Детали машин и основы конструирования основные понятия. Детали машин и основы конструирования
Детали машин
Курс учебной дисциплины “Детали машин” рассматривает основы расчета и конструирования деталей, узлов и агрегатов, встречающихся в различных машинах и механизмах.
Учебными программами среднего профессионального образования предмет “Детали машин” рассматриваются и изучаются, как раздел учебной дисциплины “Техническая механика”, куда входят, также, “Теоретическая механика” и “Сопротивление материалов”.
В технических и строительных ВУЗах эти предметы изучаются более углубленно и преподаются как самостоятельные учебные дисциплины.
Детали машин должны удовлетворять двум основным условиям: надежности и экономичности. Под экономичностью понимают минимально необходимую стоимость проектирования, изготовления и эксплуатации.
***
Понятия и определения раздела “Детали машин”
Предмет “Детали машин” оперирует следующими основными понятиями и определениями:
Машина (от латинского machina) – механическое устройство, выполняющее движения с целью преобразования энергии, материалов или информации. Основное назначение машин – частичная или полная замена производственных функций человека с целью повышения производительности, облегчения человеческого труда или замены человека в недопустимых для него условиях работы.
В зависимости от выполняемых функций машины делятся на энергетические, рабочие (транспортные, технологические, транспортирующие), информационные (вычислительные, шифровальные, телеграфные и т.п.), машины-автоматы, сочетающие в себе функции нескольких видов машин, включая информационные.
Агрегат (от латинского aggrego – присоединяю) – укрупненный унифицированный элемент машины (например, в автомобиле: двигатель, топливоподающий насос), обладающий полной взаимозаменяемостью и выполняющий определенные функции в процессе работы машины.
Механизм – искусственно созданная система материальных тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемое (необходимое) движение других тел. Примерами механизмов могут служить различные редукторы, коробки передач автомобилей, тракторов и т. п.Прибор – устройство, предназначенное для измерений, производственного контроля, управления, регулирования и других функций, связанных с получением, преобразованием и передачей информации.
Сборочная единица (узел) – изделие или часть его (часть машины), составные части которого подлежат соединению между собой (собираются) на предприятии изготовителе (смежном предприятии).
Сборочная единица имеет, как правило, определенное функциональное назначение.
Деталь – наименьшая неделимая (не разбираемая) часть машины, агрегата, механизма, прибора, узла, т. е. деталь – это часть машины, которую изготовляют без сборочных операций.
В зависимости от сложности изготовления детали, в свою очередь, делятся на простые и сложные.
Простые детали для своего изготовления требуют небольшого числа уже известных и хорошо освоенных технологических операций и изготавливаются при массовом производстве на станках-автоматах (например, крепежные изделия – болты, винты, гайки, шайбы, шплинты; зубчатые колеса небольших размеров и т.п.).
Узлы и детали общего назначения применяются в большинстве современных машин и приборов (крепежные детали: болты, винты, гайки, шайбы; зубчатые колеса, подшипники качения и т.п.).
Их изготовляют ежегодно в больших количествах (в одном легковом автомобиле более пяти тысяч различных типов деталей, более тридцати подшипников), поэтому знание основных методов расчета, правил и норм проектирования, подтвержденных статистикой эксплуатации, очень важно для конструкторской подготовки.
Именно такие детали изучаются в курсе деталей машин.
Сложные детали имеют чаще всего достаточно сложную конфигурацию, а при их изготовлении применяются достаточно сложные технологические операции и используется значительный объем ручного труда, для выполнения которого в последние годы все чаще применяются роботы (например, при сборке-сварке кузовов легковых автомобилей).
К узлам и деталям специального назначения относятся такие узлы и детали, которые входят в состав одного или нескольких типов машин и приборов (например, поршни и шатуны ДВС, лопатки турбин газотурбинных двигателей, траки гусениц тракторов, танков и БМП) и изучаются в соответствующих специальных курсах (например, таких как “Теория и конструкция ДВС”, “Конструкция и расчет гусеничных машин” и др.).***
По функциональному назначению узлы и детали делятся на:
Корпусные детали, предназначенные для размещения и фиксации подвижных деталей механизма, для их защиты от действия неблагоприятных факторов внешней среды, а также для крепления механизмов в составе машин и агрегатов. Часто, кроме того, корпусные детали используются для хранения эксплуатационного запаса смазочных материалов.
