Этапы исследования методом наблюдения. Наблюдение – как научный метод
Этапы исследования методом наблюдения
12.Психологическийэксперимент и его виды
Экспериментомназывается метод психологическогоисследования, характеризующийсяболее активным вмешательством в ситуациюсо стороны исследователя, чем это можетбыть осуществлено в наблюдении.
Приведемсамые общие характеристики экспериментакак отличного от наблюдения методаполучения научных психологическихзнаний, которые выделил известныйотечественный психолог С.Л.
Рубинштейн:1) в эксперименте сам исследовательвызывает изучаемое явление, а не ждет,пока явление спонтанно обнаружит себя,2) экспериментатор может варьировать,т.е.
изменять условия, при которых данноеявление наблюдается, 3) изолируяотдельные условия (независимыепеременные), экспериментатор можетвыявить роль отдельных условий или ихсочетаний для возникновения того илииного явления и установить закономерныесвязи, определяющие изучаемый процесс,4) в эксперименте можно варьироватьколичественные соотношения отдельныхусловий и тем самым получить количественныеданные, допускающие математическуюобработку .Виды экспериментов, как иформы наблюдения, можно расклассифицироватьпо ряду оснований1.Не приводя всех возможных классификаций,воспользуемся одной из них, предложеннойизвестным отечественным психологом А.Р.Лурия |78]. Он разделил все методыэкспериментального исследования натри группы.
Группа методов структурного анализа, с помощью которых выделяется и анализируется структура изучаемого психического процесса или явления.
Совокупность экспериментально-генетических методов, с помощью которых прослеживаются различные стадии развития изучаемого процесса (метод срезов) или организуется формирование той или иной психической деятельности (формирующий эксперимент).
Экспериментально-патологические методы (называемые А. Р.Лурия также методами синдромного анализа), которые выявляют комплекс изменений при каких-либо болезненных нарушениях психической деятельности (например, при повреждениях головного мозга или психических заболеваниях) и вскрывают факторы, «отвечающие» за возникновение того или иного комплекса изменений (синдрома).
Методструктурного анализа, по А. Р.Лурия,заключается в следующем. Психолог,изучающий тот или иной психическийпроцесс, ставит перед испытуемымкакую-либо конкретную задачу и прослеживаетстроение соответствующих действийиспытуемого, характер используемых приэтом средств в процессе решенияпоставленной задачи и пр.
Обращаяськ экспериментам второй группы, покажемотличие метода срезов от формирующегоэксперимента на конкретном примереэкспериментального исследования,проведенного А.Н.Леонтьевым подруководством Л. С. Выготского в конце20-х гг. XX в. Его предметом было развитиепамяти как высшей психической функции2.
В эксперименте приняли участие испытуемыетрех возрастных групп: дошкольники,школьники и взрослые, у которых в однойиз экспериментальных серий изучаласьспособность использовать длязапоминания слов особые средства —«узелки на память», т.е. нужно былозапоминать слова («рука», «книга»,«хлеб», «дом» и т.п.) с помощью карточек,на которых были нарисованы другиепредметы.
Карточки выбирались испытуемымипо принципу какого-либо отмеченногоими самими сходства с предметом,обозначенным запоминаемым словом(например, для слова «хлеб» могла бытьвыбрана карточка, на которой быланарисована масленка с маслом, таккак масло можно намазать на хлеб).Былоустановлено существенное различиемежду испытуемыми разных возрастныхгрупп в использовании карточек каксредства запоминания слов: дошкольникиеще не использовали карточку длязапоминания слова, потому что не понималисмысла этой операции, школьники оченьхорошо запоминали с карточками (иплохо без карточек).
Взрослые же запоминалислова с карточками лучше, чем школьники,и намного лучше по сравнению со школьникамибез карточек (согласно гипотезеЛ.С.Выготского, подтвердившейся вданном экспериментальном исследовании,у взрослых имеются уже внутренние«карточки», т.е. определенные внутренниесредства запоминания).
Таким образом,в этих экспериментах были полученыданные, раскрывающие особенностизапоминания у испытуемых каждойвозрастной группы. Экспериментаторпроизводил как бы срез процессаразвития памяти в онтогенезе. Возникал,однако, вопрос: а что происходит на линии«между» этими точками? Ответить на этотвопрос позволил формирующий эксперимент.
В частности, с помощью остроумногометодического приема у испытуемогоформировалось умение использоватьвнутренние средства для запоминания,если до этого он применял только внешниесредства. В одном из экспериментовшкольникам предлагалось для запоминанияне 30 карточек, как обычно, а всего одна.
Тогда процесс запоминания превращалсяв рассказ, каждое слово которогоопределенным образом было связанос карточкой, т.е. средством запоминаниятеперь выступали слова. В результате уиспытуемых появлялась сформированнаяв эксперименте высшая формавнутренне-опосредствованногозапоминания.
Формирующий экспериментшироко используется также в возрастнойи педагогической психологии, в частностив исследованиях и практическихразработках, проводимых на основетеории планомерно-поэтапного формированияумственных действий и понятийП.Я.Гальперина. В группеэкспериментально-генетических методовчасто выделяют так называемыйлонгитюдный метод, т.е.
систематическоеизучение одних и тех же испытуемыхв течение весьма долгого времени(например, в течение нескольких лет илидаже десятилетий). В нейропсихологиии патопсихологии широко используютсяэкспериментально-патологические методы,об особенностях которых можно узнатьиз соответствующих учебных курсов. Видыэкспериментального исследования можноклассифицировать и по ряду другихоснований. Так, выделяют, например,эксперименты естественные и лабораторные,отличающиеся разными условиями ихпроведения (а именно в естественных илилабораторных — и поэтому иногда весьмаискусственных — условиях).
13.Наблюдение — описательный психологический исследовательскийметод, заключающийся в целенаправленноми организованномвосприятии ирегистрации поведения изучаемого объекта.Наблюдение – организованное,целенаправленное, фиксируемое восприятиепсихических явлений с целью их изученияв определённых условиях.
Наблюдениемназывается целенаправленное, организованноеи определённым образом фиксируемоевосприятие исследуемого объекта.Результаты фиксации данных наблюденияназываются описанием поведения объекта.
Наблюдение применяется тогда, когдалибо невозможно, либо непозволительновмешиваться в естественное течениепроцесса. Оно может быть: 1. Непосредственными опосредованным, 2. Внешним и внутренним,3. Включенным (которое может быть открытыми закрытым) и невключенным, 4. Прямым икосвенным, 5.
Сплошным и выборочным (поопределённым параметрам), 6. Полевым (вовседневной жизни) и лабораторным.Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
Создание плана наблюдения.
Выбор метода обработки результатов.
Собственно наблюдение.
Обработка и интерпретация полученной информации.
овседневнойжизни) и лабораторным.
Преимущества метода наблюдения
- Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
- Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
- Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
- Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
- Оперативность получения информации
- Относительная дешевизна метода
Недостатки метода наблюдения
- Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,
- социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
- предубеждение наблюдателя,
- комплексность наблюдаемых ситуаций,
- эффект первого впечатления,
- усталость наблюдателя и наблюдаемого,
- «эффект снисходительности»,
- ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),
- Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
- Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
- Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
- Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
- Сложность соблюдения операциональной валидности.
14. Метод опроса
Ме́тодопро́са — психологический вербально-коммуникативныйметод,заключающийся в осуществлениивзаимодействия между интервьюером иинтервьюирумемы посредством полученияот субъекта ответов на зараенеесформулированные вопросы. Иными словами,опрос представляет собой общение интервюераи респондента, в котором главныминструментом выступает заранеесформулированный вопрос.
Общие сведения
Опросможно рассматривать как один из самыхраспространённых методов полученияинформации о субъектах — респондентахопроса.
Опрос заключается в задаваниилюдям специальных вопросов, ответы накоторые позволяют исследователю получитьнеобходимые сведения в зависимости отзадач исследования. К особенностямопроса можно причислить его массовость,что вызвано спецификой задач, которыеим решаются.
Массовость обуславливаетсятем, что психологу, как правило, требуетсяполучение сведений о группе индивидов,а не изучение отдельного представителя.
Опросыразделяют на стандартизированные и нестандартизированные.Стандартизированные опросы можнорассматривать как строгие опросы, дающиепрежде всего общее представление обисследуемой проблеме.
Нестандартизированныеопросы менее строгие в сравнении состандартизированными, в них отсутствуютжёсткие рамки. Они позволяют варьироватьповедение исследователя в зависимостиот реакции респондентов на вопросы.
Присоздании опросов сначала формулируютпрограммные вопросы, соответствующиезадаче решения, но которые доступны дляпонимания лишь специалистам. Затем этивопросы переводятся в анкетные, которыесформулированы на доступномнеспециалисту языке.
Источник: https://studfile.net/preview/2780889/
Рассмотрение наблюдения, как метод исследования в педагогике
Определение 1
В качестве метода исследования, наблюдение — это понятие в педагогике, которое представляет собой целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие участников педагогического процесса.
Метод наблюдения делится на следующие этапы:
- постановку цели;
- формулировку задач;
- определение длительности процесса наблюдения;
- выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения;
- выбор такого способа наблюдения, который оказывает наименьшее влияние на рассматриваемый объект, однако при этом обеспечивает наилучший уровень сбора информации;
- выбор вариантов обнаружения исследуемого явления;
- обработку и интерпретацию полученных в процессе наблюдения данных.
Методы наблюдения
В зависимости от характеристик выделяются следующие разновидности метода наблюдения:
- по уровню формализованности:
- контролируемое;
- неконтролируемое;
- естественное;
- лабораторное;
- по степени участия в исследуемой ситуации наблюдателя:
- включенное;
- не включенное;
- по условиям организации процесса:
- по регулярности проведения:
- систематическое;
- случайное.
В условиях проведения контролируемого наблюдения перед началом процесса определяются ситуации, в которых оно проводится, а также определенные средства регистрации фактов.
Такой тип наблюдения в большей части случаев находит свое применение в исследованиях описательного или же экспериментального характера, когда педагог уже знаком с рассматриваемым явлением и хочет определить описательные характеристики.
В свою очередь, неконтролируемое педагогическое наблюдение применяется в том случае, когда существует необходимость в предварительном ознакомлении с проблемой. В приведенном типе наблюдения не существует поэтапного плана действий наблюдателя, определены лишь общие черты.
Определение 2
Проведение открытого наблюдения подразумевает оповещение участников о самом факте наблюдения, проведение же закрытого типа, наоборот, не подразумевает осведомленности участвующих в нем людей о том, что они представляют собой объект изучения.
Определение 3
Скрытое наблюдение позволяет определить особенности поведения отдельных личностей и группы в целом, увлечения участников, существование микрогрупп, систему отношений, имеющую место в наблюдаемом коллективе.
Определение 4
Педагогическое наблюдение включенного типа — это такой тип наблюдения, который заключается в факте непосредственного участия в происходящих событиях исследователя. В таком случае наблюдатель имеет возможность не выделяться из толпы исследуемых, изучая интересующие его моменты изнутри. Данный способ позволяет ему наблюдать до этого скрытые явления.
Определение 5
Невключенное наблюдение осуществляется со стороны и в данном случае наблюдатель не представляет собой одного из участников события.
Определение 6
Естественное наблюдение происходит в естественных условиях жизнедеятельности.
Определение 7
Лабораторное наблюдение заключается в создании искусственных условий, лишь моделирующих реальную ситуацию, подлежащую рассмотрению.
Определение 8
Систематическое наблюдение необходимо проводить систематично, с определенной периодичностью. В большей части случаев такой тип наблюдения осуществляется по заранее четко разработанному плану, вполне конкретно описывающем роль наблюдателя в происходящем.
Определение 9
Случайное наблюдение происходит незапланированно, без какого-либо плана действий, однако при этом представляет собой богатый источник необходимой информации.
Требования к методу наблюдения
Метод педагогического наблюдения необходимо осуществлять согласно следующему списку требований:
- сохранению естественного проявления качеств личности;
- объективности фиксации и анализа полученных результатов;
- целенаправленности наблюдения.
Достоинства и недостатки метода наблюдения
В качестве неоспоримых преимуществ метода наблюдения в сравнении с иными способами исследования можно привести следующие факты:
- наблюдение позволяет судить об элементах педагогического процесса в их динамике;
- дает возможность проводить фиксацию педагогических событий в момент их протекания;
- возможность оценивания отдаленных последствий воспитания;
- получение фактических сведений о происходящих событиях;
- независимость наблюдающего от умения исследуемых проводить оценивание своих действий и высказывать свое мнение.
У педагогического наблюдения также есть и отрицательные стороны, к которым можно отнести:
- присутствие элементов субъективности в анализе и оценке со стороны наблюдателя;
- недоступность некоторых сторон деятельности участников исследуемого процесса; малая выборка, которая делает полученные данные нерепрезентативными;
- пассивная позиция исследователя.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/rassmotrenie-nabljudenija/
Наблюдение: метод исследования в психологии – Психологос
Наблюдение в психологии – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.
При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Где применяется
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом.
Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, – в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века – в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Виды наблюдения
Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→
Особенности метода
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются:
- непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
- пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
- сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого.
Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.
Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб. 2000 и Плюсы и минусы метода наблюдения
Предмет наблюдения
Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:
- Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
- Невербальное поведение – экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.,
- Перемещения людей – дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).
То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать.
Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации.
И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.
Как проводить наблюдение
Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).
При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:
- Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
- Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
- Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
- Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности – систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.
Этапы исследования методом наблюдения
- Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
- Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
- Создание плана наблюдения.
- Выбор метода обработки результатов.
- Собственно наблюдение.
- Обработка и интерпретация полученной информации.
Средства наблюдения
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
- Пассивность наблюдателя – наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
- Непосредственность – наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
Этический кодекс APA и наблюдения
Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
- Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
- Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
- Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
- Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/nablyudenie-dvoe-zn--metod-issledovaniya-v-psihologii
Наблюдение как метод исследования
Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа, эксперимент и т.д.
Определение 1
Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).
Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта.
Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования.
Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением.
Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков.
Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Замечание 1
Итак, методом наблюдения может пользоваться исследователь, у которого развита наблюдательность, мышление, умение точно и полно выражать явления и события.
Несмотря на то, что метод наблюдения кажется простым, его проведение требует не только определенных знаний и умений от исследователя, но также длительной и серьезной подготовки.
Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя.
Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.
Виды наблюдения
Классификация наблюдения как метода исследования.
По включенности исследователя в процесс наблюдения:
Прямое наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, то есть действует вместе с испытуемыми. Степень вовлечения исследователя в процесс может быть разным:
- исследователь находится в стороне, не входит в коллектив участников;
- исследователь принимает активное участие в исследуемом процессе совместно с участниками.
Опосредованное наблюдение (косвенное) – вид наблюдения, при котором исследователь не принимает непосредственного участия в процессе. Например, исследователь наблюдает за тем, как испытуемые выполняют самостоятельное задание (решают задачу, собирают пазл и т.д.).
Самонаблюдение – процесс, заключающийся в созерцании собственных внутренних процессов и их внешнее проявление. Например, в качестве самонаблюдения может выступать задание педагога составить самофотографию собственной рабочей недели, то есть записать все дела, которыми испытуемый занимался в течение недели.
Замечание 2
Сложность, и в то же время, уникальность метода самонаблюдения заключается в том, что исследователь должен «проникнуть» внутрь собственных психических процессов и явлений. Сложность его заключается в том, что иногда исследователю трудно выразить свои чувства и переживания.
По длительности наблюдения:
Систематические наблюдения – осуществляются регулярно в течение конкретного временного отрезка (периода).
Систематические наблюдения могут быть:
- длительными,
- непрерывными,
- циклическими.
Несистематические наблюдения – проводятся при необходимости. Чаще всего не организуются заранее, наблюдение осуществляется за неожиданной ситуацией или явлением.
По форме наблюдения:
- Осознанное наблюдение. При данной форме наблюдение испытуемый знает о том, что за ним ведется наблюдения, ему известна цель и задачи наблюдения. Однако иногда может быть такая ситуация, при которой испытуемому сообщают другую цель и задачи наблюдения. Такая необходимость может быть обусловлена этическими нормами, либо некоторыми проблемами исследования.
- Неосознанное наблюдение. При данной форме наблюдения испытуемый не знает о проводимом исследовании. Наблюдатель находится внутри исследуемой системы, то есть он внедряется в нее с целью получения достоверной информации. Важным является то, что испытуемые не должны ни в коем случае знать о роли наблюдателя. Чаще всего неосознанное наблюдение используется в социальной педагогике для исследования социального поведения малых групп.
Замечание 3
Таким образом, наблюдение как метод исследования имеет несколько видов. Выбор вида наблюдения зависит от поставленной цели исследования и особенностей испытуемых объектов и явлений.
Требования к организации наблюдения
Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:
- Определение цели наблюдения. Чем уже и точнее цель, тем легче регистрировать результаты наблюдений и делать надежные выводы. Бесполезно проводить наблюдение «на всякий случай», а затем решать, где и как использовать данные.
- Обрисовка объектов наблюдения. Это могут быть отдельные студенты, классы или группы.
- Разработка схема (плана) наблюдения. Подготовить документы, в том числе – формы протоколов наблюдения, инструкции для наблюдателя. План детализирует все вопросы, на которые исследователю нужно получить конкретные ответы. Если, например, наблюдатель изучает деятельность студента на уроке, он готовит подробную анкету о том, что его интересует в этой деятельности на каждом этапе урока. На бланке протокола или в дневнике указывают дату наблюдения, учебное заведение, учебную группу, ученика, преподавателя, тему занятия и задачи, цель наблюдения, содержание и характер наблюдаемых действий.
- Выбор способов фиксации результатов – это может быть запись в журнал, запись на ленту, фотографирование или видео.
- Выбор методов анализа полученных результатов. Исследователь должен помнить, что недостаточно просто наблюдать и фиксировать конкретное явление или процесс, необходимо дать правильную интерпретацию наблюдаемых явлений и фактов, выявить их причинно-следственную связь.
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/nablyudenie_kak_metod_issledovaniya/