Боги смерти в разных культурах. Ч.1. Самые знаменитые боги смерти
Как выглядит смерть в разных религиях и культурах (11 фото)
Образ смерти во все времена волновал людей. Для его этого они придумывали богов, демонов и духов.
Миктлантекутли — ацтекская мифология
Дословно — «Владыка Миктлана», собственно, от названия подземного загробного мира в мифологии ацтеков — Миктлан.
Как и многие другие образы смерти, обычно изображался в виде окровавленного скелета, или в виде человека с зубастым черепом вместо головы. Постоянными спутниками Миктлантекутли являются летучая мышь, паук и сова.
Ну и, конечно, его жена — богиня Миктлансиуатль, вместе с которой они обитают в самой нижней, девятой преисподней Миктлана в доме без окон.Вообще у ацтеков было сразу несколько богов смерти, но Миктлантекутли среди них был наиболее почитаемым. Считалось, что в его царство попадают люди, которые умерли обычной смертью, то есть не на войне, не во время жертвоприношений и не от родов. Ну а ритуалы поклонения самому Миктлантекутли очень часто включали в себя в том числе и каннибализм.
Мара — буддизм
В буддизме нет как такового бога смерти, но есть персонаж, олицетворяющий собой саму смерть и разрушение. Это демон-искуситель по имени Мара, возглавляющий царство богов и соблазняющий Будду видениями красивых женщин.
Буддисты считают, что Мара отвлекает людей от духовных практик тем, что преподносит именно земную жизнь, как нечто очень привлекательное и положительное.
Тем не менее, считается, что Мара имеет власть ровно настолько, насколько сам человек ему это позволяет.
Хине-нуи-те-по — мифология маори
В переводе с языка маори это имя означает «Великая женщина ночи». Хине-нуи-те-по — богиня ночи и смерти. В подземный мир она сбежала после того как узнала, что бог Тане, женившийся на ней, является её отцом.
Согласно легенде, случилось это так: все дети бога-отца Ранги и богини-матери Папы были мужского пола. Тане, бог лесов и птиц, первым из братьев ощутил необходимость найти себе жену. Его мать показала ему, как создать женщину из красной земли. Тане вдохнул жизнь в землю и затем женился на этой женщине.
Когда Хине узнала, что её муж одновременно приходится её отцом, она от стыда и отвращения сбежала в мир духов.
Хель — германо-скандинавская мифология
Хель — дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды, а ещё она повелительница Хельхейма — мира мёртвых. Её туда «назначил», если можно так выразиться сам Один. Когда Хель вместе с другими детьми Локи привезли к верховному богу, он отдал ей во владение страну мёртвых.
В эту страну по преданиям попадают все умершие, кроме героев, которые погибли в бою, тех валькирии забирают в Вальхаллу. О самой известно, что она огромного роста, крупнее большинства великанов.
Одна половина её тела чёрно-синяя, другая мертвенно-бледная, кроме того выше пояса она выглядит как обычная живая женщина, но её бёдра и ноги были покрыты пятнами и разлагаются, как у трупа.
Барон Суббота — религия вуду
Барон Суббота — один из самых элегантных образов смерти, которые только можно придумать. Обычно он изображается в виде скелета или очень худого человека в одежде похоронных дел мастера, чёрный фрак и чёрный цилиндр.
Барону Суббота, согласно верованиям вуду, всегда посвящается первая могила на каждом новом кладбище. Барон Суббота — это не бог, а некий дух, демон или, как говорится в религии вуду, лоа. Поэтому он может вселиться в человека.
Считается, что человек, в которого вселился Барон Суббота, проявляет невоздержанность в питье и пище, курении и сексе.
Нергал — шумеро-аккадская мифология
У жителей древней Месопотамии и Вавилона было сразу несколько божеств, отвечающих за загробную жизнь. Но ближе всех к образу самой смерти — именно Нергал. Это хтоническое божество, олицетворявшее различные негативные явления. Нергалу приписывалось развязывание несправедливых войн, а сам он изображался как насылающий опасные болезни, в том числе лихорадку и чуму.
Супай — мифология инков
Супай в мифологии инков является богом смерти, правителем подземного мира Уку Пача и предводитель демонов. В некоторых районах Южной Америки имя Супай в буквальном смысле означает дьявол.
Танатос — греческая мифология
В то время как знаменитый Аид был владыкой подземного царства, Танатос в прямом смысле был олицетворением самой смерти. Согласно легендам он был сыном Нюкты и Эреба и братом-близнецом бога сна Гипноса. Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте.
Грох — армянская мифология
Дословно — «пишущий» или «записывающий». Главной функцией этого духа смерти считался учёт грехов и добрых дел у людей. На лбу у каждого человека Грох записывает при рождении его судьбу и на протяжении всей жизни этого человека, отмечает в своей книге все его грехи и благие поступки, чтобы потом сообщить их на Божьем Суде.
Оркус — римская мифология
Первоначально был одним из демонов или мелких божеств, но позже стал считаться полноправным правителем загробного мира. Его часто изображали в виде демона, покрытого шерстью и иногда крылатого. На своих крыльях он уносил человеческие души в свой загробный мир.
Источник: https://nlo-mir.ru/religia/50828-smert-v-raznyh-religija.html
Самые страшные боги – смерти и разрушения
Этих существ объединяет то, что они осуществляют профилактически-санитарную функцию по отношению к Душам людей.
Пока человек живой и его Душа в воплощении, эти боги для него – самые страшные. Он очень редко способен позитивно воспринимать подобных божественных судей, воспитателей и карателей. Божества смерти и разрушения вызывают глубокий страх, с ними связана концепция греха, внешних наказаний и внутренних мук совести.
Прослеживается связь данных богов с архетипом знака Скорпион и планетой Плутон.
Египет
Анубис – бог смерти в Египте, сын Осириса. Изображался с песьей головой / с головой шакала и телом человека. Его зооморфный образ – шакал. В период Древнего Царства имел также имя Хентиаменти – «глава Запада», где по поверьям существовало царство мертвых.
Анубис – проводник умерших в царство мертвых, покровитель кладбищ и некрополей. Имел также функцию судебную – участвовал в суде над человеческой душой, попавшей в загробный мир. Якобы именно он взвешивал сердце умершего чтобы определить вес его прегрешений.
Инпут – жена Анубиса или его женская форма. Изображалась соответственно – как женщина с головой шакала. Богиня такого места, куда прибывали души умерших, в Древнем Египте оно называлось Дуат.
Черные псы (волки, шакалы): Упуаут, Офоис, Исдес – проводники Душ умерших в царство мертвых, в Дуат, которых также ассоциировали с Анубисом.
Серкет – одна из дочерей Ра, повелевает мертвыми, защищает истину. Её символ – не только скорпион, но и Анх – ключ вечной жизни, что в совокупности означает трансформацию человека.
Индия и Иран
Мритью – «смерть», служит владыке недр и судье загробного мира – Яме.
Насу – иранский демон смерти, его образ – мерзкая трупная муха, которая прилетает дабы завладеть человеческой душой, покидающей тело, которое к тому же осквернялось этим демоном. Родственники умершего способны бороться с Насу – распевая священные тексты и произнося божественные имена.
Шива – индийский бог разрушения, его атрибуты – это змеи и черепа. В его свите – злые духи, которые живут на кладбищах и питаются человечиной. Его разрушительные образы: Бхайрава – чудище с огромными клыками, пожиратель, порожденный Хоосом и Вирабхадра – имеющий тысячи голов и рук.
Как Шива изначально «благой, приносящий счастье», хранитель Вселенной, докатился до жизни такой? А случилось то, что Шива выпил яд калакуту, который образовался когда боги пахтали океан, сотворяя мир. Этот яд превратился в зло внутри Шивы. Этим поступком он по сути спас Вселенную, но это же сделало его олицетворением зла.
Ниррити – «отсутствие риты», то есть естественного порядка вещей. Символизирует, смерть и разложение, разрушение и распад. В гимнах «Ригведы» воспеваются гимны защищающие от её влияния.
Древняя Греция
Танатос – греческий бог смерти, близнец Гипноса – бога сна. Неумолимое существо, не способное к жалости и компромиссам. Не принимает ни дары, ни жертвы – ничем его не смилостивить. Даже боги его не любят за «железное» сердце.
Керы – «смерть, порча», обитательницы подземного Аида, царства мертвых. По природе свой это демоны, питающиеся кровью раненых в боях людей, приносят болезни и беды.
Ламия – «завладевающая», изначально царица-красавица, в которую влюбился Зевс. После вмешательства в историю законной зевсовой жены Геры, истребившей детей Ламии, красавица превратилась в злой дух. Характер Ламии – разрушительный, она символизирует собой слепую месть, когда потеряв своих детей, не находит ничего лучшего как похищать и пожирать чужих.
М.А.Врубель. Демон, рисунок
Потеряв покой и лишенная сна, она может видеть лишь в темноте (днем теряет зрение). Ночью прокрадывается к юношам чтобы соблазнить их и высосать кровь. Этот образ сходен с шумерской Лилит.
Ламию могли изображать в виде змеи, имеющей голову и грудь красивой женщины.
Эриннии – «гневные», божественные сущности древнего, еще матриархального мира, предшественницы подземного владыки Аида. Человеческое воображение представляло их в виде старух страшного вида, что усугублялось змеями в волосах. В руках у каждой эриннии были предметы, помогающие выполнять свое назначение – факела, бичи и пр.
Им приписывалась карательная функция, например, они наказывали как людей, плюющих на свой долг по отношению к родителям – при жизни, так и их души в Аиде.
Орест и эриннии
Эриннии также охраняли права умерших.
Самая знаменитая эринния, символизирующая жестокие напасти, которые переносит человек, называется Мегера. У нас это имя хотя и стало нарицательным, но мало кто знает его исходные смысл и носительницу.
Еще одна эринния – Тесифона, своим бичом производила отмщение и наказание уже в мире умерших – за совершенные при жизни преступления.
Геката – спутница бога Аида. Её образ рисовали подобным эринниям – пытающий факел, змеи в волосах. Она бродит по кладбищам, вызывает призраки умерших и насылает их на живых в виде ночных видений и кошмаров.
Славяне
Мара/Морена – в узком значении, славянское божество смерти и болезней, владеющее ночными кошмарами. Её иногда считают демоном ночи, видений и кошмаров, когда на человека наводится морок. Мару могут связывать с процессами духовной деградации.
В более глубоком значении, Мара – русская богиня смерти и трансформации, времени, зимы и холода. Именно её человек встречает на границе между миром живых и миром мертвых. Якобы, с достойными людьми она может быть добра и помогает пройти через границу между мирами.
Навки – навки-мавки, злые духи. Имя образовано, скорее всего от слова «Навь» – мир развоплощенных в славянской мифологии. Навок-мавок могли изображать в виде младенцев или русалок.
Ими становились дети, которые:
- родились уже мертвыми,
- умерли, не успев пройти крещение
- прокляты родителями,
- похищенные злой силой.
Те младенцы, которые умерли на русальной неделе (неделя перед Троицей) уже точно превращались в мавок-русалок.
Карна – славянская вестница смерти, божество, помогающее оплакивать умерших. Также ее имя связывают со словом «карать», то есть ей приписывают карательную функцию, когда человеку за его злые деяния приходится проходить беды и переносить страдания. Часто её упоминают в паре с Желей. Также Карну и Желю некоторые авторы называют славянскими эринниями.
Ламя – славянский дух, чудовище, имеет тело змеи и собачью голову, пожирает в полях всходы растений.
Семиты и Библия
Муту – бог смерти, правитель подземного мира в западносемитской мифологии. Пожирает всё живое, способен насылать на природу засуху, людей карать болезнями и бесплодием. Претендуя на власть над всем миром, является основным врагом верховного бога Балу, который его все время побеждает в бою.
Рабасйрэ – аналог бога Муту, владыка мира мертвых, почитался в Пальмире.
Михаил Врубель. Азраил
Ангел Азраил (Азраэль) – ангел смерти, божественное существо, отделяющее душу человека от его тела, помогает перейти в потусторонний мир. Может представать человеку в виде нищего, бродяги.
Самаэль – падший ангел, древнееврейский ангел смерти, предводитель всех демонов. Владеет разрушительной силой, управляет эгрегором мирового зла.
Самаэль – истинное ангельское имя Дьявола. Его называют и змеем-искусителем, о котором мы знаем из библейских историй, якобы именно он увел Лилит от Адама и он же свел Еву с яблоком.
Его рисовали в виде огромного змея с двенадцатью крыльями.
М.А.Врубель. Сидящий Демон
Самаэль – главный враг Архангела Михаила, которого ему не удалось ввергнуть в процесс «падения».
Двуречье и Малая Азия
Нергал – шумерский бог подземного мира и всего того, что приносит разрушения миру живых. Также его «смертные» функции касаются войны, болезней, приносящих массовые эпидемии и смерти (например, чума).
Эрра (Ирра) – в аккадской мифологии мстительное божество мора и войны, разрушающих жизнь. С ним связывали такие вавилонские напасти, как чуму, хаос и разруху, которые способны распространяться дальше, пока Эрра не напитается производимыми им страданиями.
Лилит – шумерский демон, по легендам – первая жена Адама, равная ему во всем и покинувшая его, чтобы перейти на «темную сторону». Связывается с колдовством, вредоносным влиянием на младенцев. Выступает в роли суккуба по отношениям к мужской энергии, обольщая их в виде сексуальной соблазнительницы, которой мужчина не в силах сопротивляться.
Ламашту – аккадская демоница мира мертвых, насылала на людей болезни и похищала детей.
Юго-восточная Азия
Си-ван-му – китайская «владычица западной страны» – страны умерших, смерти и болезней, имеет функцию карательную – наказывать людей, которые нуждаются в исправлении и мести за прегрешения. Си-ван-му владеет пятью наказаниями и небесными карами.
Гуй (могуй, могвай) – в древнем Китае неуспокоенные духи умерших, демоны и обитатели ада, которые вредят живым. Гуй может принимать различные образы, способные завлекать человека и убивать его.
Обычно в своем поведении эти существа были связаны с теми ситуациями, которые их самих привели к гибели. Например, утонувший «помогает» утонуть другим, съеденный тигром, сопровождает этого тигра и натравливает его на другого человека, сгоревший тянет к огню кого-то еще и т.п.
Демона можно было узнать по таким признакам как: он не отбрасывает тени и не имеет подбородка. Они также сами пугаются многих вещей или ритуалов, например плевка, мочи или меча, унесшего жизни многих людей.
Китайские новеллы средневековья часто описывали сюжет встречи живого человека с Гуй.
Юрэй – японский призрак, аналогичный по своему поведению китайским гуй.
Эрлик, Ирлик-хан – высший правитель, тюркский и монгольский владыка царства мертвых. Злое смертоносное божество, обросшее у народов, его почитающих, богатой мифологической основой с подробными жизнеописаниями. Шаманы обращаются к Эрлику, как к отцу, и получают от него способность путешествовать по другим мирам, проникать в потустороннее.
Индейцы
Тескатлипока – «дымящееся зеркало», наиболее известное божество индейцев Центральной Америки, разрушитель. С ним связаны силы подземного мира, уводящие человеческие души вниз, в пучину и создающие различные природные катаклизмы (землетресения, извержения вулканов и пр.).
Тескатлипока враждует с добрым Кецалькоатлем, сам выступает в основном как злой бог, приносящий разрушение и холод.
Считалось, что он может принимая страшные образы, приходить к воинам по ночам и испытывать их мужество.
Если это испытания человек проходит, то Тескатлипока становится его покровителем, помогающим побеждать в боях и отнимать чужие жизни. Еще он помогает разбойникам и колдунам в их разрушительных деяниях.
Иум-цек – майанское божества, отображающее смерть как действие. Глава зимней фратрии (группы божеств), символом которой является красный змей. Правит поочередно с главой летней фратрии – Ицамной.
Рим и Этрусски
Фурии – «неистовствующие», по образу и функциям близки греческим эринниям, являются существами возмездия и насылают угрызения совести. Как только происходит преступление, они чувствуют пролившуюся кровь, так сразу же вмешиваются в ситуацию, начиная преследовать убийцу.
Лемуры – в римской мифологии злые духи, призраки умерших, оставшихся неупокоенными, не похороненными как положено. Изображались похожими на чертей. Считалось, что чаще всего в лемуров превращались души людей, умерших насильственной смертью, преступников или имеющих нечистую совесть, мешающую их окончательному переходу в мир мертвых.
Время их силы – ночь, в это время они поджидали путников на ночных дорогах, ввергали их в безумие и пили человеческую кровь.
Ванф – женский образ, близкий по значению к фуриям, этрусская демоница из мира мертвых. Её руки обвиты змеями, в одной руке – у неё свиток с записями всех прегрешений, которые человек совершил в течении жизни, в другой руке карающий инструмент – меч.
Либитина – римская богиня смерти, мертвых и похорон. Её время наступало, когда переставал дуть южный ветер Сирокко. В её честь строились храмы, где хранились все принадлежности для обрядов похорон, а также где позднее велся учет всех умерших.
Как вы могли заметить, боги смерти и разрушения – имеют схожие черты независимо от этноса, который их описывает. Они или одновременно с карательной и разрушительной функцией, являются владыкой подземного мира, либо «работают» под его крышей и руководством.
В человеческом понимании божества и духи смерти ассоциируются со злом, с тем, что грозит испытаниями и страданиями, расплатой за грехи, смертью и загробным судом.
Но, есть и позитив – часто существует возможность превратить страшных божеств в своих покровителей, для этого нужно пройти их испытания, пережить экстремальные события и принять их силу.
Как это делается – пример в истории «Дары Смерти: смысл и значение».
Источник: https://znak-simvol.ru/bogi-smerti-i-razrusheniya/
Боги и Богини смерти
Морана (Мара, Морена) – могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.
Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».
Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.
Её символы – Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.
Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем…
Соломенное чучело, которое и сейчас все еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.
Греческая мифология
Танатос (др.-греч. «смерть») — в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Никты , брат-близнец бога сна Гипноса. Живет на краю света . Упоминается в «Илиаде».
Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он — единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте.
Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображен на ларце Кипсела как черный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом.
У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу.
Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.Аид у греков или у римлян Плутон (греч.
— «богатый») — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.
Геката, в греческой мифологии властительница мрака, богиня ночи. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии. Царь богов Зевс наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой.
Библейская мифология
Всадник Смерть (Мор) – четвертый и последний всадник, вооруженный косой, время его появления – Апокалипсис.
Более подробна о библейских Ангелах Смерти можно прочитать ЗДЕСЬ!
Египетская мифология
Анубис, в египетской мифологии бог – покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.
Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию.
Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса.
Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета.
Осирис — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.
ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Эрешкигаль — в шумеро-аккадской мифологии богиня, властительница подземного царства (страны Кур).
Эрешкигаль – старшая сестра и соперница Инанны, богини любви и плодородия и супруга Нергала – бога подземного царства и палящего солнца. Под властью Эрешкигаль – семь (иногда больше) судей подземного мира ануннаков.
На входящего в подземный мир Эрешкигаль направляет «взгляд смерти». Упоминается в «Некрономиконе» в той же роли властительницы подземного царства.
Нергал. Бог болезней, войны и смерти. Первоначально считался олицетворением разрушительной, губительной силы палящего Солнца, позже приобрёл отчётливые черты бога смерти и войны.
Соответственно, Нергалу приписывалось развязывание несправедливых войн, а сам бог изображался как насылающий опасные болезни, в том числе лихорадку и чуму.
Название «рука Нергала» распространялось на чуму и прочие инфекционные болезни.
Ирландия (кельты)
Бадб («неистовая») – считалась богиней войны, смерти и сражений. Появление Бадб во время битвы вселяло в воинов отвагу и безумную храбрость, и наоборот отсутствие богини вызывало неуверенность и страх. От действий Бадб в немалой степени зависел исход сражений.
Она существовала и в качестве отдельного персонажа, и в виде одного из аспектов триединой богини; двумя другими были Немаин и Маха.
В результате дальнейшего развития мифологии Бадб, Маха и Немаин превратились в баньши — дух, стоны которого предвещали смерть, в том числе и тем, кто не участвовал в битве.
Немаин («ужасная», «злобная»), в ирландской мифологии богиня войны. Вместе с Бадб, Морриган и Махой она оборачивалась прекрасной девой или вороной, кружившей над полем битвы.
Случалось, что Немаин являлась возле бродов в облике прачки, предсказывающей судьбу.
Так Кухулин накануне своей последней битвы видел, как прачка, плача и причитая, полоскала ворох его собственного окровавленного белья.
Морриган («Королева призраков») — богиня войны в ирландской мифологии. Сама богиня участия в битвах не принимала, но непременно присутствовала на поле боя и использовала всё своё могущество, чтобы помочь той или иной стороне. Морриган также ассоциировалась с сексуальностью и плодовитостью; последний аспект позволяет её отождествлять с матерью-богиней.
ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Хель (др.-исл. Hel) — повелительница мира мёртвых, Хельхейма, дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной).
Когда её привезли к Одину вместе с другими детьми Локи, он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу.
Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель.
Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая — иссиня-чёрной. Её лицо и тело — живой женщины, а бедра и ноги — как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.
Мифология майя
Ах Пуч (Ah Puch) – бог смерти и владыка мира мертвых
Миктлансиуатль (исп. Mictlancihuatl) — супруга Миктлантекутли, которая правила вместе с ним в девятой преисподней Миктлана. Изображалась в виде скелета или женщины с черепом вместо головы; была наряжена в юбку из гремучих змей, являющихся одновременно существами как верхнего, так и нижнего мира.
Её почитание в какой-то мере сохранилось в современном мире в форме почитания Святой Смерти (Santa Muerte) на мексиканском Дне Мёртвых (Día de Muertos).
Кими (Cimi) – бог смерти
Апух — в мифологии майя бог смерти и король Метнала (преисподней). Он изображался как скелет или труп, украшенный звонками, иногда с головой совы.
Хине-Нуи-Те-По, богиня Подземного царства, учит в определенные периоды держать «двери в прошлое» и не отягощать свою жизнь и отношения с людьми воспоминаниями и горьким опытом
ИНДИЯ
Кали. Индийская богиня смерти, разрушения, страха и ужаса, супруга разрушителя Шивы. Как Кали Ма («черная мать») она является одним из десяти аспектов жены Шивы, кровожадного и могущественного воина.
Внешний вид ее почти всегда устрашающий: смуглая или черная, с длинными всклокоченными волосами, обычно изображается обнаженной или лишь в одном поясе, стоящей на теле Шивы и опирающейся одной ногой на его ногу, а другой – на его грудь. У Кали четыре руки, на руках – похожие на когти ногти.
В двух руках она держит меч и отрубленную голову великана, а двумя другими соблазняет тех, кто ей поклоняется. На ней ожерелье из черепов и серьги из трупов. Язык ее высунут, у нее длинные острые клыки. Она забрызгана кровью и напивается допьяна кровью своих жертв.
На своей шее она носит ожерелье из черепов, на котором выгравированы санскритские буквы, считающиеся священными мантрами, при помощи которых Кали и творила, соединяя Стихии.
Восточная мифология
Богиня смерти Найне , ей поклонялся древний народ Индонезии.
Дзигокудаю, в японской мифологии – богиня смерти, владычица загробного мира. На гравюре Таисё Ёситиси ухмыляющиеся демоны держат зеркало перед Дзигокудаю, владычицей загробного мира, которая видит свое отражение в облике скелета — это ее истинный образ.
Эмма— в японской мифологии бог-властитель и судья мертвых, который правит подземным адом — дзигоку. Так же его часто называют Великий царь Эмма .
И в древности, и в современности его изображали большим человеком с красным лицом, глазами навыкат и бородой.
Ему подвластно многотысячная армия, которой управляют восемнадцать военачальников, а в личном распоряжении находятся демоны и стражники с лошадиными головами.
Идзанами — в синтоизме богиня творения и смерти, рождённая вслед за первым поколением небесных богов, супруга бога Идзанаги. До ухода в царство мёртвых богиня носила титул Идзанами-но микото (букв. «высокое божество»), после этого события и расторжения брака с Идзанаги — Идзанами-но ками («богиня», «дух»).
Источник: http://gothicsstyle.ru/2013/08/13/bogi-i-bogini-smerti/
Боги смерти в разных культурах | Легенды и миф, мифология и фольклор | Багира
Человек — единственное существо, осознающее конечность своего бытия. В каждой мифологической системе было место для бога смерти. В разных культурах, в разных уголках земли его изображали по-разному, однако у всех этих божеств были схожие черты.
Оборванная нить
Функции бога смерти варьировались: это могло быть существо, забирающее душу человека в момент умирания, проводник, сопровождающий душу в царство мёртвых, и непосредственно властелин этого царства. При этом следует заметить, что сам срок жизни человека обычно определялся другими богами, которых можно назвать богами судьбы.
Наиболее известные — древнегреческие мойры, одна из которых, Клото, прядёт нить человеческой судьбы, другая, Лахесис, определяет длину этой нити, а третья, Атропос — режет её ножницами в нужный момент.
Таким образом, бог смерти не решает, кому жить, а кому умереть, он — всего лишь исполнитель.
Но при этом его могущество зачастую столь велико, что даже верховный бог не в силах навязать ему свою волю.
Смерть и сон
Поскольку древнегреческая мифология хорошо известна современному человеку, мы коротко расскажем о её богах смерти. Это властелин царства мёртвых Аид, проводник душ в загробный мир Гермес (он же — бог торговли, плутовства, обмана, воровства и красноречия, в общем, довольно многофункциональное божество), а также непосредственно бог умирания — Танатос.
Среди прочих богов Танатос не пользуется уважением, кроме того, считается, что он равнодушен к жертвам, приносимым человеком, ибо смерть, как известно, неумолима. Танатос — брат Гипноса, бога сна. Греки часто изображали их — смерть и сон — рядом, в виде белого и чёрного юношей. Чёрный держал в руке погасший факел, символ закончившейся жизни.
«По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела, носятся бесплотные лёгкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром.
Нет никому возврата из этого царства печали», — так описывает царство Аида Николай Кун в книге «Легенды и мифы Древней Греции». Малоприятное место, в которое жизнелюбивые греки совершенно не хотели попадать.
Сердце на весах
Древние египтяне почитали Анубиса, бога, которого изображали в виде человека с головой шакала. Интересно, почему именно шакал стал символом подобного божества? Шакал — мелкий хищник, по внешнему виду напоминающий волка. Нельзя сказать, что это очень опасное для человека животное. Однако есть особенности, делающие этого зверя одним из символов смерти.
Во-первых, в рационе шакала заметное место занимает падаль, во-вторых, этот зверь издаёт резкий вой, напоминающий вопль отчаяния, а в-третьих, шакал необыкновенно хитёр и дерзок.
Анубис — проводник душ умерших в загробный мир, а также участник суда Осириса.
Если же сердце тяжелее пера Маат, то покойника ждёт незавидная участь — его пожрёт Амат, чудовищный лев с головой крокодила, т.е. Случится смерть после смерти, на этот раз окончательная и бесповоротная.
Сине-белая Хель
У древних скандинавов миром мёртвых правила Хель, дочь коварного бога Локи и великанши Ангробды из Железного леса. Выглядит Хель весьма непрезентабельно — высокого роста, половина тела — черно-синяя, половина — мертвенно-бледная. В некоторых версиях мифа есть упоминание о том, что бедра и ноги Хель покрыты трупными пятнами.
Очевидно, внешний облик Хель — как и, например, представление смерти в виде скелета — это перенесение черт трупа на образ самого бога смерти.
Царство Хель — Хельхейм — место довольно унылое: там темно и холодно. Правда, не все умершие попадают в царство сине-белой Хель.
Скандинавская мифология создала образ так называемой Валгаллы — своеобразного рая для доблестных воинов. Под руководством Одина они каждый день сражаются, убивая друг друга. Но лишь завершается битва — и павшие воскресают, чтобы, сев за один стол со своими победителями, начать пир.
Воины — люди, несущие смерть, но и сами рискующие своей жизнью, — в итоге как бы побеждают смерть, вечно умирая и воскресая.
Любовь и смерть
В синтоизме — традиционной религии Японии — о загробном мире рассказывается следующее. Идзанаги и Идзанами — божественные супруги — создали землю и всех, кто её населял. Идзанами родила на свет других богов: богиню солнца Аматэрасу, бога луны Цукиеми, бога ветра Сусаноо.
