корундовой и алмазной иглой обращаются с пластинками весьма деликатно. Все более популярны проигрыватели с лазерным считыванием звука.Вместе с граммофоном менялись и пластинки. Первые пластинки назывались рекордами (от английского слова «record» — «запись»), Они были толстые, с шероховатым краем и весили почти полкилограмма! В центре делались два отверстия.
Запись занимала только одну сторону (двусторонние «рекорды» появились лишь в 1903 году), на другой стороне печатали название пластинки вместе с либретто или нотным примером. А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже… шоколада. Да, да, самого настоящего шоколада.
В начале века продавались такие «вкусные» пластинки — сначала их можно было послушать, а потом съесть (наверное, если запись не очень понравилась).
Пока игла пробегала этот путь, она давила на дно канавки с невероятной силой — около тонны на квадратный сантиметр! Это примерно то же самое, что поставить слона на одной ноге на спичечный коробок.
Какой же материал выдержит такое давление? Наверное, сталь? Нет, пластинки из самой лучшей стали изнашиваются в 20 раз быстрее, чем из шеллака.
Шеллак? А что это такое? В Индии водится крохотный жучок — лаковый червец. Он выделяет смолу, из которой делает себе скорлупу (скорлупа — по-английски shell, отсюда и шеллак).
Оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению — она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Единственный у нее недостаток — очень уж она дорогая. Ведь для изготовления только одной пластинки требовалась скорлупа 4 тысяч жучков.
Эту смолу отрывали от коры дерева, обливали горячей водой, промывали, процеживали, чтобы удалить кусочки коры. Понятно, что так много пластинок не сделаешь. Отсюда и высокая цена. Поэтому уже с 1908 года фирмы-изготовители стали скупать старые, негодные, разбитые пластинки.
Печатались объявления такого рода: «За три старые пластинки выдается одна новая того же размера при условии покупки еще одной новой».
Нужно было чем-то заменить смолу. Это сделала химия. Поливинилхлорид в смеси с винилитом — из этих пластмасс в основном и делают сегодня пластинки. Плотная поверхность пластмассы позволила сблизить и сузить звуковые бороздки — появилась долгоиграющая пластинка.
Почему традиционные грампластинки до сих пор сохраняют популярность, несмотря на бурный натиск магнитофонов? Секрет прост: они гарантируют более высокое качество звучания. Эту позицию упрочняют новые грампластинки, выпускаемые уже в ряде стран. Они имеют ряд необыкновенных свойств. Во-первых, они чрезвычайно прочны.Такую пластинку можно швырнуть с силой на пол, колотить каблуками — с ней ничего не случится. Во-вторых, эти пластинки имеют в диаметре всего лишь 12,5 сантиметра, но каждая сторона играет в течение часа, т. е. записи на них весьма компактны, отсюда и название — «компакт-диск».
В-третьих, звук на этих пластинках записан с помощью сложнейших электронных устройств.
И именно в этом основная новизна — роль звукоснимателя для такой пластинки играет лазерный луч, нисколько не повреждающий пластинку, сколько бы ее ни проигрывали. Даже если пластинка грязная, покрыта густым слоем пыли, лазерный луч обеспечивает чистое звучание.
Изобретательный человеческий ум придумал новое развлечение — ароматные диски. При проигрывании они наполняют комнату различными ароматами. Сейчас на выбор представляется более 40 различных запахов. Владельцу проигрывателя и дисков остается только решить, где он хочет оказаться — на берегу моря или перед горящим камином, а может, в лесу после дождя.
Знаешь ли ты?
Когда и где была сделана самая первая грамзапись на русском языке?
В 1897 году в городе Ганновере.
Источник: