Этапы исследования методом наблюдения. Наблюдение – как научный метод

Этапы исследования методом наблюдения

Этапы исследования методом наблюдения. Наблюдение - как научный метод

12.Психологическийэксперимент и его виды 

Экспериментомназывается метод психологическогоисследо­вания, характеризующийсяболее активным вмешательством в ситуациюсо стороны исследователя, чем это можетбыть осуществлено в наблюдении.

Приведемсамые общие характеристики экспериментакак отличного от наблюдения методаполучения научных психологическихзнаний, которые выделил известныйотечественный психолог С.Л.

Рубинштейн:1) в эксперименте сам исследовательвызывает изучаемое явление, а не ждет,пока явление спонтанно обнаружит себя,2) экспериментатор может варь­ировать,т.е.

изменять условия, при которых данноеявление на­блюдается, 3) изолируяотдельные условия (независимыеперемен­ные), экспериментатор можетвыявить роль отдельных условий или ихсочетаний для возникновения того илииного явления и установить закономерныесвязи, определяющие изучаемый процесс,4) в эксперименте можно варьироватьколичественные соотноше­ния отдельныхусловий и тем самым получить количественныеданные, допускающие математическуюобработку .Виды экспериментов, как иформы наблюдения, можно рас­классифицироватьпо ряду оснований1.Не приводя всех возмож­ных классификаций,воспользуемся одной из них, предложеннойизвестным отечественным психологом А.Р.Лурия |78]. Он разделил все методыэкспериментального исследования натри группы.

  1. Группа методов структурного анализа, с помощью которых выделяется и анализируется структура изучаемого психического процесса или явления.

  2. Совокупность экспериментально-генетических методов, с по­мощью которых прослеживаются различные стадии развития изу­чаемого процесса (метод срезов) или организуется формирование той или иной психической деятельности (формирующий эксперимент).

  3. Экспериментально-патологические методы (называемые А. Р.Лурия также методами синдромного анализа), которые вы­являют комплекс изменений при каких-либо болезненных нару­шениях психической деятельности (например, при повреждениях головного мозга или психических заболеваниях) и вскрывают фак­торы, «отвечающие» за возникновение того или иного комплекса изменений (синдрома).

Методструктурного анализа, по А. Р.Лурия,заключается в сле­дующем. Психолог,изучающий тот или иной психическийпро­цесс, ставит перед испытуемымкакую-либо конкретную задачу и прослеживаетстроение соответствующих действийиспытуемого, характер используемых приэтом средств в процессе решенияпо­ставленной задачи и пр.

Обращаяськ экспериментам второй группы, покажемотличие метода срезов от формирующегоэксперимента на конкретном примереэкспериментального исследования,проведенного А.Н.Леонтьевым подруководством Л. С. Выготского в конце20-х гг. XX в. Его предметом было развитиепамяти как высшей психической функции2.

В эксперименте приняли участие испытуемыетрех воз­растных групп: дошкольники,школьники и взрослые, у которых в однойиз экспериментальных серий изучаласьспособность ис­пользовать длязапоминания слов особые средства —«узелки на память», т.е. нужно былозапоминать слова («рука», «книга»,«хлеб», «дом» и т.п.) с помощью карточек,на которых были на­рисованы другиепредметы.

Карточки выбирались испытуемымипо принципу какого-либо отмеченногоими самими сходства с предметом,обозначенным запоминаемым словом(например, для слова «хлеб» могла бытьвыбрана карточка, на которой быланари­сована масленка с маслом, таккак масло можно намазать на хлеб).

Былоустановлено существенное различиемежду испытуемы­ми разных возрастныхгрупп в использовании карточек каксред­ства запоминания слов: дошкольникиеще не использовали кар­точку длязапоминания слова, потому что не понималисмысла этой операции, школьники оченьхорошо запоминали с карточ­ками (иплохо без карточек).

Взрослые же запоминалислова с карточками лучше, чем школьники,и намного лучше по сравнению со школьникамибез карточек (согласно гипотезеЛ.С.Вы­готского, подтвердившейся вданном экспериментальном иссле­довании,у взрослых имеются уже внутренние«карточки», т.е. определенные внутренниесредства запоминания).

Таким образом,в этих экспериментах были полученыданные, раскрывающие особенностизапоминания у испытуемых каждойвозрастной группы. Экспериментаторпроизводил как бы срез про­цессаразвития памяти в онтогенезе. Возникал,однако, вопрос: а что происходит на линии«между» этими точками? Ответить на этотвопрос позволил формирующий эксперимент.

В частности, с по­мощью остроумногометодического приема у испытуемогоформировалось умение использоватьвнутренние средства для запо­минания,если до этого он применял только внешниесредства. В одном из экспериментовшкольникам предлагалось для запо­минанияне 30 карточек, как обычно, а всего одна.

Тогда процесс запоминания превращалсяв рассказ, каждое слово которогооп­ределенным образом было связанос карточкой, т.е. средством запоминаниятеперь выступали слова. В результате уиспытуемых появлялась сформированнаяв эксперименте высшая формавнут­ренне-опосредствованногозапоминания.

Формирующий экспериментшироко используется также в возрастнойи педагогической психологии, в частностив исследованиях и практическихразра­ботках, проводимых на основетеории планомерно-поэтапного формированияумственных действий и понятийП.Я.Гальперина. В группеэкспериментально-генетических методовчасто выделя­ют так называемыйлонгитюдный метод, т.е.

систематическоеизу­чение одних и тех же испытуемыхв течение весьма долгого време­ни(например, в течение нескольких лет илидаже десятилетий). В нейропсихологиии патопсихологии широко используютсяэкспериментально-патологические методы,об особенностях ко­торых можно узнатьиз соответствующих учебных курсов. Видыэкспериментального исследования можноклассифици­ровать и по ряду другихоснований. Так, выделяют, например,эксперименты естественные и лабораторные,отличающиеся раз­ными условиями ихпроведения (а именно в естественных илилабораторных — и поэтому иногда весьмаискусственных — усло­виях).

13.Наблюдение — описательный психологический исследовательскийметод, заключающийся в целенаправленноми организованномвосприятии ирегистрации поведения изучаемого объекта.Наблюдение – организованное,целенаправленное, фиксируемое восприятиепсихических явлений с целью их изученияв определённых условиях.

Наблюдениемназывается целенаправленное, организованноеи определённым образом фиксируемоевосприятие исследуемого объекта.Результаты фиксации данных наблюденияназываются описанием поведения объекта.

Наблюдение применяется тогда, когдалибо невозможно, либо непозволительновмешиваться в естественное течениепроцесса. Оно может быть: 1. Непосредственными опосредованным, 2. Внешним и внутренним,3. Включенным (которое может быть открытыми закрытым) и невключенным, 4. Прямым икосвенным, 5.

Сплошным и выборочным (поопределённым параметрам), 6. Полевым (вовседневной жизни) и лабораторным.
  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

  3. Создание плана наблюдения.

  4. Выбор метода обработки результатов.

  5. Собственно наблюдение.

  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

овседневнойжизни) и лабораторным.

Преимущества метода наблюдения

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
  • Оперативность получения информации
  • Относительная дешевизна метода

Недостатки метода наблюдения

  • Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя,
  • социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому,
  • предубеждение наблюдателя,
  • комплексность наблюдаемых ситуаций,
  • эффект первого впечатления,
  • усталость наблюдателя и наблюдаемого,
  • «эффект снисходительности»,
  • ошибка усреднения (боязнь крайних суждений),
  • Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.
  • Необходимость классифицировать результаты наблюдения.
  • Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).
  • Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.
  • Сложность соблюдения операциональной валидности.

14. Метод опроса

Ме́тодопро́са — психологический вербально-коммуникативныйметод,заключающийся в осуществлениивзаимодействия между интервьюером иинтервьюирумемы посредством полученияот субъекта ответов на зараенеесформулированные вопросы. Иными словами,опрос представляет собой общение интервюераи респондента, в котором главныминструментом выступает заранеесформулированный вопрос.

Общие сведения

Опросможно рассматривать как один из самыхраспространённых методов полученияинформации о субъектах — респондентахопроса.

Опрос заключается в задаваниилюдям специальных вопросов, ответы накоторые позволяют исследователю получитьнеобходимые сведения в зависимости отзадач исследования. К особенностямопроса можно причислить его массовость,что вызвано спецификой задач, которыеим решаются.

Массовость обуславливаетсятем, что психологу, как правило, требуетсяполучение сведений о группе индивидов,а не изучение отдельного представителя.

Опросыразделяют на стандартизированные и нестандартизированные.Стандартизированные опросы можнорассматривать как строгие опросы, дающиепрежде всего общее представление обисследуемой проблеме.

Нестандартизированныеопросы менее строгие в сравнении состандартизированными, в них отсутствуютжёсткие рамки. Они позволяют варьироватьповедение исследователя в зависимостиот реакции респондентов на вопросы.

Присоздании опросов сначала формулируютпрограммные вопросы, соответствующиезадаче решения, но которые доступны дляпонимания лишь специалистам. Затем этивопросы переводятся в анкетные, которыесформулированы на доступномнеспециалисту языке.

Источник: https://studfile.net/preview/2780889/

Рассмотрение наблюдения, как метод исследования в педагогике

Этапы исследования методом наблюдения. Наблюдение - как научный метод
Определение 1

В качестве метода исследования, наблюдение — это понятие в педагогике, которое представляет собой целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие участников педагогического процесса.

Метод наблюдения делится на следующие этапы:

  • постановку цели;
  • формулировку задач;
  • определение длительности процесса наблюдения;
  • выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения;
  • выбор такого способа наблюдения, который оказывает наименьшее влияние на рассматриваемый объект, однако при этом обеспечивает наилучший уровень сбора информации;
  • выбор вариантов обнаружения исследуемого явления;
  • обработку и интерпретацию полученных в процессе наблюдения данных.

Методы наблюдения

В зависимости от характеристик выделяются следующие разновидности метода наблюдения:

  1. по уровню формализованности:
  • контролируемое;
  • неконтролируемое;
  • естественное;
  • лабораторное;
  1. по степени участия в исследуемой ситуации наблюдателя:
  • включенное;
  • не включенное;
  1. по условиям организации процесса:
  1. по регулярности проведения:
  • систематическое;
  • случайное.

В условиях проведения контролируемого наблюдения перед началом процесса определяются ситуации, в которых оно проводится, а также определенные средства регистрации фактов.

Такой тип наблюдения в большей части случаев находит свое применение в исследованиях описательного или же экспериментального характера, когда педагог уже знаком с рассматриваемым явлением и хочет определить описательные характеристики.

В свою очередь, неконтролируемое педагогическое наблюдение применяется в том случае, когда существует необходимость в предварительном ознакомлении с проблемой. В приведенном типе наблюдения не существует поэтапного плана действий наблюдателя, определены лишь общие черты.

Определение 2

Проведение открытого наблюдения подразумевает оповещение участников о самом факте наблюдения, проведение же закрытого типа, наоборот, не подразумевает осведомленности участвующих в нем людей о том, что они представляют собой объект изучения.

Определение 3

Скрытое наблюдение позволяет определить особенности поведения отдельных личностей и группы в целом, увлечения участников, существование микрогрупп, систему отношений, имеющую место в наблюдаемом коллективе.

Определение 4

Педагогическое наблюдение включенного типа — это такой тип наблюдения, который заключается в факте непосредственного участия в происходящих событиях исследователя. В таком случае наблюдатель имеет возможность не выделяться из толпы исследуемых, изучая интересующие его моменты изнутри. Данный способ позволяет ему наблюдать до этого скрытые явления.

Определение 5

Невключенное наблюдение осуществляется со стороны и в данном случае наблюдатель не представляет собой одного из участников события.

Определение 6

Естественное наблюдение происходит в естественных условиях жизнедеятельности.

Определение 7

Лабораторное наблюдение заключается в создании искусственных условий, лишь моделирующих реальную ситуацию, подлежащую рассмотрению.

Определение 8

Систематическое наблюдение необходимо проводить систематично, с определенной периодичностью. В большей части случаев такой тип наблюдения осуществляется по заранее четко разработанному плану, вполне конкретно описывающем роль наблюдателя в происходящем.

Определение 9

Случайное наблюдение происходит незапланированно, без какого-либо плана действий, однако при этом представляет собой богатый источник необходимой информации.

Требования к методу наблюдения

Метод педагогического наблюдения необходимо осуществлять согласно следующему списку требований:

  • сохранению естественного проявления качеств личности;
  • объективности фиксации и анализа полученных результатов;
  • целенаправленности наблюдения.

Достоинства и недостатки метода наблюдения

В качестве неоспоримых преимуществ метода наблюдения в сравнении с иными способами исследования можно привести следующие факты:

  • наблюдение позволяет судить об элементах педагогического процесса в их динамике;
  • дает возможность проводить фиксацию педагогических событий в момент их протекания;
  • возможность оценивания отдаленных последствий воспитания;
  • получение фактических сведений о происходящих событиях;
  • независимость наблюдающего от умения исследуемых проводить оценивание своих действий и высказывать свое мнение.

У педагогического наблюдения также есть и отрицательные стороны, к которым можно отнести:

  • присутствие элементов субъективности в анализе и оценке со стороны наблюдателя;
  • недоступность некоторых сторон деятельности участников исследуемого процесса; малая выборка, которая делает полученные данные нерепрезентативными;
  • пассивная позиция исследователя.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/rassmotrenie-nabljudenija/

Наблюдение: метод исследования в психологии – Психологос

Этапы исследования методом наблюдения. Наблюдение - как научный метод

Наблюдение в психологии – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

​​​​​​​​​​​​​​Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом.

Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, – в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века – в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.→

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого.

Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.

Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб. 2000 и Плюсы и минусы метода наблюдения

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
  • Невербальное поведение – экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.,
  • Перемещения людей – дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать.

Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации.

И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

  • Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
  • Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности – систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  1. Пассивность наблюдателя – наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  2. Непосредственность – наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/nablyudenie-dvoe-zn--metod-issledovaniya-v-psihologii

Наблюдение как метод исследования

Этапы исследования методом наблюдения. Наблюдение - как научный метод

Одним из самых распространенных и часто встречаемых методов исследования является наблюдение. Данный метод познания легок в применении, не требует дополнительных затрат и т.д. Для получения максимально точной информации метод наблюдения используется в сочетании с другими методами, такими как беседа, эксперимент и т.д.

Определение 1

Наблюдение – это запланированное и целенаправленное восприятие объекта, процесса, явления и т.д., полученные результаты которого фиксируются исследователем (наблюдателем).

Сущность наблюдения заключается в точной и полной фиксации фактов, полученных с помощью органов чувств (зрение, слух и т.д.), знаний, умений и жизненного опыта.

Таким образом, наблюдение – это активная форма чувственного познания, цель которого заключается в накоплении фактов и первоначальных представление об объекте исследования.

Важной чертой наблюдения является то, что оно тесно связано с мышлением.

Исследователь, проводящий наблюдение должен уметь анализировать, вычленять важное из общего, осуществлять группировку фактов, свойств, явлений и признаков.

Кроме того, наблюдение неотделимо от речи, то есть умения точно и полно описывать увиденное. В том случае, если полученные факты описаны скудно или недостаточно, то ценность полученной информации будет малонаучной и низкой.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Итак, методом наблюдения может пользоваться исследователь, у которого развита наблюдательность, мышление, умение точно и полно выражать явления и события.

Несмотря на то, что метод наблюдения кажется простым, его проведение требует не только определенных знаний и умений от исследователя, но также длительной и серьезной подготовки.

Целью проведения наблюдения является изучение характерных особенностей и изменений определенного явления, предмета или действия, которые находятся в конкретных условиях. Результаты явления во многом зависят от уровня подготовленности и опыта исследователя.

Одной из особенностей наблюдения является то, что результаты зависят от субъективного отношения исследователя к объекту наблюдения. Именно поэтому наблюдение необходимо сочетать с другими методами исследования. Комплексное сочетание методов гарантирует получение максимально объективного результата.

