Где находится буран. Буран космический корабль

Корабли

Где находится буран. Буран космический корабль

В последние годы вновь стали вспоминать про советский ответ американскому космическому кораблю многоразового использования “Шаттл”. Это связано с информацией о том, что в 2016 году “Роскосмос” создал подразделение по многоразовым средствам выведения. В новую исследовательскую команду набрали ветеранов, участвовавших в разработке корабля “Буран”.

Американский прототип

Если бы американцы не напугали советское руководство гипотетическими военными возможностями, типа орбитальной бомбардировки Москвы, то вполне вероятно, что проекта не было бы. Американская программа “Спейс шаттл” по созданию многоразового транспортного космического корабля стартовала в 1963 году. К моменту закрытия программы в 2011 году пять кораблей совершили 135 полетов.

Кроме того, предполагалось, что они предназначены для похищения советских спутников и обитаемых орбитальных станций.

Такие выводы были сделаны на основе изучения открытых данных о грузоподъемности, наличия манипулятора и размеров грузового отсека, примерно соответствующего габаритам советских станций.

Поэтому в Советском Союзе срочно начали разрабатывать план по созданию многоразового корабля “Буран”.

Однако, как выяснилось позже, хотя “Шаттлы” и использовались в военных целях, но американцы еще на этапе проектирования отказались от их использования в качестве бомбардировщика и средства хищения советского космического имущества. Тем более что пилотируемые станции были вооружены автоматической пушкой, а позже двумя ракетами “космос-космос”.

Начало проекта

В 1973 году военно-промышленный комплекс страны с привлечением головных исследовательских институтов и ведущих министерств подготовил предложения по решениям вопросов создания многоразовой космической системы.

К 1975 году советская разведка смогла добыть более детальную информацию об американских шаттлах.

В следующем году военные с учетом предложений ВПК страны и добытых данных выдал техническое задание на разработку отечественного многоразового транспортного комплекса “Энергия­-Буран”.

Для разработки планера орбитального космического многоразового корабля было создано специальное предприятие НПО “Молния”. Производство советских ракетопланов осуществлялось на Тушинском машиностроительном заводе.

Готовые корабли по воде (на барже под тентом) в обстановке строгой секретности, доставлялись в подмосковный Жуковский, где космический корабль “Буран” находился, некоторое время, пока его готовили к дальнейшей транспортировке по воздуху.

Специальный транспортный самолет ВМ-Т доставлял челнок в Байконур на аэродром “Юбилейный”.

Первые прикидки

Военное руководство страны настаивало фактически на копировании технических решений, использованных в американском челноке, поскольку в это время разведкой была собрано большое количество технической информации.

Усовершенствованная копия – орбитальный самолет, должен был весить 120 тонн, что на 10 тонн больше, чем весит “Шаттл”.

Предполагалось, в отличие от американца, оснастить корабль “Буран” катапультируемой кабиной для двух космонавтов и турбореактивными двигателями для спуска и посадки на аэродроме.

Однако тут возникли сложности в компоновке. В американском челноке для разгона использовались два ускорителя, работающих на твердом топливе, которые отвечали за 83 % мощности необходимой на старте. Советские жидкостные ракетные двигатели, работающие на водородно-кислородной смеси, оказались более габаритными, тяжелыми и меньшей мощности.

И для получения требуемой тяги необходимо было установить четыре двигателя, которые просто не поместились бы на орбитальном самолете. В стране были твердотопливные двигатели, которые использовались в баллистических ракетах морского и наземного базирования, но они сильно уступали по мощности американским.

Поэтому советские разработчики должны были ориентироваться на использование в качестве силовой установки жидкостные двигатели.

Советский многоразовый корабль тоже должен был стать двойного применения. Но поскольку заказчиком выступало оборонное ведомство, то планировалось широкое военное использование.

В качестве основного элемента космической системы, противостоящей возможной американской агрессии и для нанесения ударов, где космический корабль “Буран” мог атаковать цели с орбиты.

С другой стороны, в мирное время челнок должен был использоваться для доставки и возвращения грузов с орбиты и для научных исследований.

В 80-е годы параллельно с разработкой челнока создавались различные виды вооружения и боевого применения.

Основной задачей орбитального корабля “Буран” могла бы стать доставка в ближний космос боевых орбитальных аппаратов, которые должны были лазерным или ракетным оружием уничтожать баллистические ракеты и космические аппараты противника.

Кроме того, для поражения наземных целей корабль планировалось вооружить боевыми блоками с термоядерным оружием мощностью 5 Мт. Всего “Буран” мог доставить на орбиту до пятнадцати таких блоков.

Были и экзотические предложения, например, разместить четыре револьверные установки внутри грузового отсека, каждая из которых могла нести пять поражающих элементов, которыми можно было атаковать из космоса. Все вооружение разрабатывалось. Правда, к моменту запуска корабля “Буран”, оно еще не было готово.

И критики, и сторонники программы отмечают, что точного понимания, для чего строят космический челнок, не было. Боевое применение не было продумано, а мирное практически не предусматривалось. При этом часто ставилось в пример, что “Шаттл” активно использовался для строительства МКС и научных программ – “Хаббл”

Описание корабля

Космической корабль “Буран” (на фото выше) очень похож на американский транспортный челнок. Планер сконструирован по схеме “безхвостка”, имеет крылья треугольной формы с двойной стреловидностью, руль и элевоны, которые необходимы при возвращении в плотные слои атмосферы.

Поэтому корабль мог совершать управляемый спуск с боковым маневром примерно в 2000 км. Длина аппарата составляла 36,4 м. Размах крыльев достигал 24 м, высота вместе с шасси была 16 м, стартовая масса равнялась 105 тоннам, из которых 14 тонн приходилась на топливо.

Посадочная масса советского челнока составляла 82 тонны.

В головном отсеке находится герметичная цельносваренная кабина для экипажа и большая часть аппаратуры управления. Всего на “Буране” могло лететь 10 человек, в том числе 4 члена основного экипажа и 6 – космонавты-исследователи.

Грузовой отсек достаточна большой, длиной примерно 18 м, позволяющий брать на борт габаритные грузы типа блоков орбитальных станций и космических спутников. Для загрузки и разгрузки в космосе имелся мощный манипулятор.

Корабль “Буран” мог перевозить грузы весом до 30 тонн.

Сложной проблемой стала термозащита поверхности, которая при возвращении в атмосферу раскалялись почти до 1600 градусов, тогда как сама металлическая конструкция не должна разогреваться выше 150 градусов. Для создания теплозащитного покрытия использовалось 38 тысяч керамических плиток, изготовленных из кварцевого, органического и углеводородного волокна. Покрытие весило примерно 9 тонн.

Для выведения корабля на рабочую орбиту используются две ступени. На первом этапе полета от “Бурана” отстреливались четыре жидкостных ракетных двигателей РД-170. Это были самые мощные из такого типа двигателей, с тягой в примерно 806,2 т и временем работы около 150 с.

Маршевые двигатели второй ступени состояли из четырех жидкостных реактивных двигателей РД-0120, работающих на водородном топливе, которые устанавливались на центральном топливном баке. После того как топливо было использовано, это время составляло примерно около 500 с, челнок отстыковывался и дальше продолжал полет.

Первый полет

Свое название корабль “Буран” получил накануне первого старта, который состоялся 15 ноября 1988 года. Космический челнок стартовал с космодрома Байконур, ракета-носитель “Энергия” вывела его на околоземную орбиту.

Дважды облетел планету и спустя 205 минут приземлился на аэродроме “Юбилейный”, который специально был построен для приземления многоразовых кораблей.

Полет проходил в полностью автоматическом режиме, под управлением бортового компьютера и программного обеспечения.

При посадке космический корабль “Буран” на высоте около 11 км, получив данные о погодных условиях, совершил разворот на 180 градусов и зашел на посадку с другой стороны, то есть не стой, с какой планировалось ранее. Как оказалось, из-за сильного ветра автоматика повела корабль на посадку по оптимальной траектории.

В момент разворота связь с кораблем пропала, в центре управления началась паника, некоторые руководители требовали запустить аварийную систему подрыва космического корабля. На нем были смонтированы тротиловые заряды, чтобы в случае нештатной ситуации и потери управления не допустить его попадания на территорию другого государства.

Однако все обошлось, челнок благополучно сел.

Впервые в истории многоразовый корабль смог самостоятельно приземлиться, успешно при этом маневрируя. Система управления посадки не предусматривала участия пилота в процессе. Однако уже при начале пилотируемых полетов, испытатели и космонавты потребовали предусмотреть ручной режим.

Фото космического корабля “Буран” представлены в статье.

Незавидная судьба

Всего в период реализации программы “Энергия­-Буран” планировалось построить пять орбитальных космических кораблей. Кроме первого челнока, который совершил испытательный полет, был почти готов второй экземпляр, названный “Буря”, почти наполовину был собран уже получивший собственное имя “Байкал” и еще два изделия были спроектированы. Правда, для всех они так и остались “Буранами”.

В 2002 году обрушилась крыша здания монтажно-испытательного корпуса (площадка 112 А) космодрома “Байконур”, где находился корабль “Буран” и макет ракетоносителя “Энергия”. В результате оба изделия были полностью разрушены и позже распилены на части и проданы на металлолом. Так закончилась жизнь единственного советского челнока, совершившего автоматический космический полет.

Что стало с остальными челноками

Второй корабль на момент остановки работ был готов на 95 %. “Буря” должна была совершить второй автономный полет в 1992 году и провести стыковку с орбитальной пилотируемой станцией “Мир”.

В 2007 году массово-габаритный макет, который до этого стоял под открытым небом, был установлен в экспозиции музея космодрома Байконура.

Сам же корабль стоит в закрытом для свободного посещения монтажном корпусе.

Тем не менее в 2015 и 2017 годах группам блогеров удавалось проникнуть в ангары, где и сейчас находится космический корабль “Буран”. потом были выложены в общем доступе. Как оказалось, ангары хоть и находятся формально на территории космодрома, на самом деле заброшены и практически не охраняются.

Два других безымянных изделия были разобраны и уничтожены в цехах Тушинского машиностроительного завода. Третий экземпляр был при этом уже собран на 10-20 % на стапелях предприятия.

Знаменитые макеты

Всего было изготовлено девять макетов, предназначенных для проведения динамических, электрических, аэродромных и других испытаний. Самый знаменитый из них – корабль “Буран” на ВДНХ, который является частью интерактивного музейного комплекса, посвященного этому многоразовому ракетоплану.

Другой известный макет был изготовлен в виде самолета-аналога “Бурана” и работал на четырех твердотопливных двигателях, что давало возможность взлетать с обычного аэродрома. Аппарат использовался для летных испытаний в атмосфере. Был показан на шоу Международного авиационно-космического салона.

Потом его передавали в лизинг сначала австралийской компании, потом сингапурской. В апреле 2008 года макет купил за 10 миллионов евро Герман Лайр для своего технического музея в Шпайере, Германия, где и находится космический корабль “Буран” до сих пор в качестве одного из самых интересных экспонатов.

Итоги

В реализации программы по разработке многоразовой космической транспортной системы “Энергия-Буран” участвовало 1200 промышленных предприятий. Общий объем затрат за 18 лет действия проекта составил 16,5 миллиарда советских рублей, что составляет примерно 24 миллиарда долларов.

Разработана уникальная схема с использованием сверхтяжелой жидкостной ракеты “Энергия”, которая в дальнейшем могла быть применена для запуска других типов космических кораблей массой до 100 тонн. Ракетоплан мог совершить до 100 полетов, ускоритель на твердом топливе выдерживал 20 пусков, маршевые двигатели – 66 полетов.

По многим техническим показателям “Буран” превосходил американский “Шаттл”.

Советский корабль мог находиться в космосе 30 дней (что почти вдвое больше, чем возможность американского челнока), нести полезную нагрузку 30 тонн (“Шаттл” – 24 тонны), могли лететь 10 космонавтов (7 астронавтов). Подготовительные работы к запуску на космодроме Байконур занимали всего 15 суток, “Шаттл” готовили на мысе Канаверал целый месяц.

Источник: https://FB.ru/article/414583/korabli-buran-razrabotka-istoriya-poletov-sozdanie-muzeya-foto

Где сейчас советский шаттл? Фото из заброшенного ангара с «Буранами»

Где находится буран. Буран космический корабль

К 60-летию космодрома Байконур (2 июня) российский фотограф и исследователь труднодоступных и секретных объектов под ником Ralph Mirebs опубликовал у себя в ЖЖ уникальные снимки. Они сделаны внутри закрытого больше 20 лет назад монтажно-заправочного комплекса (МЗК), где остались брошенными 2 многоразовых космических корабля, созданных в рамках знаменитой советской программы «Буран».

В России эту галерею едва ли заметили, зато у иностранных СМИ она вызвала огромный интерес. Вот только некоторые кричащие заголовки.

«Печальные останки советской программы космических челноков» – Gizmodo.

«Призрачные изображения двух брошенных советских шаттлов, гниющих в гигантском бесхозном ангаре» – Daily Mail.

«Покинутый советский космический центр – это как сцены из кино» – Bold Ride.

«Фотосвидетельство руин российской программы космических челноков» – Futurezone.at

« великая космическая база бывшего СССР в состоянии разорения» – ABC.es.

«Казахстан: два космических корабля на 20 лет брошены в ангаре» – Le Figaro.

Давайте посмотрим, что же вызвало такой «эмоциональный шок».

«Ушла романтика…»

1. Перед вами фасад МЗК. Как пишет автор снимков, это «едва ли не самое большое здание на территории космодрома».

2. Внутри стоят 2 корабля: настоящий «Буран» и его технологический полноразмерный макет для отработки предстартовых операций.

Нужно пояснить, что настоящий – это так называемый «Буран 1.02», который хотели назвать «Бурей» (у иностранцев он почему-то прославился как «Птичка»). Это второй летный экземпляр советской программы шаттлов, который мог бы отправиться в полет в 1992 году, если бы программу не закрыли из-за нехватки денег. К тому моменту корабль был готов на 95-97%.

Второй челнок в ангаре, макет ОК-МТ, снаружи и внутри выглядит как реальный корабль, за исключением некоторых деталей. По иронии, «место рождения тех, что должны были бороздить космические просторы, стало им усыпальницей и склепом», грустно замечает владелец ЖЖ.

3. «Боковые стены МЗК увешаны десятками опускающихся или поворачивающих технологических платформ, оснащенных гидроприводами, – пишет Ralph Mirebs. – Эти конструкции необходимы для всевозможных работ на разных высотах, без прикосновения к теплозащитным плитам. Здесь же находятся пассажирские шлюзы-трапы для попадания на борт орбитальных кораблей».

4. Сами челноки установлены не на шасси, а на транспортные тележки, которые могут перемещаться по утопленным в пол рельсам. Желтые конструкции – это технологические платформы для доступа к кабинам и двигателям. Как и корабли, они могут передвигаться по рельсам.

5. «Нынешнее состояние кораблей весьма плачевно, – рассказывает очевидец. – Часть плиток теплозащиты отвалилась, остекление кабины разбито, крылья и фюзеляжи покрывает обильный слой птичьего помета, скопившегося за 20 с лишним лет».

6. «В хвостовой части «Буря» лишилась контейнера с тормозными парашютами, но двигательная установка выглядит вполне целой».

7. «У макета ОК-МТ носовая часть сохранилась заметно лучше, да и лобовое остекление не пострадало».

8. «Внутри макета почти все так же, как и на «взрослом» корабле».

9. «Непонятно, что стало с отсутствующим оборудованием – не было установлено или было выдрано на драгоценные металлы», – размышляет автор.

10. «В шлюзовом модуле и кабине царит разгром, но в отсеке полезного груза и в двигательном отсеке относительно чисто».

Пост заканчивается такими словами: «Из космонавтики ушла романтика, оставив ей лишь сухие цифры финансовой статистики. Зачем тратить триллионы на космос, если это не принесет прибыли за обозримое время?»

«У русских все в порядке!»

А вот как отреагировали иностранные читатели на эти снимки и рассказ.

«А, Россия… Мировой Детройт».

«Черт, это и правда печально. Как-то стыдно, что космическая гонка между Россией и США давно закончилась из-за «астрономических» затрат. И все же поразительно, как много из этой гонки вышло техники, которую мы сегодня считаем чем-то обыденным».

«Учитывая, насколько незначительна стоимость космических программ по сравнению с национальными бюджетами, я никогда не понимал, как можно оправдать вот такой бесхозный распад».
Реплика в ответ: «Даже по сравнению с военными бюджетами».

«Удивительно, как нечто настолько потрясающее можно вот так запросто бросить. Как будто в пятницу люди, как обычно, ушли на выходные, а в понедельник решили не возвращаться».

«Можете себе представить, чтобы сотрудники NASA после закрытия программы «Спейс шаттл» заперли бы здание сборки в Космическом центре им. Кеннеди с кораблями внутри и просто свалили?»

«Между тем Байконур – все еще крупнейший космодром на планете и каждый год запускает больше ракет, чем когда-либо в истории! Не стал бы я слишком сочувствовать русским. Все у них в порядке».

«Возможно, эти челноки брошены гнить потому, что русским как-то не по себе беречь столь очевидные копии американских шаттлов. Русские инженеры способны на большее.

Они абсолютно точно могут спроектировать свой собственный космический корабль отличного качества, и им лучше бы сосредоточиться на этом, чем ухаживать за старыми челноками и отвечать на бесконечные вопросы туристов, почему они так похожи на американские шаттлы».

«NASA – российской космической программе:

Реплика в ответ: «Учитывая, что мы сейчас полагаемся на «Союзы», чтобы попасть на МКС, думаю, именно русские смеются последними».

«Возникла мысль: какую кучу денег они могли бы заработать на продаже плиток керамической обшивки? Я бы встал в очередь».

«Надо было предложить их музеям, чтобы весь мир мог ими любоваться!»

А что стало с первым «бураном»?

Первый и единственный полет оригинального «Бурана», при котором он в беспилотном режиме совершил два витка вокруг Земли, состоялся 15 ноября 1988 года.

После закрытия программы этот челнок хранился в монтажно-испытательном комплексе на Байконуре, но в 2002 году был разрушен при обрушении кровли здания. А вот никогда так и не летавший «Буран 1.

02», который вы видели на фото, при этом не пострадал, поскольку стоит в особо прочном, взрывоустойчивом ангаре.

Что касается макетов «Бурана», то один такой, если помните, долгое время стоял в Парке Горького в Москве. Но когда парк реконструировали и убрали аттракционы, то и макет «Бурана» перевезли на ВДНХ.

Источник: https://www.anews.com/p/25233517-gde-sejchas-sovetskij-shattl-foto-iz-zabroshennogo-angara-s-buranami/

«Буран»: первый и единственный

Где находится буран. Буран космический корабль

В этот день в 1988 году состоялся первый полет уникальной космической системы: ракета-носитель «Энергия» вывела на орбиту многоразовый корабль «Буран». Крылатый космоплан два раза обогнул Землю и совершил посадку в автоматическом режиме. 

Программа «Энергия-Буран» стала самой масштабной за всю историю советской космонавтики: над ее осуществлением более 10 лет работало около 1200 организаций, в том числе и предприятия, ныне входящие в Ростех. О судьбе легендарного корабля и его ярком следе в истории покорения космоса – в нашем материале. 

В космос на самолете

Проект многоразовой космической системы «Энергия-Буран» стал вершиной развития советской космонавтики, итогом десятилетий работы космической отрасли целой страны.

И если в других этапных событиях в покорении космоса две супердержавы США и СССР шли, что называется, «ноздря в ноздрю», то автоматическую авиационную посадку многоразового корабля американцы смогли повторить только в 2000-е годы и то в гораздо меньших масштабах.

Идея многоразового использования самолетоподобных космических кораблей появилась практически сразу с первыми полетами в космос.

Начиная с конца 1950-х годов несколько КБ разрабатывали крылатые аппараты классической самолетной схемы, способные подниматься на большие высоты и выходить в космос. Развивались как управляемые пилотами, так и беспилотные направления.

Безусловно, особенный интерес вызывало военное применение космопланов, так как предполагалось, что противостояние США и СССР в скором времени распространится и на космическое пространство.

Самыми близкими отечественными предшественниками «Бурана» стали разработки ОКБ Микояна: воздушно-орбитальный самолет «Спираль» и беспилотные орбитальные ракетопланы «БОР».

ОК «Буран» и ракета-носитель «Энергия» перед стартом. Космодром «Байконур». Ноябрь 1988 г

В 1972 году правительство США объявляет о начале масштабной национальной программы «Спейс шаттл» («Космический челнок»). Проанализировав параметры будущего корабля, советское руководство предположило, что он готовится для военного использования. Мощность и размеры «Шаттла» позволяли ему выводить в космос ядерные боеголовки и другие грузы, угрожающие безопасности СССР.

Таким образом, основными целями создания «Бурана» стали сдерживание США в военно-космической сфере, вывод на орбиту и возвращение с нее космонавтов и полезных грузов, а также проведение военных и гражданских научных исследований. Для этих целей планировалось построить минимум пять кораблей, чтобы обеспечивать около 30 полетов ежегодно.   
 

Космическая стройка для всей страны

Работа над комплексом «Энергия-Буран» велась около десяти лет. Головным разработчиком орбитального корабля «Буран» стало НПО «Молния», специально созданное в 1976 году на базе трех КБ для реализации программы.

Генеральным директором и главным конструктором «Молнии» был назначен Г.Е. Лозино-Лозинский, до этого занимавшийся проектом «Спираль» и истребителями «МиГ».

Основной площадкой для сборки и испытаний кораблей были выбраны цеха Тушинского машиностроительного завода.   

В период 1975-1976 годов рассматривались различные варианты исполнения «Бурана» и системы, которые должны были выводить его на орбиту. В итоге для корабля был выбран планер, максимально близкий по схеме к тому, который разрабатывали американцы, как наиболее перспективный.  

«Буран» в сборочном цехе

Первый полномасштабный «Буран» был изготовлен в 1984 году. Этому моменту предшествовал гигантский объем научных работ и испытаний. Кроме разработки непосредственно самого корабля решались смежные вопросы: как защитить корабль от перегрева, как транспортировать его к месту старта, как организовать автоматическую посадку и другие.

За время работы были созданы тысячи новых материалов и технологий, которые продвинули космическую отрасль далеко вперед. В разработке системы «Энергия-Буран» приняли участие более 1000 предприятий и около 2,5 миллионов специалистов, а расходы на программу составили 16,4 миллиарда рублей.

Это был самый крупный космический проект в истории страны.

Как уже говорилось, головным разработчиком «Бурана» стало НПО «Молния». С 2018 года объединение входит в группу компаний «Калашников» и является единственным предприятием концерна с компетенциями в космической отрасли. Сегодня «Молния» занимается созданием ракет-мишеней и продолжает работы по авиационно-космической тематике.      

Одним из крупнейших вкладов «Бурана» в развитие авиакосмической отрасли стали исследования в области новых материалов.

К покрытию корабля предъявлялись повышенные требования: максимальная прочность, минимальные вес и теплопроводность, термостойкость при перепадах температуры от -150 до +1250 ºС, возможность многоразового использования.

В сотрудничестве предприятий была разработана уникальная термозащита на основе кварцевых волокон. Из нее изготовили 38 600 гибких плиток, которые, как чешуей, покрыли корпус «Бурана». В зонах особо сильного нагрева до 1650 ºС (нос корабля и кромка крыльев) использовался инновационный материал гравимол.

Керамическая теплозащита, остекление кабины и композитные детали – всего около 10% материалов «Бурана» − были изготовлены на ОНПП «Технология», входящем в холдинг «РТ-Химкомпозит». Участие «Технологии» в программе заложило основы современного композитного производства космической отрасли в России.

Г.Е. Лозино-Лозинский (третий слева) показывает процесс сборки «Бурана» правительственной делегации

Кабина «Бурана» разрабатывалась силами Экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева. Также по инициативе самого Мясищева для транспортировки «Энергии» и «Бурана» конструкторами ЭМЗ был создан самолет ВМ-Т «Атлант». Сегодня завод входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха.

Наземный комплекс для обслуживания «Бурана» был создан Московским конструкторско-производственным комплексом «Универсал», а парашютная система космоплана разработана НИИ парашютостроения. Сегодня эти предприятия входят в холдинг Ростеха «Технодинамика».

Специалистами НИИ авиационного оборудования (концерн «Радиоэлектронные технологии») были разработаны приборные комплексы для оборудования рабочих мест экипажа корабля «Буран», а также тренажеры для обучения пилотов.

Безупречную посадку «Бурана» обеспечили системы производства КБ «Аэроприбор-Восход» (концерн «Радиоэлектронные технологии»). На предприятии была создана система измерения высотно-скоростных параметров полета «Бурана» на этапе аэродинамического спуска и посадки.
 

Устройство «Бурана»

«Буран» был выполнен по самолетной схеме с крылом двойной стреловидности. В носовом отсеке корабля располагалась цельносварная кабина для экипажа из 2-4 человек и 6 пассажиров. Здесь же была размещена большая часть бортового оборудования «Бурана».

Старт 15 ноября 1988 г. Космодром Байконур

В средней части корабля был сделан грузовой отсек с открывающимися створками. В нем располагались манипуляторы, с помощью которых можно было производить погрузку-разгрузку и другие операции. В отсеке 4,7 на 18,55 метра и объемом 350 кубометров можно было выводить на орбиту до 30 тонн и спускать на землю до 20 тонн груза, что в 1,5 раза больше, чем у «Шаттла».

Объединенная двигательная установка «Бурана» включала в себя два двигателя орбитального маневрирования и 46 двигателей газодинамического управления. Для управления кораблем и поддержки его работы использовалось более 50 бортовых систем.

На случай аварии компьютерные системы управления были дублированы четырехкратно. Объем программного обеспечения составлял гигантские по тем временам 100 мегабайт.

Все это обеспечивало возможность пребывания «Бурана» на орбите в течение 30 суток.

Основным отличием «Бурана» от «челнока» стала система автоматического управления, с помощью которой корабль мог выполнять весь полет и посадку без участия человека. Ручное управление посадкой было добавлено по просьбе космонавтов.  

Длина «Бурана» составляла 36,4 метра, размах крыла − около 24 метров, высота корабля на шасси − более 16 метров. Стартовая масса корабля − более 100 тонн, из которых 14 тонн приходилось на топливо.

Ан-225 «Мрия» перевозит «Буран»

Такие параметры не позволяли перевозить корабль наземными средствами. Поэтому специально для транспортировки «Бурана» и элементов ракеты-носителя к месту сборки и старта по воздуху был модифицирован самолет ВМ-Т «Атлант», бывший стратегический бомбардировщик 3М. Позже для перевозки «Бурана» был создан самый большой в мире транспортник Ан-225 «Мрия».

Выводить «Буран» на орбиту должна была двухступенчатая ракета-носитель «Энергия», которая могла применяться для запуска и других космических аппаратов.

Спуск корабля осуществлялся с помощью газодинамического и аэродинамического управления, в конце использовался тормозной парашют. Для посадки была доработана отдельная полоса на Байконуре и на двух запасных аэродромах в Приморье и в Крыму.

Кроме того, в резерве имелись еще 14 аэродромов, в том числе в Ливии и на Кубе.

Всего по программе было построено три корабля, последний из которых не был закончен. Также была заложена основа для второй серии.
 

205 минут триумфального полета

Первый полет «Бурана» должен был состояться 29 октября 1988 года, но на последней минуте старт был отменен из-за неполадки. Еще 17 дней ушло на поиск и исправление недочета.

Несмотря на надвигающиеся на космодром дождь с ветром старт 15 ноября прошел успешно.

С помощью ракеты-носителя в штатном режиме космоплан вышел на орбиту, совершил два витка вокруг Земли и с высокой точностью приземлился на посадочную полосу. 

Полет и посадка проходили полностью в автоматическом режиме, весь полет занял 205 минут. Перед самым приземлением «Буран» заставил наблюдателей поволноваться, резко сменив направление и на время пропав из поля зрения антенн.

Кто-то в центре управления полетами уже начал составлять сообщения о неудавшемся полете, кто-то готовился взорвать «Буран» − такое распоряжение было на случай полного отказа оборудования. Но корабль лишь развернулся и зашел на посадку с другой стороны аэродрома. Такой маневр был заложен в бортовой компьютер «Бурана».

Далее системы с ювелирной точностью посадили корабль, отклонившись от плана всего на несколько метров.  

Приземление «Бурана» на аэродроме Юбилейный 15 ноября 1988 г

Автоматический полет «Бурана» был занесен в Книгу рекордов Гиннесса и является непревзойденным до сих пор. К сожалению, этот полет оказался единственным.

Наступили перестроечные времена, и на дорогостоящий проект не осталось средств. Полеты как на «Буране», так и на «Шаттлах» оказались нерентабельными.

К тому же носившая военный характер программа уже была не актуальна в эпоху разрядки международных отношений. В 1993 году программа «Буран» была полностью свернута.

Сегодня еще живы те, кто работал над «Бураном», и они передают знания молодым. Заделы по «Бурану» не растрачены окончательно.

Системы автоматического пилотирования, разработанные для космоплана, используются в современных истребителях и беспилотниках. Сотни других технологий, появившихся благодаря «Бурану», используются в различных сферах.

А тема многоразовых космических кораблей продолжает развиваться, и, возможно, когда-то в космос полетит новый «Буран». 

Источник: https://rostec.ru/news/buran-pervyy-i-edinstvennyy/

Последняя соломинка СССР: тайны ракетоплана

Где находится буран. Буран космический корабль

ТАЛЛИНН, 12 апр — Sputnik, Лев Рыжков. Красивая, но жестокая восточная притча рассказывает о некоем терпеливом верблюде, на спину которого алчные купцы грузили тюки с товаром. Один, другой, десятый. Верблюд все терпел. Но когда на спину ему поверх груза легла невесомая соломинка – спина верблюда переломилась.

К чему это я? Наверное, к тому, что почивший СССР во многом и был тем самым верблюдом. Война, разруха, голод, противостояние с Западом – это были неподъемные тюки. Но верблюд их тянул, превозмогал. Что же за соломинка легла на спину неумирающему тяжеловозу? Что это было – бесполезное, почти невесомое по сравнению с прочими грузами?

Ответ, мне кажется, находится в Москве, на территории ВДНХ. Это орбитальный космический корабль-ракетоплан “Буран”. Если не он переломил хребет советскому условному верблюду – то что еще могло это сделать?

Бессмысленная победа

Странное дело с этим “Бураном”. Он оказался самым дорогостоящим и одновременно самым недооцененным советским космическим свершением.

“Бурану” не повезло — он совершил свой полет не в то время. Выйди он на орбиту на десять или даже на пять лет раньше, был бы совсем другой эффект. И история, того и гляди, пошла бы по иным рельсам.

© Sputnik / Алексей Куденко

Макет космического корабля “Буран”

Но советский “шаттл” совершил свой полет тогда, когда делать этого, получается, не стоило. 15 ноября 1988 года. За 205 минут он совершил два витка вокруг Земли и вернулся на Байконур, ювелирно точно приземлившись на аэродроме “Юбилейный”.