Соединительные детали для разъемного и неразъемного соединения (например, муфты – устройства для соединения вращающихся валов; болты винты шпильки гайки – детали для разъемных соединений; заклепки – детали для неразъемного соединения).
Передаточные механизмы и детали, предназначенные для передачи энергии и движения от источника (двигателя) к потребителю (исполнительному механизму), выполняющему необходимую полезную работу.
В курсе «Детали машин» рассматриваются в основном передачи вращательного движения: фрикционные, зубчатые, ременные, цепные и т.п. Эти передачи содержат большое число деталей вращения: валы, шкивы, зубчатые колеса и т.п.
Иногда возникает необходимость передавать энергию и движение с преобразованием последнего, например, вращательного в поступательное и наоборот. В таких случаях используются кулачковые, реечные и рычажные механизмы.
Упругие элементы предназначены для ослабления ударов и вибрации или для накопления энергии с целью последующего совершения механической работы (рессоры колесных машин, противооткатные устройства пушек, боевая пружина стрелкового оружия).
Инерционные детали и элементы предназначены для предотвращения или ослабления колебаний (в линейном или вращательном движениях) за счет накопления и последующей отдачи кинетической энергии (маховики, противовесы, маятники, бабы, шаботы).
Защитные детали и уплотнения предназначены для защиты внутренних полостей узлов и агрегатов от действия неблагоприятных факторов внешней среды и от вытекания смазочных материалов из этих полостей (пыльники, сальники, крышки, рубашки и т.п.).
Детали и узлы регулирования и управления предназначены для воздействия на агрегаты и механизмы с целью изменения их режима работы или его поддержания на оптимальном уровне (тяги, рычаги, тросы и т.п.).
Основными требованиями, предъявляемыми к деталям машин, являются требования работоспособности и надежности. К деталям, непосредственно контактирующим с человеком-оператором (ручки и рычаги управления, элементы кабин машины, приборные щитки и т.п.
), кроме названных предъявляются требования эргономичности и эстетичности.
Еще одно важное требование, предъявляемое к машинам и их деталям – технологичность конструкции, которая характеризуется наименьшими затратами при производстве, эксплуатации и ремонте.
***
Объекты изучения раздела “Детали машин”
Предмет Детали машин изучает следующие объекты и составляющие звенья конструкций:
Соединения и детали соединений. Соединения разделяют на разъемные и неразъемные.
Разъемные соединения допускают многократную переборку. Их основные типы: резьбовые, шпоночные, шлицевые, клеммовые, на закрепительных конических втулках.
Неразъемные соединения не допускают многократной переборки. Для разборки такого соединения его нужно разрушить. Основные типы: сварные, клеевые, паяные, заклепочные, соединения с натягом. Последние относят к неразъемным условно, так как они позволяют проводить сборку и разборку, но не многократно.
Детали передач. В курсе рассматривают механические передачи: зубчатые, планетарные, волновые, червячные, фрикционные, ременные, цепные, винт-гайка и некоторые другие.
Детали, обслуживающие вращательное движение – валы и оси, подшипники качения и скольжения, муфты приводов.
При изучении каждого из объектов рассматривается:
- Назначение объекта (передачи, муфты, соединения).
- Описание конструкции и принципа действия (работы).
- Области применения.
- Сравнительные достоинства и недостатки.
- Условия работы и действующие нагрузки.
- Характер и причины отказа – критерии работоспособности.
- Применяемые материалы и сведения о технологии изготовления.
- Методы расчета и конструирования (составление расчетной схемы; проектировочный и (или) проверочный расчет по основным критериям работоспособности; рекомендации по конструированию).
- Направления совершенствования конструкции и методов расчета.
При выполнении курсового проекта дополнительно изучают проектирование корпусных деталей (корпусов, рам, плит), деталей смазывающих устройств, упругих элементов и др.
***
Работоспособность и надежность деталей машин
Олимпиады и тесты
Источник: http://k-a-t.ru/detali_mashin/1-dm/
Открытое образование: Онлайн-курс
- 13 недель
- 4 зачётных единицы
Курс разработан НИТУ «МИСиС»
«Детали машин и основы конструирования» – один из основных инженерных курсов, который преподается большинству студентов инженерно-технических специальностей.