Виды наблюдения

Классификация наблюдения как метода исследования.

По включенности исследователя в процесс наблюдения:

  1. Прямое наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь принимает непосредственное участие в исследуемом процессе, то есть действует вместе с испытуемыми. Степень вовлечения исследователя в процесс может быть разным:

    • исследователь находится в стороне, не входит в коллектив участников;
    • исследователь принимает активное участие в исследуемом процессе совместно с участниками.
  2. Опосредованное наблюдение (косвенное) – вид наблюдения, при котором исследователь не принимает непосредственного участия в процессе. Например, исследователь наблюдает за тем, как испытуемые выполняют самостоятельное задание (решают задачу, собирают пазл и т.д.).

  3. Самонаблюдение – процесс, заключающийся в созерцании собственных внутренних процессов и их внешнее проявление. Например, в качестве самонаблюдения может выступать задание педагога составить самофотографию собственной рабочей недели, то есть записать все дела, которыми испытуемый занимался в течение недели.

    Замечание 2

    Сложность, и в то же время, уникальность метода самонаблюдения заключается в том, что исследователь должен «проникнуть» внутрь собственных психических процессов и явлений. Сложность его заключается в том, что иногда исследователю трудно выразить свои чувства и переживания.

По длительности наблюдения:

  1. Систематические наблюдения – осуществляются регулярно в течение конкретного временного отрезка (периода).

    Систематические наблюдения могут быть:

    • длительными,
    • непрерывными,
    • циклическими.
  2. Несистематические наблюдения – проводятся при необходимости. Чаще всего не организуются заранее, наблюдение осуществляется за неожиданной ситуацией или явлением.

По форме наблюдения:

  1. Осознанное наблюдение. При данной форме наблюдение испытуемый знает о том, что за ним ведется наблюдения, ему известна цель и задачи наблюдения. Однако иногда может быть такая ситуация, при которой испытуемому сообщают другую цель и задачи наблюдения. Такая необходимость может быть обусловлена этическими нормами, либо некоторыми проблемами исследования.
  2. Неосознанное наблюдение. При данной форме наблюдения испытуемый не знает о проводимом исследовании. Наблюдатель находится внутри исследуемой системы, то есть он внедряется в нее с целью получения достоверной информации. Важным является то, что испытуемые не должны ни в коем случае знать о роли наблюдателя. Чаще всего неосознанное наблюдение используется в социальной педагогике для исследования социального поведения малых групп.

Замечание 3

Таким образом, наблюдение как метод исследования имеет несколько видов. Выбор вида наблюдения зависит от поставленной цели исследования и особенностей испытуемых объектов и явлений.

Требования к организации наблюдения

Целесообразно выделить следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:

  1. Определение цели наблюдения. Чем уже и точнее цель, тем легче регистрировать результаты наблюдений и делать надежные выводы. Бесполезно проводить наблюдение «на всякий случай», а затем решать, где и как использовать данные.
  2. Обрисовка объектов наблюдения. Это могут быть отдельные студенты, классы или группы.
  3. Разработка схема (плана) наблюдения. Подготовить документы, в том числе – формы протоколов наблюдения, инструкции для наблюдателя. План детализирует все вопросы, на которые исследователю нужно получить конкретные ответы. Если, например, наблюдатель изучает деятельность студента на уроке, он готовит подробную анкету о том, что его интересует в этой деятельности на каждом этапе урока. На бланке протокола или в дневнике указывают дату наблюдения, учебное заведение, учебную группу, ученика, преподавателя, тему занятия и задачи, цель наблюдения, содержание и характер наблюдаемых действий.
  4. Выбор способов фиксации результатов – это может быть запись в журнал, запись на ленту, фотографирование или видео.
  5. Выбор методов анализа полученных результатов. Исследователь должен помнить, что недостаточно просто наблюдать и фиксировать конкретное явление или процесс, необходимо дать правильную интерпретацию наблюдаемых явлений и фактов, выявить их причинно-следственную связь.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/nablyudenie_kak_metod_issledovaniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.