Эти 200 минут стоили Советскому Союзу (по разным оценкам) примерно 750 миллионов долларов. При этом мы не берем стоимость разработки самого проекта.

Это был сокрушительный удар по стремительно ветшающей и нищающей советской экономике. Очевидней некуда. В страну возвращалась карточная система – а на Байконуре, в угаре космической гонки, произвели ошеломительно дорогой запуск. Который, в общем-то, был никому не нужен.

Это в 70-е годы слово “советское” значило “отличное”. А в 1988-м в массовом сознании советское уже было чем-то отвратительным. В эйфории коллективного самоедства пуск и возвращение “Бурана” прошли незамеченными, по краю общественного сознания.

Да, это была победа. Мы показали “ихним” “Шаттлам”, что летаем точнее. Но эта победа была бессмысленной. От нее никому не стало лучше. Ни жители, ни руководство СССР ничего от нее не выиграли. Гигантские деньги растворились в просторах Вселенной.

Запускать “Буран” в трещащей по швам стране было все равно, что устраивать вечеринку с шампанским в горящем доме.

Старый космический бродяга

Знакомиться с “Бураном”, который стоит на ВДНХ, автор этих строк пришел в компании фотографа Алексея и поэта и публициста Амирама Григорова.

ВДНХ вообще место космическое. Со стороны метро “ВДНХ” на пути к выставке – Музей космоса, напротив – одноименная гостиница. Они устремлены в небо, пронзают его своими лихими вертикалями.

Не так далеко еще одна величественная вертикаль – Останкинская башня. Даже топонимика здесь с космическим оттенком. Звездный бульвар, например.

Да и в самом центре выставочного комплекса стоит макет ракеты-носителя “Восток”.

© Sputnik / Алексей Куденко

Павильон “Космос / Машиностроение” на территории Выставки достижений народного хозяйства в Москве

“Раньше на этом месте была статуя Сталина, — рассказывает Амирам Григоров. – После разоблачения культа личности ее снесли и закопали. Притом сделали это где-то здесь. Может быть, и под “Востоком”. Получилось символично. Будто Иосиф Виссарионович лежит в основе советского космоса”.

Знаменитый павильон “Космос и машиностроение” сейчас на ремонте. Фасад его – в строительных лесах. Туда нас не пускают. Техника безопасности не позволяет.

“Буран” — чуть в стороне от главной аллеи. По всему ВДНХ расставлены щиты с его рекламой. На их фоне оживленно фотографируются подростки.
А у самого “Бурана” ажиотажа нет. Когда из советского “шаттла” выходит группа школьников, вокруг музейного комплекса воцаряется тишина.

Словно старый космический бродяга наслаждается покоем. Который, впрочем, время от времени нарушают детские возгласы на расположенной по соседству детской космической площадке. Горку в виде космического корабля штурмуют энергичные дошколята. Самые маленькие качаются на качелях, выполненных в виде собак. Качели подписаны: вот легендарная Белка, вот Стрелка.

Ракеты, макеты

Внутри “Бурана” красиво. Как в научно-фантастическом фильме. Нас встречает экскурсовод Никита и проводит по экспозиции. Что-то из того, что он рассказывает, общеизвестно, а что-то я слышу впервые.

Например, я не знал, что полетел на орбиту советский “шаттл” вовсе не с первого раза. Старт должен был состояться в октябре, но был перенесен на ноябрь (а на Байконуре к тому времени уже штормило).

© Sputnik / Алексей Куденко

Интерьер космического корабля “Буран”

После того как в центре управления дали команду “Пуск”, полет полностью шел в автономном режиме, без участия человека. В космосе ракетоплан плыл “на спине”, подставив Солнцу термозащищенное дно.

А когда уже возвращался на Землю, автоматика неожиданно отклонила корабль от заданного курса – описав плавную петлю, он зашел на посадку не с северно-западного, а с южного направления.

Потом выяснилось, что в тех сложных погодных условиях это было оптимальное решение.

Ну а то, что “Буран” на ВДНХ не настоящий, думаю, знают все. На самом деле это макет БТС-001 ОК-МЛ-1. Его сделали для отработки воздушной транспортировки “челнока”. А потом, спустя какое-то время, поставили в столичном парке Горького.

“Там находились аттракционы, кафетерии, — рассказывает экскурсовод. — А в 2014 году его перевезли сюда и превратили в музей. Организатором стала ВДНХ, взявшая на себя всю материальную ответственность”.

Того “Бурана”, который совершил два витка вокруг Земли, уже пятнадцать лет как нет. В 2002 году на Байконуре на него обрушилась крыша ангара. По поводу этого обрушения существуют разные версии. Кто-то полагает, что оно произошло не просто так. Времена были не самые простые, а брать на довольствие “челнок” никто не горел желанием. Но это не доказано.

© Sputnik / Алексей Куденко

Модель космического корабля “Буран”

Однако на Байконуре есть еще один “Буран”, который предназначался для следующих полетов. Он является собственностью Казахстана.

Аналог “Бурана”, БТС-002 (ГЛИ), был построен для испытаний в атмосфере Земли. На нем в 1985 году отрабатывали полеты летчики-испытатели Игорь Волк и Римантас Станкявичюс. Они и должны были потом лететь на “Буране” в космос. Но не сложилось. Первые полеты было решено провести в автоматическом режиме.