В программе курса изучается устройство, принципы работы, а также методы конструирования деталей и узлов машин общего назначения: разъемных и неразъемных соединений, передач трением и зацеплением, валов и осей, подшипников скольжения и качения, различных муфт.
В начале курсе излагаются понятия и определения, используемые в машиностроении, критерии работоспособности деталей машин, основные машиностроительные материалы, нормирование точности изготовления деталей, рассматриваются различные варианты соединения деталей: резьбовые, сварные, заклепочные, шпоночные, шлицевые и т.д.
Подробно изучаются наиболее используемые механизмы в машиностроении – механические передачи, а именно зубчатые передачи (среди них планетарные, червячные, волновые), фрикционные, цепные, а также передачи «винт-гайка».
Рассматриваются их кинематические расчеты, расчеты на прочность и жесткость, методы рационального выбора материалов и способы соединения деталей, расчеты валов и осей, подшипников, муфт.
В конце курса на примере одного из редукторов обобщается методика конструирования привода: от расчетов его кинематических и энергосиловых параметров до определения размеров подшипников.
Формат
Курс включает в себя просмотр тематических видеолекций с несколькими вопросами для самопроверки; выполнение многовариантных тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов; объяснение примеров решения задач; лабораторные работы.
1. Учебник «Детали машин и основы конструирования» / С.М. Горбатюк, А.Н. Веремеевич, С.В. Албул, И.Г. Морозова, М.Г. Наумова – М.: Изд. Дом МИСиС, 2014 / ISBN 978-5-87623-754-5
2. Учебно-методическое пособие «Детали машин и оборудование. Проектирование приводов» / С.М. Горбатюк, С.В. Албул – М.: Изд. Дом МИСиС, 2013
Требования
Для полноценного освоения курса слушатель должен владеть базовыми знаниями из курсов математики, инженерной графики, теоретической механики, сопротивления материалов.
Программа курса
1. Основные понятия и определения. Критерии работоспособности деталей машин;2. Машиностроительные материалы. Их классификация и область применения;3. Допуски размеров. Посадки деталей. Отклонения формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхности;4. Неразъемные соединения деталей: сварные, заклепочные, паяные, клеевые;5.
Разъемные соединения деталей: резьбовые, шпоночные, шлицевые, штифтовые, клеммовые;6. Зубчатые передачи. Основная теорема зацепления. Геометрия зубьев. Методика расчета передач;7. Многозвенные зубчатые передачи: планетарные, дифференциальные, волновые. Кинематика передач;8. Червячные передачи. Геометрия и конструкция.
КПД передачи и ее тепловой расчет;9. Фрикционные передачи и вариаторы. Ременные передачи;10. Валы и оси. Критерии работоспособности. Расчет на прочность. Уплотнения валов;11. Подшипники. Классификация и конструкция. Расчет подшипников;12. Муфты: неуправляемые, компенсирующие, предохранительные;
13. Методика конструирования.
Пример конструирования редуктора.
Результаты обучения
После прохождения курса слушатели будут знать:• основные типы соединений деталей машин; • основные типы и характеристики механических передач; • основные типы и область применения подшипников качения и скольжения, муфт;• методы расчета и проектирования узлов и деталей машин общего назначения;• методы проектно-конструкторской работы. Уметь:• составлять расчетные схемы нагружения узлов; • определять усилия, моменты, напряжения и перемещения, действующие на детали машин;• проектировать и конструировать типовые элементы машин, выполнять их оценку по прочности, жесткости и другим критериям работоспособности. Владеть: • навыками выбора материалов и назначения их обработки; • навыками оформления проектной и конструкторской документации в соответствии с требованиями ЕСКД;
• навыками эскизного, технического и рабочего проектирования узлов машин.
Формируемые компетенции
15.03.02 Технологические машины и оборудование
- способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
- способность принимать участие в работах по расчету и проектированию деталей и узлов машиностроительных конструкций в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации проектирования (ПК-5);
- способность разрабатывать рабочую проектную и техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы с проверкой соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-6);
- способность создавать техническую документацию на конструкторские разработки в соответствии с существующими стандартами и другими нормативными документами (ППК-2);
- способность разрабатывать технологическую и производственную документацию с использованием современных инструментальных средств (ППК-9).
Источник: https://openedu.ru/course/misis/DETMACH/