Но когда на свет появился бог огня Кагу-цути, он опалил свою мать, и та тяжело заболела, а затем, оставив мужа и детей, отправилась в Еми, страну вечного мрака. Идзанаги был безутешен. Он отправился вслед за женой, чтобы найти и вернуть её в мир живых. Путь был долог, и чем дальше бог шёл, тем меньше видел — вокруг сгущалась тьма.
И, наконец, когда глаза его ничего не могли различить во мраке, он услышал голос Идзанами. И этот голос сказал, что он пришёл слишком поздно. Идзанаги хотел в последний раз взглянуть на свою супругу и, хотя та просила его не делать этого, зажёг огонь.
То, что он увидел, заставило Идзанаги содрогнуться: его некогда прекрасная супруга превратилась в чудовище, которое окружали не менее уродливые твари. Эти порождения Еми бросились на него, так что бедный бог едва унёс ноги. Вернувшись в мир, где светило солнце, Идзанаги провёл очистительный обряд, чтобы царство мёртвых более не имело над ним власти.Этот японский миф, напоминающий своим сюжетом историю об Орфее и Эвридике, демонстрирует нам веру древнего человека во всемогущество смерти — даже бог не в силах освободить возлюбленную из царства мрака. Мало того, само пребывание в Еми превращает богиню в чудовище — так же, как смерть и превращают отвратителные трупы.
Интересно, что схожий миф об уходящей в подземное царство богине есть и у аборигенов Новой Зеландии маори. Очевидно, тема поисков супруги в царстве смерти — один из универсальных мифологических сюжетов, порождённый горькой реальностью, в которой смерть зачастую разлучает любящих.
«Стильная» преисподняя
Если мы перенесёмся на другой конец света — в Америку, то увидим, что здешнее божество смерти во многом схоже с вышеописанными. В мифологии ацтеков Миктлантекутли — владыка загробного мира Миктлан — изображался в виде окровавленного скелета или человека с черепом вместо головы.
Это жуткое существо не чуждо своеобразной эстетики: его голова украшена перьями совы, а на шее ожерелье из человеческих глаз. Спутники бога — летучая мышь, паук, сова… и супруга, Миктлансиуатль. Её также изображали в виде скелета или женщины с черепом вместо головы. Эта экстравагантная дама одета в юбку из гремучих змей.
Живёт супружеская чета в доме без окон, расположенном в самой нижней, девятой преисподней Миктлана. Чтобы попасть к ним в гости, умерший проделывал нелёгкий путь, длившийся четыре дня.
Ему необходимо было пройти между двумя горами, которые могли обрушиться на него в любую секунду, спастись от змеи и крокодила, преследующих его, пересечь восемь пустынь, взойти на восемь гор, стерпеть ледяной ветер, мечущий в него камни и острые обсидиановые лезвия. И лишь потом, выйдя на берег подземной реки, умерший встречал проводника — маленькую собаку с рубиновыми глазами.
На её спине он пересекал реку, за которой начинались владения Миктлантекутли. Покойник приносил богу смерти дары — то, что родственники положили в его могилу. Миктлантекутли оценивал щедрость покойника и определял его место в одной из девяти преисподних. И ни в одной из них ничего хорошего покойника не ждало.
Этой участи избегали лишь погибшие в бою воины (а также принесённые в жертву пленники), которые попадали в мир, напоминающий скандинавскую Валгаллу. Кроме того, отдельный мир с неплохими жилищными условиями существовал для утопленников, считавшихся избранниками бога воды. Особое обиталище — «дом маиса» — было у женщин, умерших во время родов. По ночам они возвращались на землю в виде призраков, тревожа живых и предвещая беду.
Увы, тех, кто ушёл навеки, в земном мире не особенно жаждут видеть.
Журнал: Тайны 20-го века №14, апрель 2012 года Рубрика: За предельной чертой
Эмилия Галаган
Tags судьба религия Тайны 20 века смерть мифология душа иномирье боги
Источник: https://www.bagira.guru/myths/bogi-smerti-v-raznykh-kulturakh.html