Этот ракетоплан демонстрировали на Олимпийских играх в Сиднее. А потом продали музею техники в Шпайере (Германия).

В сопровождении истребителей

Ни для кого не секрет, что технология “Бурана” — американская. Она в свое время была добыта разведчиками. А советские конструкторы начиная с 1973 года совершенствовали американскую модель. И получилось компактней и аэродинамичней.

Проходим через очень красивый зал со скафандрами, макетами топливных баков, парашютами и фрагментами креплений. Музейный комплекс – интерактивный, оборудован тачпадами.

Но главный сюрприз впереди. Нас ожидает кабина пилотов, и наша задача – приземлиться на взлетно-посадочной полосе космодрома Байконур. На панелях перед нами – достаточно реалистичная компьютерная графика, иллюстрирующая путь из стратосферы, через облака – домой.

© Sputnik / Алексей Куденко

Приборная панель космического корабля “Буран”

“Дети от симулятора в восторге, — говорит Никита. – Многие взрослые тоже”.

Управлять посадкой – не сложно. Надо только слушаться автопилота, который говорит: “Поверните налево, поверните направо”.

В какой-то момент на панели я вдруг вижу пролетающий рядом военный истребитель. Спрашиваю: “А он здесь зачем?”

Оказывается, истребители имели приказ сбить “Буран” в атмосфере Земли, если бы он отклонился от курса и приблизился, например, к границе Китая. С Поднебесной отношения у позднего СССР были неважные. И допустить попадание на территорию КНР “Бурана”, пусть даже в виде обломков, было нельзя.

По секретному рецепту

Еще одна достопримечательность музейного комплекса – автомат с космическим питанием. В тюбиках на выбор борщ, щи, рассольник, творог с яблочным и облепиховым пюре. Стоит дорого – 300 рублей за тюбик.

© Sputnik / Алексей Куденко

Автомат с космическим питанием

Что борщ, что творог – все имеет одинаковую консистенцию. Все перетерто до состояния пасты. Отличия от космического пайка есть, хотя производитель тот же. Во-первых, разница в объеме. На продажу выставлены тюбики по 115 грамм, в то время как норма космонавта – 210 грамм.

Плюс различия в содержании полезных веществ, необходимых для выживания на орбите. Каких – неизвестно, поскольку производитель держит рецептуру в секрете.

Однажды Никита целый день подкреплялся космическим питанием: приезжал представитель компании и выдал каждому сотруднику по два тюбика на пробу. “Я весь день на них продержался, — вспоминает Никита. – Действительно, питательное оказалось”.

Тайны конструкторов

Уже после экскурсии Амирам Григоров рассказывает о жизненных казусах, преследовавших конструкторов “Бурана”. Оказывается, как минимум двое из них тщательно скрывали свою национальность.

Так, авиаконструктор Владимир Мясищев, разработавший сложнейшую систему обеспечения топливом элеронов, был скрытым армянином. Причины, по которой он маскировал свое происхождение, так и не установлены.

Однако, скрывая национальность, свой дом Владимир Мясищев тем не менее  обустроил по армянским обычаям. Скорее всего, тосковал в глубине души. По словам Григорова, Мясищев был самым неудачливым советским авиаконструктором.

“Он совершенно не умел держать язык за зубами, контролировать свои эмоции, — вспоминает Амирам. – Королёв его ненавидел. Однажды Мясищев наорал на генерального конструктора и был отправлен в своего рода ссылку – преподавателем в авиационный институт, где и работал до старости”.

Его вызывали лишь для особых заданий. Сначала разработку топливной системы для элеронов отдали авиаконструктору Антонову. И тот надолго “завис” над проблемой. А Мясищев ее решил.

© Sputnik / Алексей Куденко

Интерьер космического корабля “Буран”

Генеральный конструктор “Бурана” Глеб Лозино-Лозинский тоже лукавил в национальном вопросе. Он, по словам Амирама Григорова, был урожденным поляком. Мало того что поляком — представителем дворянства, шляхты. Его предки владели поместьями под Кременчугом. Когда-то такое происхождение было страшным грехом.

“И Лозино-Лозинский стал выдавать себя за украинца, — рассказывает Григоров. – Притом настолько успешно, что и сам в это поверил. Конечно, компетентным органам проверить эту информацию ничего не стоило. Но, тем не менее, даже в самые суровые годы авиаконструктора не тронули”.

“Буран” он разрабатывал уже глубоким стариком. Умер в 91 год. Год спустя под обломками ангара оказалось погребено его детище – “Буран”.

Наверное, стоит добавить, что уникальное теплозащитное покрытие “Бурана” разрабатывал джазовый мультиинструменталист Сергей Летов – брат знаменитого Егора Летова, лидера группы “Гражданская оборона”.

В начале пути

Конечно, в заключение можно было бы и порефлексировать на тему ушедшего былого величия. Казалось бы, такое не вернется никогда.

Но так ли это?

Известно, например, что НАСА уже давно интересуется именно российскими разработками космических “челноков”. А если люди предпримут путешествие к Марсу, то без космических грузовозов не обойтись.

Так что, возможно, в обозримом будущем “Бураны” на старте мы еще увидим. И поймем, что все вышеописанное произошло все-таки не зря.

Источник: https://ee.sputniknews.ru/society/20170412/5368397/Poslednjaja-solominka-SSSR-tajny-raketoplana-Buran.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.